Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 6 (164) /Июль-Август 2015/ Интерпретация «восточных» картин Жан-Леона Жерома
09.09.2015

Жан-Леон Жером (1824, Везуль — 1904, Париж) — французский живописец и скульптор.

После посещения Стамбула в 1853 году он в 1856 году отправился в Египет, чтобы набрать материал

для расширения своей ближневосточной и североафриканской тематики.

В XIX веке ряд европейских художников — Жан-Леон Жером, Густав Бауэрфайнд, Артур фон Феррарис, Рафаэль фон Амброс, Делакруа, Энгр — посещали страны исламского мира, чтобы изобразить жизнь людей разных конфессий и, в частности, мусульман. Проблемой соответствия изображенного и реального занимались западные и российские ученые: Э.В. Саид, Г.П. Вайсберг, Д. Рукнер, А. Бобриков, Е.С. Штейнер.

Часть произведений Жан-Леона Жерома посвящены молитве (намаз или салят) и гарему. Все картины исполнены мастерски и содержат пластические находки. Особое внимание уделено картинам о молитве. Они рассмотрены автором статьи с точки зрения художественной выразительности и исламского права (фикх).

Исследование посвящено анализу этих картин с фактической точки зрения, которое в отечественной искусствоведческой литературе проводится впервые.

Практическая значимость статьи: осветить содержание картин для адекватного восприятия канонов ислама.

Намаз является вторым по важности столпом ислама. Художник Жан-Леон Жером посвятил ему ряд полотен: «Молитва в Каире» (1865), «Молитва в пустыне. Албанский воин» (1864), «Молодые греки в мечети» (1865), «Молящиеся», «Муэдзин в Каире», «Поминовение», «Интерьер мечети» (1870), «Муфтий читает проповедь на минбаре», «Покидая мечеть», «Молитва в доме главного арнаута» (1857), «Молитва в мечети», «Призыв на молитву» (1866), «Молитва в каирской мечети Амра ибн аль-Аса» (1872). Кроме того, известен его рисунок «Арнаутский офицер в молитве» и др.

Рассмотрим картину «Молитва в Каире». На переднем плане изображена группа молящихся, слева направо глаз останавливается на следующих моментах:

1) первый персонаж читает дуа (мольба),

2) второй персонаж совершает суджуд (земной поклон),

3) третий персонаж (в оранжевом одеянии) стоит,

4) четвёртый произносит такбир,

5) пятый сидит,

6) двое стоят,

7) восьмой, находящийся в конце группы, совершает переход из стояния в земной поклон.

Фигура, написанная в момент смены положения, создана мастером для того, чтобы не повторять уже изображенные действия. Этот пластический прием делает честь художнику! Та же идея воплощена в картинах «Молодые греки в мечети» и «Молитва в мечети».

Что известно о намазе из фикха? Молитва состоит из 12 обязательных действий: шесть выполняют до намаза и шесть — в нём самом. Персонажи картины показывают пять действий, кроме поясного поклона (руку), одновременно, а именно:

1. Такбиру-ль-ифтитах — произнесение такбира в начале намаза. Совершает четвертый персонаж.

2. Кыям — стояние во время намаза (для тех, кто может). Совершает третий, шестой и седьмой персонажи.

3. Кыраат — чтение Корана во время стояния, вероятно. Совершает третий персонаж.

4. Суджуд — земной поклон. Совершает второй персонаж.

5. Кадаи ахира — сидение в конце намаза на протяжении времени чтения «Ат-тахият». Совершает пятый персонаж.

Освещение в картине «Молитва в Каире» похоже на вечернее время суток, следовательно, они совершают вечернюю, четвёртую молитву.

Она состоит из трех ракаатов. Каждый ракаат состоит из стояния, чтения Корана, поясного и земного поклонов. Утренняя молитва состоит из двух ракаатов. Остальные — из четырех.

Расположение молящихся также соответствует правилам совершения молитвы. Согласно канону, обязательные пять молитв желательно читать коллективно. При этом один является имамом, т.е. впередистоящим. Он возглавляет молитву, произносит части из Священного Корана. Остальные следуют за ним. В картине имамом является первый молящийся.

