Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 9-10 (167-168) /Ноябрь-Декабрь 2015/ Сущность хариджитской идеологии
14.02.2016

31 октября аэробус А‑321 «Шарм-эль-Шейх — Петербург» разбился через 23 минут после взлета. На борту было 217 пассажиров и семь членов экипажа — погибли все. Затем в СМИ стали появляться различные версии этой трагедии. Террористы ДАИШ, так называемого «исламского государства», с гордостью заявили о том, что самолет сбили они. Причастны они к гибели невинных людей или нет — это второй вопрос. Но мир продолжает воспринимать ислам как потенциальную угрозу, усиливаются исламофобские настроения, мусульмане и мечети подвергаются нападениям. Основными разжигателями межконфессианальной ненависти являются лица, сеющие террор и страх от имени «настоящего» ислама. Бесконечные убийства, грабежи и насилие со стороны ДАИШ привели к европейскому миграционному кризису; около миллиона беженцев из Сирии, Ирака, Пакистана и Афганистана уже пересекли границу Евросоюза. Не стоит недооценивать разрушительную силу «псевдоисламистов». В ходе их деятельности процветающее и мирное государство Сирия превратилась в пустую выжженную землю. Согласно официальным данным, конфликт унес жизни 250 тысяч человек, около 4 млн человек, оставив свои дома и накопленное имущество, стали беженцами.

Нам предстоит ответить на несколько очень важных вопросов: во‑первых, что из себя представляют так называемые «хариджиты» и «такфиристы»; во‑вторых, по каким признакам можно выявить их; и, в‑третьих, какие факторы приводят к глубокой радикализации и духовной деградации личности.

На протяжении последних двух-трех лет я внимательно изучал открытые в социальных сетях видеоматериалы с участием ДАИШ и прочих опасных сект. Несколько удивляет сходство современных хариджитов и хариджитов, существовавших в VII веке.

Для начала нужно разобраться с терминологией. Термин «хариджит» происходит от арабского глагола «хараджа» — выходить. По исламу, хари­джитом является тот, кто выходит из лона традиционного ислама и подается в сторону крайностей. Еще, хариджиты — это те люди, которые вышли против официальных властей и правителей. Во время правления праведного халифа Али ибн Абу Талиба группа экстремистов объявила имама Али неверным, они отказались подчиняться ему и на территории халифата совершали преступления.

Хариджиты больше себя называли термином «хурурия» — приверженцами свободной и независимой коалиции от представителей официального ислама. После смерти пророка Мухаммада (мир ему) среди людей оставались виднейшие сподвижники. К ним можно причислить Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба, Абу Мусу, Амра ибн Аса, Муавию. Всех их хариджиты внесли в черные списки и приговорили к смерти. Радикалы тогда и сейчас для оправдания преступлений используют «такфир». Совершить такфир значит обвинить верующего в неверии, назвать его кяфиром — неверным. Если ты превратился в «кяфира», то у тебя нет никаких прав. Хариджиты, перечисляя кого-либо в касту неверных, открывают для себя ряд возможностей: они могут убить вас, забрать в рабство и конфисковать все ваше имущество.

Как отмечают мусульманские ученые, хариджиты отличаются крайностью и фанатизмом в религии. Кого-то сатана сбивает с прямого пути, внушая чрезмерность к мирскому, а кого-то — к духовному. Сектанты больше нас выстаивают молитвы, больше постятся и читают Священный Коран. С этим никто не спорит. Посланник (мир ему) описывал хариджитов так: «В моей общине выйдет народ, который будет читать Коран — их чтение с вашим чтением — ничто, их молитва с вашей молитвой — ничто. Их пост с вашим постом — ничто. Они будут читать Коран, считая, что он за них, но он против них! Их молебны не будут более, чем заклинания. Они пролетают сквозь ислам, как стрела проходит цель навылет» (Муслим).

Религия ислам не была послана людям в качестве их назидания. Ислам, в первую очередь, — это милость и облегчение. Задача религии не подавлять и не унижать нас, а наоборот, возвышать и прививать нравственность, чтобы все были добрее и заботились друг о друге. Пророк Мухаммад (мир ему) остерегал от фанатизма и говорил: «Погибли чрезмерные», — те, кто переступает грани дозволенного. Кто превращает религию в инструмент для подавления свободы и воли человека, то он обречен на провал. Рано или поздно религия побеждает его. Пророк (мир ему) учил: «Поистине, эта религия легкая, и если кто-то попытается усложнить эту религию, то она одолеет его, поэтому придерживайтесь умеренности, приближайте и радуйте» (Аль-Бухари).

