Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 9-10 (167-168) /Ноябрь-Декабрь 2015/ ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, МНОГО РЕЛИГИЙ
14.02.2016

Все люди — одна семья

С учением Корана о единстве Бога сопряжена концепция о единстве человечества. Первейшим же образом единство/равенство людей выражается в том, что все они — творения Единого Бога, призванные служить Ему.

Мусульманское Писание подчеркивает и этническое единство человечества, ибо все люди составляют одну семью, будучи сыновьями общих прародителей — Адама и Евы. Поэтому аят 4: 1 категорически предостерегает своих приверженцев от игнорирования обязанностей перед всеми людьми, как родственниками по Адаму и Еве:

О люди, бойтесь Господа вашего,

Что сотворил вас от одного существа...

Страшитесь [разрывать] родство [сие].

А в аяте 49: 13 Всевышний отмечает, что различные народы и племена восходят к единой чете, посему нет места расовому чванству, ибо:

Тот из вас в большем почете пред Богом,

Кто самый благочестивый.

Следуя этому наставлению, Пророк в проповеди, произнесенной им по завоевании Мекки или во время Прощального паломничества, завещал: «О люди, воистину, у вас один Господь и один прародитель, а потому нет превосходства араба над неарабом, неараба — над арабом, светлокожего — над темнокожим, темнокожего — над светлокожим, разве только по их благочестию»; «все вы произошли от Адама, сам же он вышел из праха».

Также хадис (от Абу-Дауда и Ибн-Ханбаля) передают о таком его воззвании: «Боже, Господь наш и Владыка всего, я свидетельствую, что все рабы [Божьи] (ибад) — братья».

Характерное для Корана и Сунны человеколюбие нашло яркое отражение в послании халифа Али к своему наместнику в Египте аль-Аштаруан-Нахи, призывающем проявить милосердие и чуткость ко всем подданным вне зависимости от их вероисповедания, поскольку «люди суть двух разрядов — либо братья тебе по вере, либо подобны тебе по творению».

Кораническая идея общечеловеческого братства вдохновила андалусийского поэта Умаййу ибн Абу-с-Салта (ум. 1134) на широко распространенное среди арабов двустишие:

Раз я из праха, вся земля — родина моя,

И все люди на ней — мне родня.

Общечеловеческое единство предполагает уважение к достоинству всех «сыновей Адамовых», к человеку как к таковому, безотносительно к его социальному происхождению, цвету кожи, полу, языку или вере. Согласно аяту 17: 70, Бог отметил людей, «сынов Адама», почетом (глаг. каррама).

Хорошо известен также хадис (от аль-Бухари и Муслима) о том, как однажды в Медине в последний путь провожали местного иудея, и в знак почтения Пророк встал перед проходившей мимо него похоронной процессией.

— Это же иудей! — заметил ему кто-то, намекая на напряженные отношения между мусульманами и иудеями города.

— Ну так что ж? Разве он не человек?! — парировал на это Пророк.

Кораническо-пророческая гуманистическая установка была, таким образом, сформулирована в «Исламской декларации прав человека», провозглашенной Организацией Исламской Конференции (1990): «Все люди составляют единую семью, которую объединяет рабство Божье и Адамово сыновство, все они равны в отношении человеческого достоинства... Нет превосходства кого-либо из них над другим, иначе как по благочестию и добротворчеству».

Все, кроме Бога, множественно

«Единый Бог — единое человечество»: такова, как было отмечено, внутренне необходимая импликация коранического монизма. Но было бы ошибочно, как это часто делают эксклюзивисты (ревнители религиозной исключительности), понимать означенное единство как единообразие, своего рода униформу: одна религия, одно государство, одна партия и т. д. Надо осознавать, что с точки зрения строгого монизма только Бог подлинно Един, все остальное является множественным. Да и Сам Бог абсолютно Един лишь со стороны сущности (зат), ибо Он множествен в аспекте Своих имен и свойств/атрибутов.

Поэтому единство человечества непременно предполагает многообразие, в том числе и религиозно-конфессиональное. Сам Коран многократно подчеркивает, что таковое не есть проклятие или отклонение, но обусловлено волей Всевышнего и его премудростью, вполне соответствуя Его плану мироустройства.

Как говорится в аяте 30: 22, различия людей в языках и цвете кожи суть «знамения Божьи для людей знающих», проявление Его высшей мудрости.

