25 февраля в Российском государственном социальном университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Ответственное отцовство: актуальные проблемы и пути их решения». В конференции участвовали научные сотрудники, преподаватели и аспиранты вузов, сотрудники практических учреждений психологического, педагогического, юридического профиля; представители общественных объединений, религиозных организаций и органов государственной власти, занимающихся вопросами семейной и молодежной политики. По словам организаторов, целью мероприятия является обсуждение, анализ и выработка рекомендаций по совершенствованию формирования ответственного отцовства с учетом мирового и отечественного опыта.
Воспитание чувства ответственности у родителей за своих детей является одной из важнейших задач традиционных религий нашей страны, на плечах которых лежит миссия укрепления духовно-нравственного здоровья нации.
Хотя и считается, что представление об ответственном отцовстве сформировалось лишь полвека назад на Западе, мне кажется, что его фундаментальные принципы были заложены много раньше великими учителями человечества — Нухом, Ибрахимом, Мусой, Исой и Мухаммадом (мир им). Проповедуя веру в Единого Бога и добродетель ко всем окружающим, предупреждая о Великом Божьем Суде, они воспитывали в людях чувство ответственности, в том числе и за воспитание подрастающего поколения.
Существует известный стереотип о том, что согласно исламу якобы воспитание детей полностью ложится на мать, тогда как отцу достаточно лишь материально обеспечивать своих домочадцев. Но в действительности эта прямая обязанность отца никак не освобождает его от воспитания и внимания к своим отпрыскам. Причём приоритетность отцовского воспитания по отношению к его материальному обеспечению ребенка подчеркивается известным изречением пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): «Лучшее, что может дать отец своему ребёнку — это хорошее воспитание». Хотел бы также обратить ваше внимание, что заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) говорит именно об отце, а не о матери, тем самым еще раз подчеркивая его первостепенную ответственность перед Богом за свое чадо.
Возложение на мужчину роли главы семьи в исламе подразумевает не его превосходство, а ответственность перед Богом и обществом за свою жену и детей. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Каждый из вас пастырь и каждый в ответе за свою паству. Правитель отвечает за своих подданных, а мужчина — за свою семью».
Даже в случае крайне нежелательного развода отец обязан материально обеспечивать и принимать участие в воспитании своих детей.
Как известно, в исламе запрещено монашеское отречение от мирской жизни, а настоящее благочестие заключается в умении распределять должное внимание всем сферам своей жизнедеятельности — религиозной практике, работе, семье, друзьям, личностному развитию, спорту и т.д.
Когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) узнал, что один из его сподвижников Абдуллах Ибн Амр Ибн Аль-Ас постится днем, а ночами молится, то, обратившись к нему, сказал: «Не делай так. Постись иногда, а иногда оставляй пост, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право...»
Благовоспитанные дети — не только радость и поддержка родителям в мирской жизни, но и причина получения ими вознаграждений и после смерти, о чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех — непрерывная милостыня (садакатуль-джария), оставленные им полезные знания и праведные дети».
В комментарии к этому хадису выдающийся татарский богослов Ризаэтдин Фахретдин писал: «Праведные дети не падают с неба, а формируются в семье кораническим путем воспитания с малых лет (кама раббаяни сагира). Это самая большая обязанность родителей... Дети — всепринимающая белая бумага и отражающее все увиденные поступки зеркало, поэтому необходимо писать на них и показывать им только хорошее. Необходимо приложить все свои усилия и всецело предаться их хорошему воспитанию».
Интересно отметить, что в Священном Коране именно отцы — Якуб, Ибрахим и мудрец Лукман выступают в качестве заботливых воспитателей своих детей. Эти примеры подкрепляются и ярким образом ответственного отца и деда, воплощенным в пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Всевышнего), являющего образец для подражания каждому мусульманину.
Несмотря на свою колоссальную занятость великой миссией передачи заключительного Божьего Откровения людям, этот выдающийся человек не упускал из виду не только своих детей и внуков, но и проявлял внимание и заботу ко всем детям.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) ежедневно проводил часть своего времени с детьми. В преданиях сообщается, как, возвращаясь домой, он всегда брал детей на руки, целовал их, нянчил и что-то рассказывал даже младенцам. Когда его сын Ибрахим тяжело заболел, то он не отходил от него ни на шаг.
