Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Минбар Ислама №2 (244) /Февраль 2016/ «Оказывается, в Иране есть кинематограф!»
27.03.2016

«Мухаммад  посланник Всевышнего»  фильмов с таким названием и на такую тему еще никогда не показывали в России на большом экране.

Московская премьера трехчасовой игровой ленты иранского мэтра Маджида Маджиди состоялась 6 февраля 2016 года в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате.

В рекламном релизе фильма делался акцент на том, что «Мухаммад — посланник Всевышнего» стал самой дорогой картиной в истории иранского кинематографа — его бюджет составил около 50 млн долларов. Но как сказал на предварительной пресс-конференции режиссер М. Маджиди, львиная доля этих денег ушла на строительство киногородка «Нур» в 55 км от Тегерана в сторону Кума. Ландшафт этих мест очень напоминает ландшафт Мекки и Медины времен жизни Пророка. Здесь была воспроизведена и главная святыня мусульман — Кааба, в том виде, какой она могла быть в конце VI века, когда происходили показанные в данном фильме события: рождение, детство и отрочество Мухаммада (мир ему). Как известно, дед Пророка, почтенный Абд аль-Мутталиб из рода Курейш, был хранителем ключей от Каабы, которая за много веков до ислама являлась местом паломничества и святыней для многих арабских племен, но была вместилищем языческих идолов. Им поклонялись жители Мекки и все путники, следовавшие с караванами через этот крупный торговый город древней Аравии. Строители киногородка «Нур» не без оснований рассчитывают, что он станет площадкой для новых фильмов, связанных с историей ислама. Созданная инфраструктура и роскошные декорации под открытым небом позволяют его сделать международным киноцентром, где могут снимать режиссеры разных стран. Сам М. Маджиди сказал, что фильм «Мухаммад — посланник Всевышнего» — всего лишь первая часть задуманной им трилогии о жизни Пророка.


Кадр из фильма «Мухаммад  посланник Всевышнего»

Фильм снимался и в других частях Ирана — в Кермане и в Бушере, а также в Южно-Африканской Республике, где были отсняты эпизоды, иллюстрирующие кораническую суру «Слон», когда угрожавшее Мекке грозное вой­ско на боевых слонах было обращено в бегство с помощью птиц. Тема чуда проходит красной нитью через весь фильм. Чудо присутствует в каждом эпизоде, где появляется благословенный отрок. Многие моменты в фильме захватывают дух своим техническим исполнением и дадут фору многим голливудским блокбастерам. Но лично мне самыми чудесными показались именно те сцены, где мастер психологической драмы Маджиди использовал только голос и взгляд актеров, а также свое удивительное умение наполнить паузу осмысленной тишиной. Кстати, звук в этом фильме сделан так качественно, что слышен каждый вздох.

В картине заняты самые именитые актеры из Ирана — Мехди Пакдель, Алиреза Шоджа Нури, Мохсен Танабанде, Дарьюш Фарханг, Мина Садати, Сара Байат. В проекте принимали участие специалисты из нескольких стран, в частности, оскароносный итальянский оператор Витторио Стораро, итальянский монтажер Роберто Перпиньяни и живущий в Италии художник-постановщик Мохсен Шах Эбрахими. Постановщиком спецэффектов был Скотт Андерсон, специалист из Голливуда. Музыку написал индийский композитор Алла Ракха Рахман, известный по фильму «Миллионер из трущоб».

В исламе существует запрет на изображение лица пророка Мухаммада, так как воссоздание его образа всегда будет субъективным. И художник, взявшийся за фильм о жизни человека, изменившего мир, понимал, какую огромную ответственность он берет на себя. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» М. Маджиди подробно остановился на мотивах, побудивших его взяться за эту работу:

 Как деятель искусства и культуры, я уже давно думал о том, что представление об исламе в современном мире сильно искажено. Это происходит по вине различных группировок, например, таких как ДАИШ, совершающих бесчеловечные действия и, к сожалению, провозглашающих себя «мусульманами». «Я убежден в том, что они не имеют ничего общего с исламом, а просто украли название нашей религии и очернили ее образ»,  сказал он. Режиссер констатировал, что сейчас многие люди, особенно на Западе, испытывают исламофобию и прочно ассоциируют образ мусульманина с образом террориста. «Но на самом деле ислам  религия мира, добра и милости, это та религия, которая уделяет огромное внимание вопросам человеческого достоинства и уважает другие религии, такие как христианство и иудаизм. В Иране веками бок о бок живут христиане, иудеи, зороастрийцы, у них есть свои храмы и школы»,  сказал М. Маджиди и добавил: «Созданием фильма о пророке Мухаммаде я хотел открыть дверь в настоящий ислам для западного мира и постарался показать хотя бы каплю огромного океа­на милости и доброты нашей религии, ее Пророка. Но главной целью этого фильма было способствовать единству мусульманской уммы во всем мире».