В произведении «Молящиеся» Жан-Леон Жером оригинально применил пластический закон разности. Для этого закона характерно наличие в одной картине нескольких персонажей в разных положениях. Рассмотрим внимательно произведение: первый стоячий персонаж произносит такбир (возвеличивание Аллаха) или читает азан (призыв на молитву), — сказать однозначно трудно, потому что выписанное положение рук может свидетельствовать как о первом, так и втором, что, впрочем, для исследования значения не имеет. Второй персонаж, вероятно, ждёт начала молитвы, третий — выполняет намаз. Фигуры изображены в стоячем, сидячем и коленопреклонённом положениях. Причина столь различного расположения персонажей объясняется тем, что намаз визуально невыразителен из-за простых и повторяющихся поз. Намаз, совершаемый коллективно, тем более однообразен, потому что все выполняют одинаковые движения. С точки зрения изобразительного искусства одинаковостью губится выразительность. Поэтому необходимо разнообразие, и применив пластический закон разности — первый молится, второй сидит, третий стоит, — художник избежал однообразия.

Правила намаза касаются и внешнего вида мусульман. Одним из обязательных действий до начала молитвы является прикрытие определенных частей тела, что называется ауратом. «Мужчина должен быть прикрыт (минимум) от пупка до колен включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп ног». Однако в картине «Молитва в каирской мечети Амра ибн аль-Аса» (1872) изображён молящийся с открытым ауратом. Нарушено ли условие намаза? Нет, потому что мужчинам можно молиться, прикрыв половые органы, если иной одежды нет. Впрочем, художник не был очевидцем изображенного.

Следующий вопрос: почему персонаж в набедренной повязке и группа на первом плане стоят отдельно от рядов молящихся? Тут надо иметь в виду следующую исламскую традицию. Помимо обязательных намазов, перечисленных выше, существуют желательные (сунна) и намазы путников. Сунна читается каждым отдельно, а путники могут молиться своим коллективом. Допустимо предположение, что отдельная группа завершила акт поклонения до начала молитвы большого коллектива.

Очевидно, в изображении намаза художник проявил мастерство, что подтверждается композиционными находками и точностью в передаче движений. Более того, действия персонажей соответствуют канонам совершения молитвы. Как видим, молитва мусульман побудила мастера европейского искусства к созданию прекрасных картин.

Жан-Леон Жером также изображал и обнаженных женщин гарема. Примером являются картины «Бассейн в гареме» (1876), «Большой бассейн в Бруссе» (1885), «Женщина, зажигающая персидский кальян» (1898).

Опустим вопрос о том, написаны они с натуры или нет. Заметим только, что это весьма и весьма маловероятно, поскольку существует категорический запрет посторонним мужчинам, тем более немусульманам, посещать даже гаремы, не говоря о бассейнах для женщин. Так, Дж. Янг в 1926 году после написания картин Жеромом отметил, что «до наших дней Сераль и павильон Священной мантии продолжают входить в число тех немногих мест на земле, куда никогда не ступала нога англосакса или американца. Для туристов гарем султана и павильон Священной мантии — то же самое, чем был полюс для исследователей и чем до сих пор является Эверест для альпинистов». Добавим для большей убедительности, что А.С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» поведал о неудавшейся попытке увидеть женщин гарема.

Важно дополнить, что «у женщины-мусульманки перед чужими мужчинами ауратом является все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног. <...> Перед другими женщинами-мусульманками ауратом считается часть тела от пупка до колен».

С фактической точки зрения в произведениях о женщинах гарема сказалось слабое представление об исламских канонах, что, естественно, снижает их художественную ценность. Следовательно, с очень большой долей уверенности можно полагать, что в таких произведениях художник изобразил исключительно личное, субъективное представление об исламской культуре.

Исключением из картин на тему гарема является «Женщины гарема кормят голубей во дворе», где одежда персонажей соответствует нормам ислама.

В картинах о молитве, напротив, художник проявил мастерство и оригинальность в композиции, в передаче освещения и пластики фигур, а также достаточные знания о правилах намаза.

Подводя итог, подчеркнём, что для адекватного восприятия содержания картин о молитве и гареме необходимо знать каноны ислама. Без этого не может быть полного взаимопонимания культур и корректной оценки произведений искусства.

Левон (Асадуллах) БЕДОЕВ

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.