Интервью с муфтием Республики Крым Эмирали хаджи Аблаевым. В беседе с нашим собкором муфтий рассказал о последних событиях в жизни мусульманской уммы полуострова, о насущных проблемах и планах на будущее.
— Эмирали хаджи, как Вы оцениваете итоги приезда делегации Совета муфтиев России в Крым, которая побывала на полуострове с 27 по 30 марта т. г.?
— Одним словом — продуктивно. Мы провели ряд встреч, ознакомили гостей с деятельностью ДУМ Крыма, целями и задачами, которые перед собой ставит Муфтият Крыма, а также достижениями. Обсудили ряд вопросов, касательно мусульманской уммы России, а не только Крыма, изложили своё видение развития взаимоотношений, а также деятельности ДУМ Крыма в новых условиях. Рассказали об истории и особенностях мусульманской уммы Крыма. Представили делегацию СМР нашей общественности — интеллигенции, предпринимателям, чиновникам, политикам и общественным деятелям. Нашим гостям посчастливилось присутствовать на внеочередной сессии VI Къурултая Крымскотатарского народа и воочию наблюдать или даже сочувствовать тем переживаниям, чаяниям и проблемам, с которыми столкнулся коренной мусульманский народ Крыма. Думаю, организация данной встречи была своевременна и полезна для обеих сторон. Мы ставили целью сближение и налаживание здоровых взаимоотношений, а также хотели ознакомить наших коллег с деятельностью ДУМК, обсудить и выработать между мусульманской уммой материковой России и Крыма общее видение по ряду вопросов. Я думаю, что все вместе мы достигли намеченного.
— По итогам поездки делегации из России было сказано о желании ДУМ Крыма и СМР развивать сотрудничество и укреплять братские связи. Как по Вашему мнению две организации могут быть полезны друг другу, в каких областях надо развивать сотрудничество?
— Мы знаем друг друга с Равиль хазратом Гайнутдином уже давно, почти каждый год встречаемся. Возглавляемые нами организации также поддерживают связь и сотрудничество. Развитие взаимоотношений помогут нам адаптироваться в новую среду, это в первую очередь налаживание связей с государственными и общественными религиозными учреждениями. А кроме того мы думаем наладить более тесное сотрудничество в издательской и образовательной сферах — обмен студентами, преподавателями. Мы являемся самодостаточными религиозными организациями, но у каждой есть свой ценный опыт, наработанный десятилетиями, т. е. есть чем поделиться, и я надеюсь в этом смысле мы будем друг-другу полезны, и не только. Взаимодействуя, а при необходимости и помогая друг-другу мы станем только сильнее как материально, так и духовно, что самое главное, на мой взгляд.
— Как Вы считаете, какие первоочередные вопросы необходимо решать мусульманской умме полуострова в новых реалиях? Ведь в России другие законы, к которым необходимо будет приспосабливаться.
— Необходимо будет привыкнуть к новым условиям, законодательству. Для осуществления любой деятельности, религиозным организациям нужно будет изучить новое законодательство, подготовить и осуществить перерегистрацию уставных документов. Мы выработаем алгоритм действий и будем оказывать юридическую консультацию и помогать нашим мусульманским общинам в оформлении соответствующей документации. А что касается в целом мусульман полуострова, то религиозные практики, работа мечетей и священнослужителей продолжается в том же режиме. Единственно изменилось время молитв в связи с переходом на Московское время. Мы сейчас готовим новые календари времён намаза на год. В ближайшее время мы их распечатаем и раздадим. Мусульманам нужно будет к этому просто привыкнуть. В случае возникновения каких-либо нюансов, касающихся духовной жизни мусульман Крыма мы доведём это до сведения наших соотечественников.
— Много ли последователей партии «Хизбут-Тахрир» на полуострове, и как может сложиться судьба последователей этого течения, ведь данная организация запрещена в России.
