Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №143 — Саади Юсуфи: Ислам является главной ценностью для каждого таджика
04.09.2013

Саади Юсуфи: Ислам является главной ценностью для каждого таджика

Интервью с аналитиком Саади Юсуфи (Душанбе) о современном состоянии ислама в Таджикистане.

— Какое место занимает ислам среди ценностей современного таджикского общества?

— Ислам является главной ценностью для каждого рядового таджика, и это едва ли не главная характеристика «таджикcкости» как таковой. Многие в Таджикистане считают, что быть таджикком и мусульманином — одно и тоже, а некоторые полагают, что быть таджикским достаточно, чтобы быть мусульманином, но не наоборот. Более всего исламские ценности отражены в повседневной жизни таджикских крестьян. По своей природе таджики очень религиозны, и если мы посмотрим на последние четыре десятилетия, то увидим, что среди всех мусульманских народов Советского Союза таджики были первыми, кто создал политическую религиозную партию, несмотря на строгий контроль безопасности со стороны властей бывшего СССР. Таджики сохранили старую систему образования: унаследованые из Бухары религиозные школы даже в те, чрезвычайно сложные времена. Таджики были первыми мусульманами в бывшем СССР, которые вышли на войну под исламским флагом (на стороне оппозиции во время гражданской войны 1992–1997 годов).

За двадцать один год постсоветского Таджикистана произошло немало событий в различных аспектах жизни страны, но наиболее важные из них состоялась именно в сфере религии. Можно сказать, что двадцать один год независимого Таджикистана — эта два десятилетия активной религиозной жизни. Тысячи молодых таджиков отправились учиться исламу в самые престижные исламские университеты Пакистана, Малайзии, Саудовской Аравии, Йемена, Ирана, Египта, Ливии и многих других стран. Вернувшись с учебы, они вошли или еще входят в различные сферы жизни в Таджикистане. Особенно они активны в бизнесе, на базарах, среди таджикских трудовых мигрантов в Россию и Казахстан.

Во второй декаде независимого Таджикистана Партия исламского возрождения стала самой влиятельной и сложной политической партией. Именно в этот период таджикское общество столкнулось с новыми школами религиозности, идущими из Ирана (шииты-имамиты) и стран Персидского залива (салафийя), а также политически мотивированными религиозными группами вроде «Хизб ат-Тахрир» или «Джамаат Ансаруллах».

Ношение хиджаба сегодня является самым быстрорастущим явлением среди таджикских женщин. В Душанбе и многих других городах и регионах более половины женщин носит мусульманский головной платок. Несколько лет назад во многих компаниях и организациях вообще не было сотрудников‑женщин в платках, но сегодня это не так.

Поэтому можно сказать, что двадцать один год независимого Таджикистана являются наиболее религиозными годами. Мы не должны забывать о том, что все эти события произошли на уровне рядовых граждан, поскольку в целом Таджикистан остается светским государством.

— Какие проблемы сегодня наиболее всего волнуют жителей страны?

— Я думаю, что самая важная проблема для рядовых таджиков — бедность, отсутствие доступа к качественному образованию и здравоохранению. С точки зрения бедности официальные цифры говорят нам, что большинство людей живут за чертой бедности. Около двух миллионов населения Таджикистана, по неофициальной статистике, являются трудовыми мигрантами в России и, как следствие, многие дети растут без отцов. Женщины сталкиваются с проблемами, поскольку воспитывают детей самостоятельно.

— Как обстоит ситуация с открытием новых мечетей, регистрацией религиозных общин и духовных учебных заведений? Насколько сеть религиозных организаций отвечает запросам общества в целом?

— Открытие новой мечети в Таджикистане остается весьма сложным делом, поскольку нужно пройти через огромную бюрократию, подготовить большое количество документов и провести сбор подписей. В настоящее время мы имеем 4000 мечетей в стране с восьмимиллионным населением, где мусульмане составляют 98 процентов. В среднем эти мечети вмещают только 350 000 молящихся, то есть менее 5 процентов населения. Поэтому мы не можем сказать, что мечети в Таджикистане сегодня могут удовлетворить растущий спрос населения, но в то время мы не должны забывать, что в настоящее время правительство Таджикистана, при поддержке Катара, ведет строительство крупнейшей в мире мечети (после мечетей в Мекке и Медине) в Душанбе. Она будет вмещать более 100 000 молящихся. Можно сказать, что несмотря на все проблемы, роль мечетей в Таджикистане постепенно увеличивается, а их число с каждым годом растет.

— Возможен ли в Таджикистане сценарий усиления роли ислама в политической жизни, например, создания и развития новых партий на религиозной основе?

— Да, в теории и в законодательстве, это возможно. Но на практике не существует потребности в новой исламской партии, поскольку существует Партия исламского возрождения Таджикистана. Она играет очень активную политическую роль и рассматривается как крупная политическая партия Таджикистана.

— Многие эксперты отмечают, что в последнее время в Таджикистане усиливается шиитское влияние. Так ли это на самом деле?

— Да, это так. Росту шиитского влияния в нашей стране способствует Иран. Тысячи молодых таджиков получили образование и продолжают обучение в различных школах Ирана. После окончания медресе и университетов они возвращаются в Таджикистан, чтобы распространять шиизм, который отличается от традиционных суннитско-ханафитских убеждений в Таджикистане. Они пребывают в конфронтации с выпускниками, которые заканчивали учебные заведения в других исламских странах. И хотя сегодня открытой напряженности в отношениях между шиитами и суннитами в Таджикистане нет, борьба между ними все же наблюдается в социальных сетях и других электронных ресурсах. Есть определенные группы в Facebook, такие как «Хатари шиа» — «Опасность шиитов», борющаяся с шиизмом в Таджикистане. Однако примечательно, что ни новообращенные шииты, ни салафиты в Таджикистане открыто не считают себя таковыми. Они всегда скрывают свою реальную религиозную идентичность, заявляя о принадлежности к школе имама Абу Ханифы, доминирующего в Таджикистане мазхаба.

Но мы не должны забывать, что быстрая исламизация таджикского общества возвращает людей к своим корням и способствует развитию религиозного сознания. Доступны ведь тысячи книг, компакт-дисков и других исламских материалов. Наиболее существенную роль в настоящее время играют зарубежные проповедник, такие, как популярные религиозные телепрограммы из Афганистана и каналы иранских суннитов, действующие за пределами Исламской Республики. Все это ослабляет позицию шиитов в Таджикистане.

— Насколько важно для Таджикистана стратегическое сотрудничество с другими государствами СНГ?

— Я убежден, что стратегические отношения со странами СНГ, особенно Россией, особенно важны для Таджикистана, поскольку мы живем в области глобализации и региональной интеграции. Как развивающееся государство, Таджикистан имеет много общего с странами бывшего Советского Союза, такие как язык, культура, в какой-то мере даже менталитет. С экономической точки зрения Таджикистан имеет много инфраструктурных связей со странами бывшего Советского Союза, в том числе железных дорог и электрических сетей. Все это может служить в качестве платформы для сотрудничества. Я думаю, что Таджикистан должен поддерживать эти традиционные отношения и дать им приоритет.

— Благодарим за разговор!

Ислам в СНГ

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.