Ибн Аббас — один из тех ученых мужей, который за свои знания в области Корана и хадисов был прозван как «Хабар аль-Умма» — знаток исламской общины. По всем спорным вопросам обращались к нему. И когда наступили времена смуты и появились религиозные фанатики, он отправился к ним и после встречи описал их следующим образом: «Мне довелось быть у группы людей, настолько усердствующих в религии, что таких я никогда раньше не встречал. Их лбы протерты от земных поклонов, а руки подобны верблюжьим ногам. На них истертая одежда, а на их лицах опечаток от нехватки сна».

 

Излишняя религиозность приводит к тяжелым последствиям. Сектанты теряют семьи и друзей, становятся объектом для насмешек. Посланник (мир ему) находил время как для поклонений, так и для всего остального. Он уделял внимание супругам, детям, навещал гостей и отдыхал. Что Пророк (мир ему) произнес в адрес трех юношей, пожелавших начать аскетичный образ жизни? Первый из них вознамерился всю жизнь не прерывать намазы, второй дал слово в течение всей жизни держать пост, третий же пожелал никогда не жениться. Посланник (мир ему) коротко и ясно тогда произнес: «Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!» (согласованный хадис).

Чрезмерность проявляется в поклонениях, одежде и образе жизни. Представьте такую картину: крупный российский мегаполис, около входа в метро стоит женщина от головы до ног вся в черной парандже. На нее смотрят окружающие, кто-то смеется, кто-то боится, некоторые подходят к ней и фотографируют. Вопрос: кто ее выпустил на улицу в таком одеянии и сделал объектом для издевательств? Можно было одеться в другую одежду, менее приметную. Зачем закрывать лицо? Согласно шариату лицо позволительно оставлять открытым. Затем приехали сотрудники правопорядка и забрали ее в отделение. Кто виноват во всем? Наша крайность в религии.

Однажды Пророк (мир ему) — пример терпимости и доброты — рассердился на близкого друга Муаза ибн Джабаля. Последний удлинял молитвы, люди сильно уставали и, не выдержав, пожаловались Посланнику (мир ему). Вызвав к себе Муаза, Пророк (мир ему) в его адрес трижды произнес: «Муаз, разве ты смутьян?» (Аль-Бухари). Зачем сеять недовольство среди прихожан и усложнять легкое?

В большинстве случаев ужесточение в религии вытекает из-за незнания законов шариата и неосведомленности. Собственно невежество остается основной причиной и фактором возникновения сект и радикальных течений.

После распада СССР российские религиозные общины столкнулись с новыми проблемами. Часть активной молодежи под влиянием внешней пропаганды избрала для себя путь «жесткого» ислама. Сотни тысяч граждан в течение нескольких лет превратились в адептов ранее неизвестных для советских мусульман течений. Ужесточение в религии, уход в крайности, проповедование неприязни к окружающим — эти качества отличали их от простых, добродушных верующих.

Корни идеологической агрессии кроются в отсутствии необходимых знаний в области «Тафсира», хадисов и «Усуль-аль-Фикха». Тафсир — наука толкования и разъяснения аятов Корана. Читая переводы Священной Книги, мы не в состоянии получить ответы на интересующие нас вопросы. Например, только в авторитетных тафсирах можно узнать о том, по какому случаю и в отношении кого был ниспослан отдельный аят. Без этой науки невозможно понять истинный смыл слов Всевышнего. Дисциплину исламского права, систематизирующую источники, основы теории и методологии юриспруденции, принято называть «Усуль ал-Фикх». Муфтии — ученые, прежде чем начать выдавать фетвы по разным вопросам, обязаны досконально изучить данный раздел ислама. Говоря о хадисах, мы подразумеваем как степень их достоверности, так и значение изречений Посланника. Не все хадисы заслуживают доверия, миллионы изречений Пророка находятся в разделе «даиф».

