Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 6 (164) /Июль-Август 2015/ «Кто оставит что-либо ради Всевышнего, тому Аллах заменит это лучшим»
09.09.2015

Несмотря на то, что прошел уже почти месяц с окончания Священного Рамадана, мы до сих пор продолжаем пожинать его духовные плоды, стараясь сохранить приверженность прекрасным качествам, воспитанным в нас практикой дневного воздержания. Особое место среди них занимает умение отказаться от чего-либо ради Всевышнего.

На протяжении всей жизни каждого из нас постоянно подстерегает множество соблазнов и искушений, привлекательно манящих своей внешней красотой и легкодоступностью, но в то же время категорически запрещенных Божьим законом. За отказ от них Господь сулит не только награду в Вечности, но и обещает многократно увеличить их дозволенный эквивалент уже в этой, мирской,
обители. Заключительный Божий Посланник — пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Кто оставит что-либо ради Всевышнего, тому Аллах заменит это лучшим».

Наглядным подтверждением истинности этих слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) является реальная история из жизни выдающегося комментатора Корана Ибн Джарира Ат-Табари, которую шейх Али Ат-Тантави приводит в своей книге «Кысас мин ат-тарих» (Рассказы из истории).

В Священной Мекке, куда молодой Ат-Табари прибыл в поисках знаний, жил очень набожный и очень бедный восьмидесятилетний Абу Гияс. В один из дней Рамадана, выпавшего в тот год на знойный летний сезон, находившийся без пищи три дня старик отправился искать пропитание. Но, выйдя на улицу под лучи палящего аравийского солнца, изнеможденный жаждой и голодом он упал без сил. Осознавая свою немощность, ему захотелось умереть, но вера не позволяла ему взмолиться о смерти и наложить на себя руки. Пытаясь встать, он оперся рукой на землю и вдруг почувствовал, что будто змея пробежала по ней. Старик подумал, что сейчас она ужалит его и он отойдет в мир иной. Но змея не двигалась. Схватив ее, он понял, что это веревка, и стал тянуть за нее. Какое же изумление и радость охватили Абу Гияса, когда он увидел перед собой целый мешок золота. «Это — подарок Аллаха, награда за многолетнюю бедность и поклонение Ему», — сразу мелькнуло у него в голове. Он мог бы купить себе и своей семье вдоволь еды и одежды, приобрести новый просторный дом, оставить своим детям хорошее наследство и умереть в сытости и спокойствии за них.

Дорогие мои братья и сестры!

Как часто и у нас с вами возникают подобные мысли перед лицом тех или иных соблазнов, как часто внутренний искуситель нашептывает нам, что мы якобы действительно заслужили что-то особенное, не позволенное всем остальным — проехать на красный, припарковать машину в неположенном месте, заклеить чем-нибудь ее номер или перепрыгнуть через турникет, чтобы не платить, или как-то по-другому обойти закон — общепринятый общественный договор, соблюдать который нам предписывает наша религия. Есть и те, кто идет еще дальше и соблазненный мирскими благами пытается оправдать нуждой и каким-то особенным положением даже явные преступления, такие как обвес, обман, взятки, воровство...

Но настоящая, искренняя вера не дает возможности поддаться соблазну и реализоваться этим сиюминутным сатанинским наущениям, напоминая человеку об их греховности и незаконности. Именно настоящая вера остановила этого седовласого набожного старика, напомнив о том, что находка не принадлежит ему по праву и согласно исламу он в течение целого года должен объявлять о ней в поисках хозяина, и только потом, если тот не найдется, сможет оставить ее себе. Абу Гияс взял мешок с твердым намерением найти его хозяина.

Раздобыв немного еды, старик вернулся домой. Увидев в его руках мешочек, супруга спросила о его содержании. Но супруг уклонился от ответа, лишь сказав, что это не принадлежит ему. Присмотревшись к мешку, женщина с радостью воскликнула: «По-моему мешок полон денег!» Абу Гияс ответил: «Я же сказал, что это не мое, разве ты не знаешь, что чужое имущество запретно». Супруга запричитала: «Мы же бедняки и уже несколько дней ничего не ели! Мы даже молимся по очереди в одной одежде! Тому, кто находится под угрозой от голодной смерти, разрешено есть даже запретное, неужели наше положение лучше? Ведь ты же можешь оставить нам немного из этих денег? Подумай о своих голодных детях». Услышав эти слова, старик мысленно согласился с ними, ведь от богача не убудет, если он возьмет из мешка один золотой и купит на него вдоволь еды. И его рука потянулась к мешку...

Уважаемые мусульмане!

Подобные ситуации не редки и в нашей с вами жизни, когда на пути попадаются люди, которые осознанно или несознательно подталкивают нас к совершению запретного, различными способами приукрашивая и оправдывая его. Коварный искуситель не только нашептывает нам изнутри, но и соблазняет нас через уста окружающих людей и даже наших близких. Именно об этом предупреждают нас священные аяты: «... Дьяволы из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (Св. Коран, 6: 112).

«... От зла искусителя исчезающего, искушающего сердца людские, из числа джиннов и людей» (Св. Коран, 114: 4–6).

