Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Я желаю успеха работе нашего Форума, который организовал наш друг и брат шейх Равиль Гайнутдин. Я приветствую всех добрых людей и наших братьев, которые присутствуют здесь в зале. Мое выступление будет основано на общих ценностях человечества и их роли в борьбе за мир.
Я хотел бы упомянуть два момента. Если мы обратим пристальное внимание на преступления, которые совершаются сейчас и которые были совершены на протяжении истории человечества, то мы увидим, что имеются два главных фактора, стоящие за этими преступлениями и за теми последствиями, которые они имеют для человечества.
Первый фактор — это отсутствие веры в какие-либо ценности вообще. Потому что, если человек не верит в абсолютные ценности, если он не регулирует свою деятельность на основе этих ценностей, то он может совершить все, что захочет. У него не будет никаких барьеров и преград при совершении любого деяния. Если мы говорим в рамках ислама, мы будем иметь в виду атеиста — человека неверующего, который может совершить любое деяние, так как он не верит в Бога и абсолютные ценности.
Верующий человек поступает иначе, поступает наоборот. Он руководствуется абсолютными истинами и ценностями. Но человек может предположить и иные ценности, сочтя их за абсолютные. Это, например, ценности, которые определяют трайбализм, межплеменную рознь. Это ценности, которые являются мнимыми, а не настоящими. Если человек возводит их в ранг абсолюта, то он тоже может пойти по пути, который ведет к варварским действиям. К действиям, подобным тем, что совершают животные. Все эти проблемы, все явления, которые они порождают — пролитие крови, все преступления, все беды — они восходят к одному из этих двух факторов.
Второе о чем я бы хотел сказать — это о цивилизации и культуре. Если культура базируется на гуманистических идеалах, то это — подлинная культура. Культура, основывающаяся на инстинктах — это уже не истина. Если же мы будем руководствоваться личными, узкими побуждениями, мы, тем самым, уподобляем себя животным. Но человеческая культура и цивилизация опирается на другое.
В свете двух этих истин мы можем сказать, что авраамические религии верят в истинную природу человека. Они дают нам веру и знание истины и отвергают все ложные представления. Они дают нам веру в собственное достоинство и качества человека. И эту сущность человека даровал Аллах. Именно ислам является той религией, которая соответствует этой истинной сущности человека.
И в заключении я хотел бы сказать, что ученые должны воспитывать мусульман на основе подлинных нравственных ценностей. Человек верующий — это человек, у которого существуют баланс и гармония всех его духовных и нравственных качеств.
Деяния, которые мы характеризуем как фанатизм, происходят как раз от недостатка религиозного воспитания. Ибо истинное религиозное воспитание отвергает любые крайности, любой радикализм, любой экстремизм. И это мы видим сейчас на примере таких движений как ИГИЛ, экстремистские движения, которые искажают суть ислама.
Ислам, как известно, говорит: «Тот, кто обвиняет своего брата в неверии — сам в конечном итоге оказывается неверным». Это движение, которое мы видим сегодня на Ближнем Востоке — оно внушает страх и проливает кровь. Я не думаю, что это движение каким-то образом связано с исламом. У него нет ничего общего с исламом. Оно гораздо больше связано с планами Запада, с планами империалистов, которые хотят расколоть наши народы, наши страны, которые хотят вывести эти народы из того естественного человеческого состояния, которое создал Аллах.