Другой аят сообщает, что на Божье возвестие ангелам о намерении сотворить человека, который будет Его наместником на земле, те возражали: «Укоренишь ли Ты там такого, кто станет сеять смуту и проливать кровь?!», на что Господь ответил: «Воистину, Я знаю неведомое вам!» (Св. Коран, 2: 30).

Всезнающему и Премудрому Богу лучше всех, конечно, было ведомо, что индивидуальные, этнические, конфессиональные и другие различия между людьми чреваты распрями, конфликтами и войнами. Но именно наличие таких различий в потребностях и возможностях должно обеспечивать сотрудничество, столь необходимое для подобающего исполнения человеком своего наместничества.

Господь даровал людям откровения, наделил их свободной волей и разумом, предназначив земную жизнь им в испытание, насколько они сумеют правильно пользоваться этими Его дарами — для надлежащего служения Ему, нравственного совершенствования и конструктивного сотрудничества, или наоборот. Так, аят 2: 213 недвусмысленно свидетельствует, что все люди, по своей сути составляющие единое целое, разделились на разные общины именно после воздвижения среди них пророков.

Более того, как наставляют коранические откровения, множественность (плюрализм) религий предначертана Богом, и на веки веков:

Если бы Господь того восхотел,

Он сделал бы человечество

Единой [религиозной] общиной.

Но люди не перестанут

Различаться [в верованиях]...

И именно ради сего Бог создал их

(Св. Коран, 11: 118–119).

Соответственно этому коранические откровения предостерегают от попыток упразднить такую множественность, тем более от стремления к насильственному объединению людей под знаменем одной-единственной религии. В многочисленных аятах Бог напоминает Пророку: если бы Он восхотел, люди не поклонялись бы иным божествам наряду с Ним, если бы Ему было угодно, чтобы все принимали истинную веру, Господь бы сделал это сам (Св. Коран, 6: 107; 10: 99; 16: 93 и др.).

Соревноваться
во имя общего блага

Согласно Корану, разнообразие людей в этносах или религиях призвано содействовать общечеловеческой солидарности, гармонии и взаимообогащению:

О люди!

Мы создали вас мужчинами и женщинами,

Сделали вас народами и племенами,

Чтобы вы [лучше] знали друг друга

(Св. Коран, 49: 13).

Означенному аяту вторит следующий:

Помогайте друг другу

В добрых и благочестивых деяниях,

Но не в грехе и агрессии

(Св. Коран, 5: 2)

Плюрализм религий/конфессий должен стать источником не распрей, а соревновательности в служении общему благу:

Воистину, каждой [религиозной общине]

Мы установили закон и путь [свой].

Если бы Бог захотел,

Сделал бы вас единой общиной.

Но [Ему было угодно иначе],

Дабы испытать вас в дарованном вам.

Так соревнуйтесь меж собою

В добрых деяниях.

К Богу вы возвратитесь,

И Он поведает вам [истину] о том,

В чем было различие меж вами

(Св. Коран, 5: 48).

У каждого — свое направление...

Так стремитесь же опередить друг друга

В добрых деяниях

(Св. Коран, 2: 148).

Коранические откровения пронизаны мыслью о двух базисных принципах ислама — вере в Единого Бога и добродеянии к Его творениям. В частности, аят 4: 36 гласит:

Поклоняйтесь Богу,

Не придавая Ему соучастников,

Делайте добро родителям и родственникам,

Сиротам и беднякам,

Соседям близким и соседям дальним,

Товарищам [по занятию или по пути],

Странникам и невольникам.

Как пишут в комментариях к аяту ат-Табари (ум. 923) и аль-Куртуби (ум. 1272), под «близкими» соседями следует понимать мусульман, а под «дальними» — всех остальных, причем не только христиан и иудеев, но и язычников.

Любовь к людям, добродеяние им не просто рядополагается любви к Богу — поклонению Ему одному, но также является первейшим ее выражением. Служить Творцу означает служить Его творению, приносить пользу им. И эту фундаментальную заповедь ислама Пророк сформулировал в известном хадисе, воспроизведенном в той же первой статье Исламской декларации прав человека: «Все люди — опекаемые Богом дети (ийаль Аллах), и тот более любим Им, от кого больше всего пользы Его опекаемым».

Другая версия изречения гласит: «Тот лучший из людей, от кого больше пользы для людей» (хайру-н-нас анфаухум ли-н-нас).

 

По книге Т. К. Ибрагима «Коранический гуманизм» (М.: Медина, 2015); сокращенная версия



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.