Путь ислама лежит через знания, терпение и старание. К сожалению, есть и те, кто желает получить положительный результат быстро и сразу. Они не хотят ждать, утруждать себя учебой и выбирают иной, опасный путь обвинений, клеветы и насилия. Исламское образование основывается на знании арабского языка. Не овладев языком Досточтимого Корана, невозможно преуспеть в богословии. Часто представители опасных исламских течений не в состоянии излагать мысли, читать и писать на арабском. Если во время Посланника умма придерживалась одного вероубеждения и была единой, то уже через 100–150 лет после смерти пророка Мухаммада возникли десятки религиозных сект, в их числе хавариджи, кадириты, джахмиты и другие. На новых территориях халифата люди принимали ислам и истолковывали его согласно своим убеждениям. Многие не могли понятно разговаривать на арабском языке и находились под влиянием языческих убеждений. Без хорошего знания языка, Корана и Сунны человек остается в опасности. Он не в состоянии увидеть свои ошибки.

Основной костяк хариджитов состоял из неграмотных жителей исламского государства. Часто они преследовали мирские цели, поэтому критиковали действующие власти, распространяли слухи и сеяли вражду.

Основная беда хариджитов заключалась в их неправильном понимании ислама. Каждого совершившего грех мусульманина они посчитали кяфиром — неверным, и разрешили убивать их. Хари­джиты разделили людей на две категории:

— Верующие, у которых нет грехов.

— Неверные, у которых нет хороших дел (хасанатов).

Хотя мы знаем, что Аллах, упоминая об умме, в Досточтимом Коране рассказывает о трех категориях лиц:

— Человек, совершающий несправедливость по отношению к себе — "залим ли нафсихи«.

— Умеренные.

— Опережающие в добрых деяниях.

Господь говорит: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха» (Св. Коран, 35: 32).

История ислама полна достоверными рассказами о диспутах между учеными мужами и хари­джитами. И тем и другим приходилось встречаться, но не все сподвижники и табиины находили смелость наставлять их. Сектанты были воинственными, грубыми и агрессивными. Если они слышали мнение, противоречащее их убеждениям, то применяли силу.

Во время правления халифа Али хариджиты встретили на своем пути сподвижника Абдуллу ибн Хаббаба. Рядом с последним находилась беременная жена. Сектанты стали расспрашивать сахаба о правлении Усмана и Али. Конечно, Абдуллах как верующий человек рассказал о них только с лучшей стороны. Услышав ответ сподвижника, они пришли в ярость и накинулись на сахабу и его супругу. Абдуллу зарезали как животное, а беременной женщине вспороли живот. Подобные акты насилия со стороны неохариджитов имеют место и в современном мире. Представители ДАИШ заживо сжигают людей, проводят массовые убийства мужчин, женщин и детей.

Ибн Умар считал хариджитов наихудшими созданиями Аллаха. Когда его спрашивали: «Почему так?», — то он им отвечал: «Поистине они используют по отношению к верующим те аяты, которые были ниспосланы по отношению к неверным». Абдулла ибн Умар был знатоком Корана и исламского права. Когда он видел злодеяния хариджитов, которые выражались в извращенном толковании ислама, то с болью говорил: «Они убивают мусульман, проливают их кровь, незаконно присваивают их имущество и берут в жены неразведенных женщин. Я не знаю никого, кто больше всего достоин высшей меры наказания, чем они».

Ибн Аббас — знаток Корана, нашел в себе смелость отправиться к хариджитам. Он хотел только одного, чтобы мятежники поняли собственные ошибки и отреклись от заблудших взглядов. Один их сектантов по имени Ибн Аль-Кава обратился к толпе со словами: «О знатоки Корана, это Абдулла ибн Аббас. Для тех, кто не знает, поясню: он является одним из тех, кто спорит, приводя в доказательство Коран, не имея для этого знаний. Это тот, о котором и его племени Всевышний говорит так: »... Нет, они являются людьми, которые в споре хотят установить ложь истиной". Поэтому отправьте его к своему другу (он имел в виду Али ибн Абу Талиба) и не дискутируйте с ним!" Один из них ответил: «Клянусь Аллахом, мы будем дискутировать с ним, и если он приведет истину, которую мы знаем, — мы примем ее, а если приведет ложь — мы разобьем его ложь». На Ибн Аббасе была красивая одежда, и ему задали вопрос: «Что это за одежда на тебе?» Ибн Аббас ответил им: «Этим вы меня порицаете? Поистине, я видел на Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) более красивое (одеяние)». И он прочитал им следующий аят: «Скажи: „Кто запретил украшения Аллаха?..“» (Св. Коран, 7: 32). И они ничего не смогли ответить ему.

