Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 6 (164) /Июль-Август 2015/ Польза закята
09.09.2015

Арабское слово мал (имущество) по одной из версий происходит от корня «мейль»,

что означает «тенденция, склонность к чему-либо».

Если вдуматься, то можно прийти к выводу, что человек, жертвующий из имущества, к которому чувствует

естественную привязанность, предпочел Всевышнего своим мирским интересам.

Ценность подобного предпочтения будет известна только на том свете, в момент воздаяния.

Польза закята для того,

кто его выплачивает

1. Закят приближает к Богу.

Минимальный размер закята и те, кому он должен передаваться, определены Всевышним Аллахом. Выполняя предписания Всевышнего, человек встает на путь сближения с Ним. В одном из хадисов эта близость объясняется так: «Раб (человек) не сможет приблизиться ко Мне чем-то более любимым, нежели мои обязательные предписания; посредством дополнительных поклонений он настолько приблизится ко мне, что Я возлюблю его. После того как Я возлюблю его, Я стану его слышащими ушами, видящими глазами, держащими руками, шагающими ногами. Если он попросит Меня о чем-то, Я дам ему; если же прибегнет от чего-либо к Моей защите, Я защищу его» (Бухари, 6502).

Подобно тому, как закят приближает человека к Богу, в такой же мере человеческая доброта и щедрость являются причиной близости, поводом к сближению с Ним. Из хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) мы узнаем, что щедрость отдаляет человека от скверны и приближает его к Богу: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Ада. Скупой же далек от Аллаха, далек от людей и близок к Аду. Аллах больше любит щедрого невежду, нежели набожного скупого» (Тирмизи, 1961). Щедрость соответствует эпитету Бога Джавад, то есть Наищедрейший. В какой степени поступки человека соотносятся с Божественными эпитетами, в такой же и человек будет извлекать из них пользу. В одном из хадисов Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Господь — Щедрый и любит щедрость; а также любит мораль, и Им нелюбимы скверные черты» (Аль-Муттакы А. Кянз аль-уммаль). Щедрость — это мораль Аллаха. Перенять эту мораль означает всегда и везде уверенно ступать по земле, чувствуя под ногами надежную основу. Закят в равной мере не только приближает бедняка к богачу, но также дает возможность последнему стать ближе к Безгранично Великодушному и укрепить тем самым отношения между ним и Господом.

2. Закят предотвращает скупость.

Одним из определений закята является слово «тазкия», что значит «очищение», то есть очищение от злобы, неприязни и скупости. Закят, который внушает нам, что в заработанном имуществе присутствует доля бедняка, в то же время избавляет людей от излишней привязанности к материальным благам. Верующий, познав настоящего Владыку всего, проникается мыслью: «Я отдаю из собственности Аллаха по велению Аллаха и по назначению Аллаха». Избавление человека от скупости говорит о его приближении к Богу. «Кто сможет защитить себя от скупости души своей, те — добившиеся успеха [они преуспеют]» (Св. Коран, 64: 16), — сказано в Священном Коране. Скупой человек с точки зрения вечной жизни занимает очень опасную позицию: «Пусть не думают жадные люди, что проявление скупости касательно предоставленного им Богом, из Его милости, явится благом для них. Нет же, это лишь зло для них. В Судный день они будут опоясаны тем, на что скупились. [Не забывайте, люди] Творцу принадлежит все наследие (наследство) небес и земли. Он осведомлен абсолютно обо всем, что вы делаете» (Св. Коран, 3: 180).

3. Закят способствует увеличению материального достатка верующего.

Имущество, с которого выплачен закят, удостоившись Божьей Благодати, в действительности постоянно увеличивается. Всевышний, являющийся Владыкой и Хозяином Вселенной, расстилает выплачивающему закят пути приумножения его состояния, чему есть множество подтверждений.

В Коране сказано: «Все то, что вы передали в качестве риба [под процент], чтобы это росло, находясь в деньгах (в имуществе) других людей, не будет расти пред Всевышним. А за то, что вы передадите в качестве закята, делая это лишь во имя Аллаха (Бога) [и ничего не ожидая взамен от принимающего], воздается в двойном размере» (Св. Коран, 30: 39). Из этого следует, что вкладывающие свои средства под процент с намерением приумножить их на самом деле получают обратное; а жертвующие во имя довольства Аллаха, благодаря Божьей Благодати, получают во много раз больше.

