Московская Соборная мечеть в годы Великой Отечественной войны
Курбан-байрам в Московской Соборной мечети в 1945 г. Кадры кинохроники
В годы Великой Отечественной войны община Московской Соборной мечети действовала в тесной координации с муфтием ЦДУМ Абдурахманом Расули.
Несмотря на многочисленные лишения и трудности военного времени, московские мусульмане вели сбор средств на танковую колонну для Красной Армии; в общей сложности прихожанами было собрано 55 тысяч рублей наличными и 20 тысяч рублей облигациями. В 1944 году в адрес «мухтасиба имама мечети» Халила Насретдинова и председателя приходского совета Закера Алимова были направлены телеграммы: И. Сталина — "прошу передать верующим мусульманам Москвы... мой привет и благодарность Красной Армии"; и генерал-майора танковых войск Липодаева — "сообщаю, что на средства, внесенные верующими мусульманами гор. Москвы, построены танки и переданы частям генерал-лейтенанта... Лазарева. Прошу сообщить об этом всем, кто принимал участие в сборе средств«.
Таким образом, произошло изменение государственной политики в области религии и частичная нормализация отношений властей к мусульманам Москвы. Соборная мечеть в годы войны стабильно действовала и собирала по пятницам по
Стабильное положение сохранялось и в первые послевоенные годы. Об этом свидетельствуют документы, сохранившиеся в Государственном архиве Российской Федерации. В
Московская мечеть. В течение всего месяца рамазана по вечерам проводились молитвенные собрания (таравих), продолжавшиеся 40–45 минут. Ежедневная посещаемость была по 200–250 мужчин и 250–300 женщин. Преобладавшее число как среди мужчин, так и среди женщин составляли люди пожилые, до 80% примерно старше 40 лет.
По приблизительным данным в Москве верующих 20 тыс., из них держало уразу 30%, молодежь до 25 лет составляла примерно 20% из числа соблюдавших пост.
Москва. Молитвенные собрания, посвященные празднику Ураза, были проведены 6 августа... для мужчин..., молящихся было 3500 чел. Молодежь до 25 лет составляла 15–18%. 7 августа (для женщин) молящихся было около 300 чел., молодежь до 25 лет составляла более 20%.
Информация Совета по делам религиозных культов. 1948 г. ГАРФ
В те годы, в
О Даниловском мусульманском кладбище в 1946 г.
Мусульманское кладбище,
В составе обслуживающего персонала имеются родственники: комендант, его дочь — дворник и зять — сторож.
Есть книга инспекторского обследования... за 1943... 1946 годы. Недостатков почти не отмечалось. Состояние кладбища удовлетворительно.
На территории кладбища, рядом с конторой находится флигель, где производится обмывание покойников и все приготовления к похоронам по религиозному обряду.
Кроме могил мусульман, есть немного могил караимов.
В
Однако к началу
В начале 1953 года имам Соборной мечети Халил-хазрат Насретдинов заявил о готовности уйти в отставку, и затем был лишен регистрации как священнослужитель и отстранен от совершения богослужений; до конца своей жизни он проживал в частном доме в Подмосковье. В ответ на ходатайство РОМ Москвы, поддержанное новым муфтием Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) Шакиром Хиялетдиновым, о восстановлении имама в прежней должности, последовала резолюция уполномоченного по делам религии: «удовлетворить ходатайство не представляется возможным». Это решение вызвало острую конфликтную ситуацию в мусульманской общине.
В те годы отчетливо проявилось негласное противостояние двух тенденций в советской политике — идеологической и прагматической. Прагматические подходы во внешней политике, возобладавшие после смерти Сталина, оказывались сильнее идеологических догм. Это обстоятельство впоследствии обеспечило выживание московской мусульманской общины и Соборной мечети Москвы как религиозного и социального института в условиях хрущевской антирелигиозной кампании конца
(Продолжение следует.)
к. и. н. Дамир Хайретдинов