Имам Ибн Касир в книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая» сообщает, что после трех дней тяжелого диалога с хариджитами, более 4000 человек отреклись от своих неправильных убеждений и покаялись.

Этот случай еще раз подтверждает тесную связь между сектами и религиозной неграмотностью. Главари экстремистских группировок, пользуясь невежеством людей, используют их в своих целях. Террористы берут неграмотных молодых юношей и девушек, вооружают взрывчаткой и отправляют убивать людей. При этом лгут им, говоря, мол, вы, если убьете неверных и погибните сами, то будете считаться мучениками — шахидами. Несчастные и наивные ребята верят им. Кто-то из них принял ислам полгода назад, а кто-то, может, вчера, они не разбираются в исламе, и воспринимают слова террористов за единственную правду.

В своей работе я встречал девушек-мусульманок, находящихся под тотальным влиянием мужчины, придерживающегося крайних взглядов. Они просят прочитать им никях. Я задаю парню вопрос: «Где представитель девушки — ее отец или дедушка?» Он мне отвечает: «Зачем нужны эти кяфиры, они не читают намаз!»

Из-за неграмотности он выносит решение о неверии и внушает девушке ложь. Но стоит только начать задавать встречные вопросы, они начинают колебаться и сомневаться.

В 127 году по хиджре во время правления Мирвана бин Мухаммада хариджиты захватили крупнейший исламский город Куфу, где жил и проповедовал крупнейший имам Абу Ханифа. Имам понял, что грубить им не стоит, и что одолеть их можно только силой разума и знаниями. С хариджитами он встретился в мечети. «О Абу Ханифа, — обратились они к имаму. — Мы зададим тебе два вопроса. Если ты ответишь на них правильно, мы оставим тебя в покое, в противном случае — тебя ждет смерть». «Спрашивайте», — ответил имам. Хариджиты продолжили: «На пороге находятся два трупа: один принадлежит пьянице, другой — женщине, которая умерла при рождении ребенка, зачатого от прелюбодеяния, так и не покаявшись. Они мусульмане или неверные?» Хариджиты были готовы тут же прикончить имама, если он ответит, что они — мусульмане.

Имам задал хариджитам встречный вопрос: «Были ли эти умершие иуде­ями?» Нет. «Были ли они христианами?» — снова спросил Абу Ханифа. Услышав отрицательный ответ, имам снова спросил: «Они огнепоклонники?» Нет. «Они были язычниками?» Снова нет. Тогда имам спросил хариджитов, кем они в таком случае являлись, к какой общине принадлежали. Хариджиты ответили, что они были мусульманами. Тогда имам продолжил: «Вы сами ответили на свой вопрос и признали, что они были из числа мусульман».

Хариджиты спросили у имама: «Эти покойные отправятся в рай или ад?» «Я скажу о них то, что пророк Ибрахим сказал про еще худших людей, — и имам прочитал аят Корана. — А также я скажу о них то, что пророк Иса сказал про еще худших из людей: «Если Ты подвергнешь их наказанию, о мой Аллах, то, поистине, они рабы Твои. Если Ты простишь им грехи, то, поистине, Ты над всякой вещью мощен и во всем исходящем от Тебя заключена мудрость». Тогда хариджиты раскаялись и попросили прощения у Абу Ханифы.

Как мы видим, незнающие люди не выдерживают простых вопросов.

В те тяжелые времена такие ученые, как Абу Ханифа, ас-Саури, аль-Хасан аль-Басри и др., выступили в роли несокрушимого заслона на пути радикалов. Именно они и их правовые школы — мазхабы, помогли будущим поколениям мусульман сохранить милосердный и прекрасный ислам — первозданную религию Аллаха.

Резюмируя статью, нужно подчеркнуть особую важность просвещения и обучения исламу в рамках ханафитского мазхаба. Классическое богословие просто играет огромную роль в деле искоренения крайностей и профилактики экстремизма. Религиозные деятели России должны принимать самое активное участие в развитии полноценного исламского образования и воспитании нового подрастающего поколения. Особое внимание нужно уделить интеграции в российское мусульманское сообщество тех групп верующих, которые находятся в зоне риска. Речь идет о новообращенных и малограмотных молодых мусульманах. Именно они зачастую становятся жертвами вербовщиков из числа такфиристов и неохариджитов. Общая задача заключается в том, чтобы помочь этим людям остаться не только нашими искренними братьями и сестрами, но и патриотами России.

Мунир-хазрат БЕЮСОВ,

имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.