— Немного. Они никогда не пользовались поддержкой народа. Мусульманская умма Крыма относилась и относится к подобного рода нововозникшим религиозным течениям, партиям и т. д. с их маргинальными идеями, как минимум, недоверчиво. И, кстати, небезосновательно. В целом наш народ традиционалист и поэтому всякие религиозные новшества не приемлет. В целом наша умма монолитна, так как на 90% представлена крымскотатарским народом — Суннитами и Ханефитами по вероубеждению и религиозной практике. Так как мы коренной народ и много претерпели лишений и дискриминации, то у нас обострено национальное чувство и сплочённость. Те, некоторые молодые люди, которые в силу религиозной неграмотности и неопытности, попали под влияние идеологий, чуждых нашим традициям всяких религиозных течений и сект, также являются нашими соотечественниками. Да, они ошибаются и, зачастую не слушают наставление имамов и старейшин, возможно лояльность Украинского законодательства послужила одним из факторов, способствующих распространению всякого-рода маргинальных групп среди молодёжи, но новые реалии должны заставить, и я думаю заставят задуматься и пересмотреть свои позиции многим. Нужно дать время. Кстати следует заметить, что в Крыму никогда не было терактов на религиозной почве, эльхамдулиллях. Поэтому, учитывая Крымские реалии, спешить и принимать какие-то радикальные меры там по-зачистке, нейтрализации и т. д. думаю будет не правильным. Однако при всём этом нужно быть реалистами и понимать, что если есть закон (федерального значения), то он распространяется на территорию действия и его применение не за горами. И не от религиозных деятелей или какого-то чиновника зависит его претворение. Наша обязанность, как муфтията Крыма, разъяснить сторонам, что правильно, а что нет, с религиозной, моральной точки зрения и способствовать разрешению вопроса продуманными и мирными шагами, без драматических ситуаций.
— А как в целом ведется работа с нетрадиционными для Крыма течениями? Идет ли сейчас работа в рамках проекта «Ислах»?
— Конечно, ведётся. Она никогда не прекращалась. Главным приоритетом для нас являлось разъяснение мусульманам Крыма противоречие взглядов нетрадиционных течений эхлю-сунна, ханафитскому мазхабу и религиозным традициям мусульман Крыма, Крымскотатарского народа. Это обязанность — эмр-и бильмаруф и нехий аниль-мункер, мы это делали и будем продолжать во благо всех жителей Крыма.
— А что Вы можете рассказать об издательской деятельности ДУМ Крыма? Планируется ли в ближайшее время издание новой литературы? На каком языке предпочитают читать исламскую литературу мусульмане полуострова?
— Духовное управление мусульман Крыма ведет большую работу в издательской сфере, книги выпускаются как на русском, так и на крымскотатарском языках. В 2013 году Духовное управление мусульман Крыма выпустило серию книг для имамов, учащихся медресе и всех, кто интересуется основами и историей Ислама. Среди них: «Хадис тарихы ве усулы» (в книге говорится о Сунне, об истории и методологии хадисов), «Фыкъых усулы» (книга о методологии исламского права), «Динлер тарихи» (книга об истории иудаизма, христианства и ислама), «Ислям акъаиды» (о вероубеждении), «Тефсир тарихи ве усулы» (об истории и методологии толкования Священного Корана, «Пейгъамберлер тарихи» (об истории пророков), и «Диний хитабет» (о религиозной риторике), Ислям Тарихы (История Ислама) изданы на крымскотатарском языке. Для учителей общеобразовательных школ было издано пособие «Ислам в истории и культуре Крыма». В мае 2013 года выпущено второе издание книги «Урф-адетлеримизге коре дуамерасими ве тертиби».
Также отметим, что в конце прошедшего года — в Крыму начал издаваться первый молодежный мусульманский журнал «MUSLIM», целью которого является популяризация исламских ценностей в молодёжной среде. Муфтият также продолжает выпуск журнала «Источник мудрости» и газеты «Хидает». Сейчас готовятся к изданию ряд книг. Мусульмане полуострова охотно читают исламскую литературу на крымскотатарском языке, также выпускается большое количество книг на русском языке.
— А как обстоят дела с исламским образованием на полуострове? Где получали и получают исламское образование мусульмане?
— Одной из основных задач Духовного управления мусульман Крыма — это обучение и воспитание подрастающего поколения в духе традиционных исламских ценностей, также подготовка имам-хатибов. С этой целью под патронатом Муфтията Крыма обеспечивается работа 5 медресе с филиалами в различных городах Крыма, в которых около 200 мальчиков и девочек изучают нашу религию и обычаи. Выпускники медресе продолжают теологическое образование в Турции, Азербайджане и других странах мира.
— Что можете сказать по поводу строительства новых мечетей на полуострове и о реконструкции старых? Не секрет, что на территории Крыма немало объектов, которые необходимо вернуть мусульманской общине. Сколько таких объектов можно насчитать и насколько хорошо они сохранились?
— Мы прикладываем большие усилия по строительству и реставрации мечетей. В этом нам большую помощь оказывала Турецкая Республика и исламские организации. Только за прошлый 2013 год торжественное открытие отреставрированного памятника архитектуры XVIII века мечети Орта Джами (построена в
Пресс-служба ДУМ Крыма