Сатана может внушать человеку, будто милостыня уменьшит его состояние, что не стоит раздавать трудом заработанное. Всевышний Творец об этом говорит так: «Сатана обещает вам нищету (пугает вас нищетой), и он (Дьявол) настойчиво побуждает вас к греху [пробуждает в вас скупость]. А Господь обещает вам Свое прощение и милость [поощряя тем самым совершение благих, праведных и хороших поступков]. Он необычайно Щедр [в проявлении Своей милости], Он — Знающий» (Св. Коран,
2: 268).

Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) также утверждает, что пожертвования и закят не уменьшают имущества, а наоборот, преумножают его: «Пожертвования (закят) ничего не убавят с имущества» (Муслим, 2588). Также он изрек: «Каждый день спускаются два ангела, один из которых молит: „О Аллах, дай продолжение (имущества, одарив благодатью) тому, кто жертвует“, а другой проклинает: „Уничтожь имущество того, кто скупится, удерживая свое имущество“» (Бухари, 1442).

Польза закята для того,

кому он передается

Польза закята обществу

1. Закят устраняет

межклассовые различия.

Обеспечение в обществе социальной взаимопомощи зависит от недопущения появления между классами пропастей, провоцирующих столкновение масс. Другими словами, элитный слой не должен обособляться от простонародья; связь между богатым и бедным не должна рваться, дабы в обществе не воцарилась анархия. Самым важным фактором, обеспечивающим это сообщение между классами, несомненно, является закят и все остальные методы, пути и принципы взаимопомощи. Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Закят — мост ислама» (Аль-Хайсами, 4327).

2. Закят избавляет общество от процента.

Если мы, будучи верующими, установим в обществе атмосферу щедрости, но не сможем при этом избавиться от такого смертельного порока, как предоставление или взятие денег под процент, то столкнемся со многими социальными проблемами. Всевышний запрещал ростовщичество (риба) постепенно: «Все то, что вы передали в качестве риба [под процент], чтобы это росло, находясь в деньгах (в имуществе) других людей, не будет расти пред Всевышним. А за то, что вы передадите в качестве закята, делая это лишь во имя Аллаха (Бога) [и ничего не ожидая взамен от принимающего], воздается в двойном размере» (Св. Коран, 30: 39).

Слово «риба», используемое в аятах и хадисах, имеет много значений. Оно всегда несет отрицательный оттенок: чего-то негативного и бесполезного, влекущего за собой бедствие и потери; посредством риба (ростовщичества) имущество обречено увязнуть в болоте бесплодия. В противоположность этому, пожертвования способствуют не только приумножению благосостояния, но и становятся причиной довольства Всевышнего. Поэтому общественное спокойствие и счастье зависят от искоренения ростовщичества и приобщения к благотворительности.

Положение того,

кто не выплачивает закят

Те, кто обязаны выплачивать закят, но не выполняют данного предписания религии, будут наказаны Всевышним. В Священном Коране говорится: «Тех, кто накапливает золото, серебро и не тратит это на Божьем пути, „порадуй“ болезненным наказанием. Придет день, когда все это начнет нагреваться, накаляться в адском огне. Затем этими накопленными „богатствами“ будут прижигать их лбы, бока и спины. [Им будет сказано:] „Это то, что вы припасли для самих себя. Вкусите же припасенное вами!“» (Св. Коран, 9: 34–35).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если тот, кому Господь даровал богатства, не будет выплачивать закят, то в Судный день перед его глазами возникнут две черные змеи, которые обовьют его шею и, взяв его за подбородок, скажут ему: „Я твое богатство, которое ты накопил“». После этого Пророк прочитал из Священного Корана: «Пусть не думают жадные люди, что проявление скупости касательно предоставленного им Аллахом из Его милости явится благом для них. Нет же, это явится лишь злом для них. В Судный день они будут опоясаны тем, на что скупились. Творцу принадлежит все наследие небес и Земли. Он осведомлен абсолютно обо всем, что вы делаете» (Бухари, 1403).

Человек, не выплачивающий закят, но не отрицающий его обязательности, является грешником, хотя и остается верующим мусульманином.

Ильяс ГАНИЕВ,

выпускник шариатского факультета

университета «Аль-Азхар»

преподаватель Московского исламского колледжа

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.