Люди, подталкивающие нас в той или иной ситуации к совершению запретного, конечно же, не являются оборотнями — сатаной в облике человека, и чаще всего делают это, сами поддавшись дьявольскому искушению. Эти аяты необходимо рассматривать как Божий призыв всегда и везде внимательно относиться как к собственным мыслям, так и к советам окружающих, помня о том, что выбор всегда остается за нами и именно за него мы и будем нести свой ответ в день Великого Суда перед нашим Создателем.

Изнуренная голодом старуха вовсе не хотела подстрекать любимого мужа к греху, она просто высказала ему свои первые мысли, возникшие от увиденного мешка с золотом. Да, услышав слова женщины, рука Абу Гияса на мгновение потянулась к соблазнительному мешочку, но твердая вера снова не дала ему совершить преступление. Старик воскликнул: «Хочешь сделать меня на старости лет вором? Хочешь, чтобы я завершил свою жизнь в грехе и попал в ад?» — прикрикнул он на жену, после того как эти мысли обожгли его изнутри. «Упаси нас Аллах! Да не собьет нас шайтан!» — прошептала старуха.

На следующее утро старик отправился в Заповедную мечеть (аль-масжид аль-харам) на коллективный утренний молебен, после завершения которого он услышал, как один приезжий хорасанец, обратившись к людям, сказал: «О паломники и жители Мекки! Кто нашел мешочек с тысячью динаров, пусть вернет их мне, и за это Аллах воздаст ему благом!» Но раздираемый внутренними противоречиями Абу Гияс не нашел в себе сил сразу вернуть находку. Подойдя к хозяину денег, он спросил о вознаграждении, надеясь, что весть о нем успокоит его желание и тогда он сможет с легкостью отдать злосчастный мешочек. Однако, хорасанец отрезал: «Я оставляю награду за Аллахом!» Ответ не удовлетворил страсть старика, и он ушел из мечети, так и не сумев вернуть находку хозяину.

Вернувшись домой, Абу Гияс поделился своими сомнениями с супругой, но после их беседы снова решил, что не променяет награду Всевышнего за однодневное удовольствие, что не сможет предстать перед Ним в Судный день преступником и, несмотря на то, что в его доме нет ни куска хлеба, он не притронется к чужому мешку золотых, на который можно было бы скупить полгорода.

На следующее утро он снова отправился в мечеть и, увидев объявляющего о своей потери хорасанца, подошел к нему и сказал: «Пообещай вознаграждение, хотя бы один динар, пусть и нашедший не останется без доли». Но богач был неумолим: «Его награда — только у Аллаха».

Мысли снова поползли в голове старика: «Из тысячи динаров всего один? Разве это сумма? Разве это богатство? Ведь это несправедливо, нет! Надо оставить все эти деньги себе и наказать этого хорасанца за его жадность... Но разве я могу согрешить? Да еще и совершить преступление по причине того, на что этот человек имеет полное право, ведь это его деньги. Нет!»

Вера продолжала бороться с сатанинскими ис-кушениями в сердце этого старика и после двухдневной борьбы все-таки победила. «Следуй за мной!» — сказал Абу Гияс приезжему и повел его в свой дом. Он вынес ему найденный мешок с золотыми и отдал их хозяину, который тотчас стал пересчитывать содержимое. Удостоверившись, что ни один динар из тысячи не пропал, хорасанец ушел, даже не поблагодарив нашедшего...

Но ко всеобщему удивлению всего через несколько минут после этого хозяин мешочка вернулся и, обратившись к Абу Гиясу, сказал: «Старик! Умирая, мой отец оставил 3000 динаров и завещал мне отдать их треть тому, кто больше всех имеет право на это. С тех пор как я вышел из Хорасана, я не видел никого более достойного, чем ты! Возьми эти деньги, и пусть Аллах даст тебе в них Свое благословение (баракат)!»

Сказав это, он отдал мешок с тысячью золотых динаров Абу Гиясу и, развернувшись, ушел.

Наблюдавший за происходящим будущий великий комментатор Корана Ат-Табари далее сообщает: "Я возблагодарил Аллаха за неожиданный конец этой истории и, чувствуя полное удовлетворение, вышел из дома старика и направился к себе. Но не успел я пройти и нескольких метров, как услышал его торопливые шаги и крик, зовущий меня обратно:
«Я еще в первый же день увидел, что ты шел за мной и знаешь всю историю. Я слышал, что Абдуллах Ибн Умар передавал слова пророка Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего): «Если придет к вам Божий подарок, который вы не искали, не просили и не требовали от людей, то возьмите этот подарок, используйте его и поделитесь с тем, кто рядом».

Затем Абу Гияс поровну разделил золото между всеми своими домочадцами и такую же долю дал Ат-Табари, которому эти средства позволили получить прекрасное образование и стать одним из величайших мусульманских ученых в истории.

Распределив нежданный подарок, старик обратился к супруге, сказав: «Мы оставили один запретный для нас динар, и Всевышний Аллах дал нам взамен тысячу дозволенных. Воистину, правдив Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего), сказавший: «Кто оставит что-либо ради Всевышнего, тому Аллах заменит это лучшим».

Молим Всевышнего Аллаха укрепить нашу веру и искренность, облегчить нам испытания, даровать стойкость перед всевозможными соблазнами, огородить от грехов и преступлений, посеять в наших сердцах чувства любви и сострадания к ближним!

Ислам ЗАРИПОВ,

имам-хатыб Московской Соборной мечети

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.