При создании сценария была проведена колоссальная исследовательская работа. М. Маджиди и знаменитый иранский историк Камбуджия Партави тщательно изучили множество исторических текстов и тафсиров, хранящихся ныне в архивах целого ряда стран Ближнего Востока и северо-западной Африки, встречались со специалистами по истории и религии, виднейшими улемами разных мазхабов — как шиитских, так и суннитских. Каждый эпизод фильма основан на определенных сурах Корана и достоверных хадисах, принятых во всем исламском мире. В процессе съемок было неукоснительно соблюдено главное правило — не показывать лица тех, кому выпала высокая честь исполнять роль Пророка в его детстве и отрочестве.

Однако религиозные авторитеты Саудовской Аравии, а также улемы египетского университета «Аль-Азхар», даже еще не увидев фильм «Мухаммад — посланник Всевышнего», уже поспешили объявить его «харамом» и запретили к показу в своих странах. Это очень огорчает режиссера, который хотел, чтобы его труд послужил именно единству мусульман всего мира. Кстати, предыдущий и фактически единственный полнометражный игровой фильм о жизни пророка Мухаммада «Послание», снятый американцем сирийского происхождения Мустафой Аккадом почти 40 лет назад (1977), также вызвал резкое неприятие со стороны Саудовской Аравии и улемов «Аль-Азхара». Там тоже не было показано «лицо Пророка» — зрители могли слышать лишь «голос Мухаммада» и наблюдать происходившее как бы его глазами, не видя его самого.

Создание нового фильма о жизни Пророка заняло семь лет напряженной работы специалистов разных стран. На мой вопрос, как возник замысел кинокартины, Маджид Маджиди ответил так:

 Идея этого фильма пришла ко мне во время хаджа, совершенного приблизительно девять лет назад. Я смотрел на мусульман из разных стран, общался с ними, размышлял о том, как зарождалась религия, и понял, что такой фильм нужен именно сейчас. Мое чувство укрепилось, когда я был приглашен на фестиваль в Данию. В Европе, как я уже сказал, под исламом понимают совсем другое. То, что идея фильма смогла воплотиться, это, конечно, не только моя заслуга. И не только результат деятельности профессионалов из разных стран. Это Благоволение свыше. Все эти годы я жил только этим фильмом. Вы знаете, когда мы приезжали на съемочную площадку, мы видели, с каким упоением работают люди! В некоторых сценах было задействовано несколько тысяч человек, и все они работали так, как будто выполняли великую миссию,  сказал М. Маджиди.

Перед показом фильма выступил председатель Союза кинематографистов России режиссер Никита Михалков, хорошо знакомый с предыдущими картинами М. Маджиди:

 Я надеюсь, что картина про детство пророка Мухаммада даст возможность большому количеству людей, живущих в России, которые мало знают про настоящий ислам, чистый ислам, почувствовать его! Для меня сегодня очень важный день. Во-первых, на сцене сегодня в Москве стоит великий режиссер, певец своей культуры, персидской культуры  культуры, которая существовала веками и приносила миру огромные имена, открытия. И когда он рассказывает в своих картинках про маленьких людей,  это скромные картины с маленьким бюджетом, но с огромным сердцем и культурой. Я очень рад, что сегодня здесь находится мой коллега и друг Маджид Маджиди. Я очень надеюсь, что эта картина будет воспринята в России, и я очень хочу, чтобы она была воспринята в России! Для того, чтобы понимать и любить, нужно уважать, знать и чувствовать. Только уважение, знание и чувство помогут нам не хвататься, закрыв глаза, за пистолет. И Россия  этому подтверждение. Спасибо!

 

Аида Соболева,
Гостелерадио ИРИ  Русская служба



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.