Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Минбар Ислама №11-12 (241-242) /Ноябрь-Декабрь 2015/ ИСТОРИЯ
15.02.2016

Московская Соборная мечеть в годы Великой Отечественной войны

  

  

  

 

Курбан-байрам в Московской Соборной мечети в 1945 г. Кадры кинохроники

В годы Великой Отечественной войны община Московской Соборной мечети действовала в тесной координации с муфтием ЦДУМ Абдурахманом Расули. 15–17 мая 1942 года предстоятель Московской Соборной мечети Халил-Рахман Насретдинов в качестве «имама города Москвы, мухтасиба и члена Духовного Совета ЦДУМ» участвовал в совещании членов ЦДУМ под руководством муфтия А. Расули, принявших известное «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». Московский имам наряду с муфтием А. Расули участвовал в подготовке первого съезда улемов Средней Азии и Казахстана, проходившего в 1943 году в Ташкенте, когда было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана. По информации потомков среднеазиатских муфтиев Бабахановых, огромную консультативную роль при создании этого нового муфтията с центром в Ташкенте сыграл бывший имам-хатыб Московской Соборной мечети Абдулвадуд Фаттахетдинов, который после возвращения из ссылки с Соловецких островов проживал в столице Узбекистана.

Несмотря на многочисленные лишения и трудности военного времени, московские мусульмане вели сбор средств на танковую колонну для Красной Армии; в общей сложности прихожанами было собрано 55 тысяч рублей наличными и 20 тысяч рублей облигациями. В 1944 году в адрес «мухтасиба имама мечети» Халила Насретдинова и председателя приходского совета Закера Алимова были направлены телеграммы: И. Сталина — "прошу передать верующим мусульманам Москвы... мой привет и благодарность Красной Армии"; и генерал-майора танковых войск Липодаева — "сообщаю, что на средства, внесенные верующими мусульманами гор. Москвы, построены танки и переданы частям генерал-лейтенанта... Лазарева. Прошу сообщить об этом всем, кто принимал участие в сборе средств«.

Таким образом, произошло изменение государственной политики в области религии и частичная нормализация отношений властей к мусульманам Москвы. Соборная мечеть в годы войны стабильно действовала и собирала по пятницам по 900–1200 человек, а в праздничные дни — до 5–6 тысяч верующих. Процитируем воспоминания Раузы-апы Кастровой, внучки Салиха Ерзина (мецената, построившего Московскую Соборную мечеть в 1904 году): «Во время войны я продолжала ходить в мечеть. Народ в мечеть даже не вмещался — так много было людей. Весь двор был полон».

Стабильное положение сохранялось и в первые послевоенные годы. Об этом свидетельствуют документы, сохранившиеся в Государственном архиве Российской Федерации. В 1946–1947 годах число прихожан мечети по пятницам составляло более 1 тысячи человек, по праздникам — около 13 тысяч (10 тысяч мужчин и около 2–3 тысяч женщин) — рабочих, служащих, работников торговых сетей, а также и группу молодых прихожан.

Московская мечеть. В течение всего месяца рамазана по вечерам проводились молитвенные собрания (таравих), продолжавшиеся 4045 минут. Ежедневная посещаемость была по 200250 мужчин и 250300 женщин. Преобладавшее число как среди мужчин, так и среди женщин составляли люди пожилые, до 80% примерно старше 40 лет.

По приблизительным данным в Москве верующих 20 тыс., из них держало уразу 30%, молодежь до 25 лет составляла примерно 20% из числа соблюдавших пост.

Москва. Молитвенные собрания, посвященные празднику Ураза, были проведены 6 августа... для мужчин..., молящихся было 3500 чел. Молодежь до 25 лет составляла 1518%. 7 августа (для женщин) молящихся было около 300 чел., молодежь до 25 лет составляла более 20%.

Информация Совета по делам религиозных культов. 1948 г. ГАРФ

В те годы, в 1940–1952 годах, в Москве сложился другой неофициальный мусульманский приход — на Даниловском мусульманском кладбище во главе с уроженцем села Телекеево (ныне Илишевского района Башкортостана) комендантом кладбища Ибрагимом Акмалетдиновичем Гаитовым (1885–1973).

О Даниловском мусульманском кладбище в 1946 г.

Мусульманское кладбище, 2-й Рощинский проезд, д. № 7. Территория кладбища 6 га. Кладбище ограждено деревянным забором с трех сторон, с четвертой же стороны овраг, представляющий собой естественную преграду. Ворота на запоре. Открыта только калитка, у которой дежурит сторож. Посещение кладбища без надобности не допускается. Специального регистратора нет. Книгу регистрации ведет дочь коменданта, наиболее грамотная, служащая дворником. Штат состоит из 7 человек: коменданта, 4 сторожей, землекопа и дворника.

В составе обслуживающего персонала имеются родственники: комендант, его дочь  дворник и зять  сторож.

Есть книга инспекторского обследования... за 1943... 1946 годы. Недостатков почти не отмечалось. Состояние кладбища удовлетворительно.

На территории кладбища, рядом с конторой находится флигель, где производится обмывание покойников и все приготовления к похоронам по религиозному обряду.

Кроме могил мусульман, есть немного могил караимов.

В 1944–1947 годах московские мусульмане пытались также добиться и возвращения здания Исторической мечети в Замоскворечье, но им это не удалось. В 1949 году было образовано Религиозное общество мусульман (РОМ) г. Москвы, которое сразу же заключило договор с властями о бессрочном и бесплатном пользовании зданием мечети.

Однако к началу 1950-х годов благожелательное отношение властей вновь сменилось на идеологический и политико-административный диктат. Особенно контрастно новая политика смотрелась на фоне тех усилий, которые предпринимались буквально несколько лет назад по сплочению общества и многочисленных народов страны. Во время Великой Отечественной войны власти пошли на такой шаг, как создание татароязычных газет для нужд солдат и офицеров, служивших на фронтах. Например, в Московском военном округе выходила газета «Кызыл сугушчы» (Красный воин), в Ленинградском — "Ватанны саклауда" (На страже Родины) и т. д.

В начале 1953 года имам Соборной мечети Халил-хазрат Насретдинов заявил о готовности уйти в отставку, и затем был лишен регистрации как священнослужитель и отстранен от совершения богослужений; до конца своей жизни он проживал в частном доме в Подмосковье. В ответ на ходатайство РОМ Москвы, поддержанное новым муфтием Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) Шакиром Хиялетдиновым, о восстановлении имама в прежней должности, последовала резолюция уполномоченного по делам религии: «удовлетворить ходатайство не представляется возможным». Это решение вызвало острую конфликтную ситуацию в мусульманской общине.

В те годы отчетливо проявилось негласное противостояние двух тенденций в советской политике — идеологической и прагматической. Прагматические подходы во внешней политике, возобладавшие после смерти Сталина, оказывались сильнее идеологических догм. Это обстоятельство впоследствии обеспечило выживание московской мусульманской общины и Соборной мечети Москвы как религиозного и социального института в условиях хрущевской антирелигиозной кампании конца 1950-х — начала 1960-х годов. Однако до этого Религиозному обществу мусульман г. Москвы уполномоченным по делам религии была навязана неоднократная смена кадров, приведшая к нескольким кризисам.

(Продолжение следует.)

к. и. н. Дамир Хайретдинов

 

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.