Арабское слово «ихтиляф» означает «различие», но еще одним значением этого слова является «разнообразие», и оно как нельзя лучше характеризирует данный термин в его шариатском значении. Именно «разнообразие» мнений и соответствующие «разночтения» среди ученых и отражают основной смысл понятия «ихтиляф».
Ценность изучения «ихтиляфа»
Важность понятия «ихтиляф», поистине, огромна, и особенно ценно оно в современное время. Связано это с тем обстоятельством, что на сегодняшний день открытость и свободный доступ к самой различной информации часто заводит в тупик не только молодых, но подчас и более взрослых последователей ислама. Следуя за разного рода проповедниками, часть мусульман начинает излишне им доверять, при этом не понимая, что те могут приводить лишь одно из мнений — тогда как мнений по тому или иному вопросу может быть несколько, и все они могут быть правомочными.
Также, к большому сожалению, и некоторые из современных ученых, не осознавая сущность «ихтиляфа», пытаются унифицировать богословские знания, полагая, что смогут свести все спорные моменты к одному знаменателю. Вероятно, что намерения этих ученых направлены на стремление принести мусульманам пользу, однако очевидно, что как мир не создан однообразным, так и различные аспекты этого мира, в т. ч. и богословского характера, не могут быть однобокими и единственными. Да и наследие классического исламского богословия показывает, что большинство вопросов уже давно обсуждено и тщательно проработано — так есть ли смысл «хождения по кругу»? Тем более что вопросы эти, по сути своей, не являются столь важными, чтобы непосредственно влиять на вероубеждение.
Таким образом, остается лишь принять тот факт, что в исламе, в шариате есть такое понятие как «ихтиляф». И как раз его неприятие и нарушает тот баланс, который был сложен великими учеными прошлого, в т. ч. и основателями мазхабов. Данный баланс не только примирял разные мнения по тем или иным вопросам (неизбежно возникавшие в силу объективных причин), но и отражал психологические характеристики самых различных обществ. И действительно, в одном обществе могут быть приняты и распространены достаточно строгие рамки, и это вызвано объективными причинами (к примеру, географическим месторасположением или этно-культурными особенностями). В другом же обществе столь строгие рамки, напротив, не могут прижиться, и потому вариативность действий может быть несколько иной.
Конечно же, опять-таки в данном случае никоим образом не имеются в виду фундаментальные принципы из столпов религии — все основные предписания и запреты исламского вероучения уже давно согласованы и не подлежат изменениям, ибо в них заложены милость и мудрость Создателя и в конечном итоге польза для нас же самих. То есть речь идет только о второстепенных аспектах. И в качестве одного из примеров можно рассмотреть уже упоминавшееся отношение разных мазхабов к вопросу о том, нарушается ли состояние ритуальной чистоты («тахарат») от прикосновения мужчины и женщины. Как уже говорилось, согласно шафиитскому мазхабу «тахарат» в этом случае утрачивает свою силу; маликитские ученые признают это лишь при определенных условиях; в ханафитском же мазхабе ученые придерживаются другой точки зрения. Правомочность всех этих мнений уже давно изучена и не подлежит никаким сомнениям, следовательно, верующему необходимо принять все данные точки зрения как правильные, следуя при этом тому мнению, которое он считает наиболее приемлемым.
«Ихтиляф» — не причина и не повод для разделения
Крайне важным представляется и понимание того, что «ихтиляф» как «разнообразие мнений ученых» отнюдь не призывает к разъединению, как порой ошибочно полагают некоторые мусульмане. Разъединяют верующих не «разные мнения», а, как раз напротив, неприемлемость разнообразия. Посмотрите, как относились друг к другу сподвижники: «Мы, — говорит один из сподвижников, — часто находились в пути вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и постившийся не порицал несоблюдавшего пост, а не постившийся — не порицал соблюдавшего пост» (Аль-Бухари). Следуют ли современные мусульмане такой этике и культуре поведения?