Когда Фатима входила в его покои, то он всегда вставал, брал дочь за руки, целовал и сажал рядом с собой.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) никогда не отягощался заботой о детях, а, напротив, с большим удовольствием ухаживал за своими детьми и внуками. Его зять Али (РА) рассказывал, как однажды, когда Божий Посланник (мир ему) ночевал в их доме, маленький Хасан проснулся и стал просить воды, услышав это, дедушка тотчас встал и сам принес стакан внуку.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) постоянно напоминал своим последователям, чтобы они были справедливыми и любящими родителями, проявляли к детям нежность и ласку. В частности, он напутствовал: «Бойтесь Аллаха. И если хотите вы, чтобы ваши дети слушались вас и любили, то и вы будьте справедливыми и любящими к ним», «Аллах повелел вам быть справедливыми с детьми, много целовать их, радовать их и любить», «Кто не любит детей и не проявляет к ним ласки, тот не из нас».
Причем пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) четко противопоставлял доисламскому языческому понятию о вторичности девочек принцип равного и справедливого отношения к детям обоих полов. Искореняя это понятие, он говорил: «Рай станет наградой тому, кто содержал трех дочерей, хорошо обращался с ними, воспитывал их и выдал их замуж».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) придавал огромное значение играм с детьми, наставляя своих последователей: «Тот, у кого есть дети, пусть обязательно играет с ними, как ребенок». Являя пример подобного поведения, он использовал любую возможность, чтобы развеселить, приласкать и научить чему-то малышей. Когда у него было время, он с большим удовольствием играл со своими внуками, бегал с ними на перегонки и в шутку боролся.
Сподвижники вспоминали, как однажды, идя вместе с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего) на важную встречу, им по пути повстречался его внук Хусейн. Увидев его, он побежал вперед и распахнул объятья, чтобы поцеловать внука. Мальчик же, играясь, начал бегать то туда, то сюда, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), подражая ребенку, тоже стал догонять его, и бежал с ним, пока не нагнал и не обнял внука. Потом, взяв его на руки, расцеловал его и сказал: «Хусейн — моя кровинка, а я — кровинка Хусейна. Аллах любит тех, кто проявляет любовь к другим».
При встрече с детьми он всегда приветствовал их, обнимал, целовал и гладил по голове, интересовался их делами и рассказывал что-то веселое, а когда у него были фрукты, то он всегда раздавал их детям.
Не все понимали, почему Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) проявляет такое внимание к детям, зачем он уделяет им столько времени, внимания и ласки, считая, что это не соответствует положению мужчины, да еще и пророка. Однажды, увидев, как пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) радостно целует своего внука Хасана, один из таких людей удивленно воскликнул: «У меня десять детей и до сих пор я ни разу ни одного из них не целовал». В ответ на это Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не будет (Божьей) любви и милости к тому, кто сам не проявляет милосердия и любви».
Безусловно, что такие искренние и добрые чувства не оставались без внимания детей, которые отвечали пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) взаимностью. Детвора всегда бежала ему навстречу, провожала и встречала его из дальних походов, а он всегда сажал их на своего верблюда и велел это же делать своим сподвижникам.
Прекрасный пример общения и воспитания детей содержит в себе известная история, произошедшая с маленьким мальчиком, забравшимся в сад одного из ансаров, дабы поесть фиников. Пойманный за киданием камней в пальмы хозяином сада он был отведен к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего), чтобы получить должное наказание. Но, выслушав рассказ взрослого, Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) с улыбкой и добротой обратился к ребенку, сказав: «Дитя моё, почему ты закидывал сад камнями?» На что мальчик ответил: «Я был голоден и бросал камни, чтобы сбить финики, а затем их съесть». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Никогда так больше не поступай и в следующий раз кушай плоды, которые уже упали на землю». Затем он погладил его по голове и взмолился Всевышнему: «Господи, насыть этого ребёнка!»
Эта история учит нас в любых ситуациях проявлять любовь и внимание к ребенку, стремиться понять его, и, в случае необходимости, не просто запретить и наказать, а объяснить и показать альтернативу.
Дорогие друзья!
Часто бывает так, что когда человек что-то имеет, он не ощущает ценности этого. Бывает это и в отношении детей, когда некоторые родители отягощаются заботой о своем чаде. Но дети — это великая милость Создателя, которую Он дарует не всем. Как отмечают исследователи, сегодня только в нашей стране около 2,5 миллионов бездетных семей. Поэтому каждый родитель должен понять и возблагодарить Создателя за великое счастье быть отцом или матерью.
Таким образом, морально-нравственное учение ислама уделяет важное значение вопросам воспитания детей, возлагая именно на отцов всю полноту ответственности за это перед Богом и обществом. Поэтому, руководствуясь кораническим принципом «помогайте друг другу в добре и совместно препятствуйте злу», мы всецело поддерживаем все добрые инициативы по воспитанию чувств ответственного родительства в целом, и отцовства в частности. Надеемся, что проведение данной конференции станет основой для плодотворного сотрудничества всех специалистов в данной области и будет носить регулярный характер.
Желаю успехов и спасибо за внимание!
Ислам Зарипов,
Имам-хатыб Московской Соборной мечети