Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 161 /Март 2015 Нормы чтения Корана в молитв
21.04.2015

Чтение Корана (кираат) —

составная часть намаза

По единодушному мнению всех мусульманских правоведов (иджма), чтение Корана во время стояния в намазе является одним из его предписаний (фард). Невыполнение этой обязанности приводит к недействительности молитвы. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Читайте из него (Корана) то, что необременительно для вас» (Сура «аль-Муззаммиль», аят 20). А во многих хадисах упоминается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в намазе всегда читал Коран.

Мусульманские богословы также единодушны в том, что Коран в намазе нужно читать на арабском языке. Молитва того человека, кто имея возможность, не научится чтению Корана на арабском, станет недействительной.

Мнения ученых о чтении

суры «аль-Фатиха» в молитве

Среди улемов существует разногласия относительно необходимости чтения суры «аль-Фатиха» в молитве. По мнению ученых ханафитского мазхаба, действительность молитвы не обусловлена чтением определенной суры Корана. Если молящийся прочитает суру «аль-Фатиха» или другую суру из Корана, или прочитает из любой другой суры три коротких аята или же один длинный, который по объему не меньше трёх этих аятов, молитва будет считаться действительной. Чтение суры «аль-Фатиха» в мазхабе имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах, является необходимым (ваджиб), но не обязательным предписанием (фард) молитвы. Одним из доводов ханафитов в этом вопросе является вышеупомянутый аят из суры «аль-Музаммиль», в котором нет указания на обязательность чтения суры «аль-Фатиха» в намазе.

Следует отметить, что, по мнению ханафитов, несовершение «ваджиба» молитвы не делает молитву недействительной, но если молящийся оставил «ваджиб» намеренно, то молитву следует повторить. Если же «ваджиб» молитвы был пропущен по невнимательности, то молитву не нужно перечитывать, если молящийся в конце молитвы совершит «суджуд ас-сахв» — земной поклон в качестве искупления за проявление невнимательности в намазе.

По мнению трех других мазхабов чтение «аль-Фатихи» в намазе является столпом молитвы, а чтение другой суры вместо нее делает молитву недействительной. Ученые этих мазхабов обосновывают свое мнение на достоверном хадисе, в котором сказано: «Нет намаза у того, кто не читал суру «аль-Фатиха» (Аль-Бухари и Муслим).

Кроме этих доводов у разногласящих ученых в этом вопросе существует ряд других аргументов и контраргументов, о которых подробнее можно узнать в специальных трудах по сравнительному мусульманскому праву. При этом важно помнить, что в спорных вопросах, возникших между учеными четырех традиционных мазхабов, мусульманину предпочтительнее следовать тому мазхабу, который распространен в его регионе, и не осуждать тех, кто следует мнению других мазхабов.

Разногласия о степени важности

чтения Корана во всех ракаатах молитвы

Согласно ханафитскому мазхабу чтение «аль-Фатихи» является необходимым (ваджиб) только при совершении двух первых ракаатов предписанных молитв, а также во всех ракаатах праздничных молитв, «витр-намаза» и добровольных намазов, а по мнению ученых других мазхабов — это «фард» во всех ракаатах намаза.

Чтение короткой суры после «аль-Фатихи» во время совершения двух первых ракаатов предписанных молитв, а также во всех ракаатах праздничных молитв, «витр-намаза» и добровольных намазов по ханафитскому мазхабу считается необходимым (ваджиб) а по другим мазхабам это является желательным (сунна). Не стоит забывать, что чтение трех коротких аятов или одного аята, равного длине суры, заменяет чтение суры после «аль-Фатихи».

Способ чтения Корана

в зависимости от вида молитвы

В зависимости от способа чтения Корана молитвы делятся на те, в которых Коран читают про себя (сиррийа) и те, в которых Коран читается вслух (джахрийа). По мнению ханафитов, это является необходимым (ваджиб), а по другим мазхабам — желательным (сунна) для имама. Если человек молится индивидуально, то читать Коран вслух во время тех молитв, когда это необходимо, будет предпочтительным только при условии, что его чтение вслух не будет мешать другим.

По мнению всех правоведов к молитвам, в которых «аль-Фатиху» и суру после нее читают про себя (сиррийа), относятся полуденная (зухр) и послеполуденная (аср) молитвы, а молитвы, в которых Коран читается вслух (джахрийа) — ежедневные утренняя (фаджр), вечерняя (магриб) и ночная (иша) молитвы, а также пятничная (джума) и праздничные (ид) молитвы, молитвы «таравих» и «витр» в месяц Рамадан.

О чтении Корана молящегося за имамом

В соответствии с ханафитским мазхабом человек, совершающий коллективную молитву за имамом, должен хранить молчание во время чтения Корана во всех намазах. Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, запрещает читать суру «аль-Фатиху» стоящим за имамом, чтение которого считается достаточным для всех участников коллективной молитвы.

По мнению маликитов, чтение имама достаточно для тех, кто молится за ним в намазах, в которых Коран читается вслух, а в намазах, в которых Коран читается про себя, и имам, и участники коллективной молитвы должны читать Коран.