В чем же причина того, что подчас верующие готовы накинуться друг на друга с кулаками только лишь по той причине, что кто-то придерживается другого, причем правомочного мнения? Прежде всего, это, вероятно, обусловлено психологическими особенностями, характером человека. На это, в свою очередь, может наложиться и несколько дополнительных факторов, среди которых можно выделить:
— отсутствие полноценных знаний;
— узкий кругозор мышления;
— получение знаний от «маленьких» людей [Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал, что ближе к Судному часу «знания будут приобретать от „маленьких“ людей» (Ат-Табарани). Пророк также говорил: «Когда не остается ученых, избирают невежественных предводителей. Их спрашивают, и они принимают решения. В итоге они и сами впадают в заблуждение, и других сбивают с пути» (Муслим)];
— другие аспекты.
Все это подчас может довести до фанатизма, когда только мнения одного ученого (шейха, амира и т. д.) воспринимаются в качестве правильных, тогда как мнения других ученых в расчет не принимаются. Такие фанатичные приверженцы действительно могут довести ситуацию до крайности, когда отказываются даже совершать молитвы за «неправильными», с их точки зрения, имамами.
Конечно, иногда причиной неприятия «ихтиляфа» может являться стремление к единству, к прекращению разногласий. Однако, стремясь унифицировать, т. е. сделать единообразными все принимаемые решения, часть мусульман начинает следовать лишь мнениям определенных богословов. При этом иногда полностью отвергаются другие, не менее выдающиеся ученые. Но на каком основании все мусульмане должны следовать лишь тем, кого в качестве духовных лидеров выбрала только часть мусульман, причем, далеко не большинство? Только потому, что якобы лишь они следуют Корану и Сунне? Тогда получается, что другие ученые «берут свои решения неизвестно откуда»? Но разве они так же не выносят их на основании доказательств из Корана и Сунны?
Один из великих ученых — имам Малик, говорил, что когда к нему «приводили кого-либо, кто толковал Коран, но не был знатоком арабских диалектов, он его наказывал» (Аль-Байхаки). Обратите внимание, уважаемые читатели, наказание происходило по причине «незнания» всего лишь диалектов! Что же сказал бы великий ученый относительно сегодняшних «знатоков» религии, которые, не зная и не понимая суть того или иного вопроса и ответа на него, позволяют себе выпады в отношении окружающих. Дело доходит уже до того, что часть таких «знатоков» имеют наглость обвинять в заблуждении даже таких величайших ученых, как Абу Ханифа, Малик или аш-Шафии! Не случайно Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) сказал, что наступит время, «когда худшие будут возвышены, а лучшие — принижены» (Аль-Хаким).
Можно ли остановить эту негативную тенденцию? Хотелось бы надеяться, что с Божьего дозволения и с Его помощью, хотя бы частично, но это удалось бы осуществить. Однако для этого необходимо предпринять немало усилий на информационном, идеологическом поле, особенно в области образования. Поскольку является очевидным, что те, кто хорошо изучит труды разных ученых, их методику доказательств и принятия решений, уже не будут столь резки и однозначны в своих оценках и выводах. Те, кто увидят, насколько многогранными могут быть значения слов в арабском языке, насколько глубока и познавательна такая наука как «фикх», насколько интересны разные способы принятия решений учеными, вероятно, станут более ответственными в своих суждениях. Ибо, как сказал один из сподвижников: «Всевышний Аллах наделяет знанием счастливых, а лишает его злосчастных».
К сожалению, тема «ихтиляфа» среди российских мусульман до сих пор тщательно не изучается, а главное, не разъясняется. Но разве не «принятие разных точек зрения» является прямым путем к диалогу между верующими?! И разве не отсутствие такого диалога приводит часть мусульман в идеологический тупик, когда из-за самых незначительных разногласий две стороны могут превратиться в кровных врагов?! Изучение и разъяснение «ихтиляфа» как шариатского понятия обязательно должно войти во все учебные программы мусульманских учебных заведений, ибо это понятие не может считаться каким-то второстепенным вопросом исламского права. По сути своей, «ихтиляф» — это вопрос идеологии, ибо его принятие или неприятие влияет на реальные действия той части мусульманского общества, которая ищет и порой не может найти правильные ответы и решения на те или иные вызовы времени. В связи с этим научиться слышать и принимать другие мнения в современную эпоху постоянно возникающих смут и раздоров, в «эпоху фитны» — поистине, имеет для мусульман судьбоносное значение. И от того, сумеют ли верующие решить эту задачу, действительно зависит очень и очень многое.
По книге Муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат» (М.: Медина, 2015);
сокращенная версия