Месяц рабиу-ль-авваль обладает некоей двойственностью в жизни многих мусульман. С одной стороны, обычай отмечать месяц рождения Пророка Мухаммада (мир ему) отсутствовал при его жизни и при правлении праведных халифов, и эта практика появилась намного позже. С другой стороны, в современной каждодневной жизни, суете сует и суматохе мы нередко забываем об образе самого лучшего из созданий Всевышнего — нашем Пророке Мухаммаде (мир ему). В немалой степени этому способствуют и всевозможные кризисы, войны, революции и прочие испытания. Но именно этот год стал особенным, и особенность эта проявилась в нескольких моментах.
Конечно, в первую очередь бросается в глаза провокация одного поднявшегося в мутной воде французского издания. Причем издание это прославилось тем, что и раньше проявляло демонстративное неуважение... собственно, практически ко всему. Иисус Христос (мир ему), люди, погибшие в московском метро, — все побывали на страницах этого издания и были высмеяны, оболганы и выставлены на посмешище. Напечатали они свои картинки и с Пророком Мухаммадом (мир ему). И это не могло не вызвать возмущения у мусульман во всем мире, в том числе и в России, в Москве. Нет, в столице не было миллионного митинга, как в Грозном, но и здесь, в столице России, мы смогли выразить наше отношение к нашему любимому Пророку (мир ему).
Празднование Мавлид ан-набий в Москве в этом году проходило на разных площадках, и везде был полный аншлаг. Впрочем, если бы подобные мероприятия были заявлены еще в десятках местах, то результат был бы тот же самый — полные залы, ажиотаж за
Один из праздников провела московская религиозная община «Рисалят», которая заодно отметила и свой
Центральным событием в череде мероприятий было празднование мавлид ан-набий в Крокус Сити Холле. Надо сказать, что проведение торжеств в честь ПророкаМухаммада (мир ему) в этом самом крупном концертном зале Москвы стало уже традиционным (впрочем, также входит в традицию проведение здесь же конкурсов чтецов Корана). Однако в этом году был целый ряд отличий, поиска новых форм и решений. На сей раз в программе было больше элементов проповеди, вагаза, опять-таки в очень хорошей форме, проникновенно. Намного больше в этом году приводилось историй пророков и посланников Аллаха, предшествовавших последнему из пророков — Мухаммаду (мир ему), что вполне понятно и соответствует ментальности, характерной для российских мусульман. Нам нельзя отрываться от цепи всех пророков, ведь мусульмане являются их общими наследниками.
Искренним, проникновенным и возвышенным было выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина, предшествовавшее концертной программе мавлида ан-набий. Это было не просто открытие мероприятия, но нечто гораздо большее и важное.Это выступление связало воедино последние события с теми, что происходили во времена пророков, в ту седую древность. Связь с цепочкой пророков и с ее венцом — Пророком Мухаммадом (мир ему) становилась живой и ощущаемой. Сегодня многие люди склонны считать пророков полумифическими, неисторическими персонажами, отсюда и происходят кощунства. И в силу всей остроты проблем именно такого выступления муфтия ждали, на него надеялись, и его получили. Причем зал полностью поддерживал своего духовного лидера.
В самой праздничной программе было много всего интересного, нужного, занимательного: от нашидов шведского мусульманина Махера Зейна до проповедей Шамиля Аляутдинова, от видеороликов, снятых на улице, до исполнения религиозных гимнов на самых разных языках — русском, арабском, татарском, чеченском, аварском. Во всем был свой колорит и своя изюминка. Но главное оставалось одно — мусульмане показывали свое отношение к Пророку (мир ему), его личности, его примеру для всех нас.
Мы глубоко признательны всем, кто выразил свою любовь к Посланнику Аллаха (мир ему) — организаторам и участникам мавлида ан-набий. Любое воспоминание о Пророке (мир ему), каждый салават в его честь, каждое дуа за него самого, членов его семейства и сподвижников — это наш ответ всем тем, кто сам, лишившись всего святого, хочет уподобить всех остальных своему жалкому состоянию. И поэтому нам нужны такие праздники — нужны для нас, наших родных и близких, для воспитания наших душ.
Кульминационным моментом этого праздника был вынос в зал волоса Пророка Мухаммада (мир ему), привезенного из Дагестана. Подобные реликвии ни в коем случае не являются предметом поклонения для мусульман. Но они служат нам напоминанием о личности Пророка (мир ему) и его вкладе в развитие человечества.
Празднования мавлид ан-набий, проходившее под символическим названием «Пророк Мухаммад — милость для миров», закончилось. Именно так — милость для миров, потому что последний завершающий Пророк (мир ему) не послан лишь к одним арабам, или татарам, или кавказцам, как это считают некоторые. Остается надеяться, что того заряда любви к нашему Пророку (мир ему), почитания его, осознания его роли в истории человечества, нам хватит надолго. И что мы сможем донести это свое видение ко всем людям, окружающим нас, чтобы они смогли разделить наше отношение ко всем Божьим пророкам и посланникам и понять их, благодаря этому приблизиться ко Всевышнему, и жить в соответствии с Его повелениями.
Ахмад Макаров