Шафииты и ханбалиты же считают, что в тех намазах, когда имам читает Коран про себя, молящиеся за ним должны читать суру «аль-Фатиха» и другие суры, а во время тех намазов, когда имам читает Коран вслух, только суру «аль-Фатиха». При этом они высказали разные мнения относительно того, когда молящийся за имамом должен прочитать эту суру, по мнению шафиитов — после ее чтения имамом, а по мнению ханбалитов — во время пауз, совершаемых имамом при ее чтении.

Порицаемые действия

во время чтения Корана в молитве

Ученые подразделяют порицаемые действия (макрух) на два вида. Первый — это порицаемое, близкое к запретному (макрух тахриман), в который обычно входят действия, являющиеся следствием отказа от совершения одного из обязательных (ваджиб) элементов молитвы и требующие совершения дополнительно земного поклона (суджуд ас-сахв) для искупления ошибки. Второй вид — порицаемое, близкое к дозволенному (макрух танзихан), совершение которого не требует дополнительного земного поклона (суджуд ас-сахв).

Например, в ханафитском махзабе, к порицаемым действиям, связанным с чтением Корана в намазе и не требующим искупления, относятся следующие:

• чтение после «аль-Фатихи» во втором ракаате суры, которая в своде Коране находится раньше суры, прочитанной после «аль-Фатихи» в первом ракаате;

• чтение после «аль-Фатихи» во втором ракаате более длинной суры, чем в первом;

• чтение после «аль-Фатихи» одной и той же суры без необходимости, чтобы люди не подумали, что это обязательно;

• чтение после «аль-Фатихи» в двух ракаатах сур, расположенных в своде Корана через одну;

• чтение суры или аята после «аль-Фатихи» на третьем и четвертом ракаатах предписанных молитв;

• чтение имамом Корана больше того, что читал Пророк, мир ему и благословение Аллаха;

• чтение имамом того, что он плохо знает наизусть, дабы не заставлять участников коллективной молитвы подсказывать ему.

Ошибки при чтении Корана

в намазе и их последствия

Ошибки молящихся при чтении Корана называются «ал-ляхн» или «заллят аль-кари». Эти ошибки бывают грубыми и негрубыми. При совершении грубой ошибки молитва становится недействительной, а при совершении негрубой ошибки молитва не нарушается, но это считается порицаемым действием.

Однако, у ранних и поздних ученых ханафитского мазхаба существуют разные подходы в классификации ошибок при чтении Корана в молитве. Ранние ханафиты (мутакаддимун) считаются в этом вопросе более осмотрительными, и в этом на них похожи шафииты. А позиция поздних ханафитов (мутааххирун) считается более легкой на практике.

Например, согласно мнению ранних ханафитов, молитва нарушается, если в результате совершения ошибки при чтении Корана происходит изменение смысла, приводящее к неверию (куфр). Также, по их мнению, молитва нарушается, если в результате неправильного чтения произносят слово, которого в Коране нет, и, как следствие, меняется смысл аята.

А по мнению поздних ханафитов, например, ошибка в огласовках или падежах не нарушает намаз, даже если при этом меняется смысл, так как большинство людей не знает грамматику арабского языка.

Что касается произнесения специфических звуков арабского языка, таких, например, как звуки букв «сад» и «син», то, по их мнению, чтение одного звука вместо другого будет считаться нарушением намаза только для того человека, кто обычно без затруднений различает произносимые звуки. У того же молящегося, кто не в состоянии этого сделать, намаз не нарушается. Однако, таким мусульманам следует прилагать постоянные усилия для исправления своей речи.

Считается, что поздние ханафиты разработали эти правила для решения проблем новообращенных мусульман, не владеющих арабским языком и испытывающих большие трудности при произношении многих звуков арабского языка.

Также не нарушается молитва тех людей, кто во время чтения Корана произносит одну букву вместо другой, например, мягкий «та» вместо твердой «та», «син» вместо «са», «хамзу» вместо "айн«и т.д., в силу дефектов дикции. Однако такому человеку нельзя быть имамом, кроме как среди людей, имеющих такие же дефекты дикции.

Стоит иметь в виду, что шафииты и ханбалиты не так требовательны, как ханафиты, к ошибкам молящегося при чтении Корана, если речь идет о сурах, читаемых после «аль-Фатихи». По их мнению, в основном, молитва нарушается по причине допущения ошибок во время чтения «аль-Фатихи».

Важно еще иметь в виду, что все мусульманские ученые единодушны в том, что намеренное изменение смысла Корана нарушает молитву.

Также необходимо помнить о том, что Абу Ханифа, да помилует его Аллах, считал, что молитва имама становится недействительной, если он читает суры не наизусть, а непосредственно из Корана. Однако же, по мнению большинства ученых, молитва по этой причине не нарушается.

И в заключении хотелось бы напомнить единоверцам, что наградой за правильно совершенный намаз, избегая ошибок в чтении Корана и других нарушений, на этом свете будет праведность и благой нрав, обладателем которого становится молящийся, а в Последней жизни его ждут довольство Всевышнего Аллаха и Его Рай. В Священном Коране сказано: «И совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Сура «Паук», аят 45). А пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первое, за что будут отчитывать раба в День суда, — молитва. Если она будет исправной, окажутся исправными и остальные его дела, а если — нет, то и остальные дела будут оцениваться соответствующим образом» (Ат-Табарани).

Мухаммад Басыр ГАСАНОВ,

доктор исламских наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.