Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №88
08.12.2008

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Слово женщины в богословии

Доктор Саад Салих, профессор сравнительной исламской юриспруденции в университете «Аль-Азхар» (Каир), — автор многих инициатив, основанных на особенностях гендерного аспекта Ислама. В частности, она выступала с инициативой создать отдельный женский муфтият исходя из того, что многие женщины стесняются обращаться с вопросами к мужчинам. Кроме того, она подчеркивает гендерный фактор при экзегетике Корана. О ее воззрениях касательно этих и других богословских вопросов — в беседе Рани Бадви, которая опубликована в журнале «Египтятнин егодня» (almasry-alyoum.com), перевод которой мы предлагаем вниманию наших читателей.

— Доктор Саад, что служит главным источником вынесения фетв? Насколько мы нуждаемся в муфтиях и их фетвах?

— Основной источник фетв — Благословенный Коран. Каждый человек, который в той или иной мере имеет отношение к фетвам, должен знать аяты Корана наизусть, понимать их значение и причины ниспослания. Далее муфтий (человек, который выносит фетвы. — Прим. пер.) должен прекрасно разбираться в сунне Пророка, мир ему, которая либо разъясняет коранические положения, как, например, в отношении аятов о родстве или о разводе, либо содержит в себе отдельные положения, не упомянутые в Коране вовсе.

В Коране, к примеру, Аллах говорит: «Зaпpeщeны вaм вaши мaтepи, и вaши дoчepи, и вaши cecтpы, и вaши тeтки пo oтцy и мaтepи, и дoчepи бpaтa, и дoчepи cecтpы...» (4:23; здесь и далее пер. И. Ю. Крачковского). Далее Аллах говорит: «И paзpeшeнo вaм в тoм, чтo зa этим...» (4:24). Если мы будем руководствоваться данными аятами Корана, то получаются одни запреты. Но Пророк, мир ему, пришел, разъяснил и внес подробности. Он, в частности, приравнял молочное родство к обычному и запретил браки между молочными братьями и сестрами, обручаться с дядей, тетей или племянницей по этой линии.

Другой пример — Аллах в Коране говорит только «...и — oбъeдинять двyx cecтep...» (4:23). Тогда как сунна Пророка, мир ему, уже запрещает совокупление между женщиной и ее дядей со стороны отца или дядей со стороны матери, также совокупление между женщиной и ее племянником (как с сыном брата, так и сестры. — Прим. пер.).

Пророк, мир ему, заявляет: «Если вы сделаете это, то разорвете родственные узы». Отсюда вывод, что сунна тесно переплетена с Кораном. Кто ограничивает себя только Кораном, тот впадает в ошибку. Многие положения просто отсутствуют в Священной Книге. Коран говорит: «Выстаивайте молитву» или «Пoиcтинe, мoлитвa для нeвepyющиx — пpeдпиcaннoe в oпpeдeлeннoe вpeмя» (4:103). Однако не упоминаются ни количество молитв, ни способ их отправления. То же самое в отношении хаджа, размеров выплаты закята. Таким образом, сунна дополняет Коран.

Некоторые противники идеи о том, что сунна служит доказательственной базой шариата, заявляют, что если так, то почему Пророк, мир ему, не приказал записывать и заучивать его слова, как он это сделал в отношении Корана. Бессмысленно, чтобы слова Пророка, мир ему, служили источниками ответа или запретов для уммы, которая будет существовать вплоть до Судного Дня. Во-вторых, Пророк, мир ему, сам не велел записывать свои слова. Они также утверждают, что «мы видим, какое большое противоречие между хадисоведами и законоведами в отношении правильности или неправильности того или иного хадиса». Это, по их словам, показывает, что если бы хадисы служили основой законодательства, проведения анализа и введения запрета, то положения были бы четко определены.

Для определения достоверности определенного хадиса ученые выработали условия, согласно которым, например, повторяющийся хадис (таватур. — Прим. пер.) — это хадис, передающийся через многочисленные цепи передатчиков. Все хадисоведы, принимая во внимание хадис «Тот, кто преднамеренно солжет от моего имени, тому будет уготовано огненное ложе», сошлись на этих условиях. Хадисы высказывались Пророком, мир ему, в разное время и в разных условиях. Например, передатчиков хадиса «За все деяния [воздается] согласно намерениям, и каждому человеку [воздается] за его намерение...» много, но сам хадис не повторяющийся. Есть хадисы, дошедшие от сподвижников через одну цепочку передатчиков. В отношении таких хадисов уже применяются другие условия. Все хадисы, которые зафиксированы в «Шести книгах» (шесть сборников достоверных хадисов Пророка. — Прим. пер.), достоверны и могут быть приведены в качестве доводов. Неправильно утверждать, что хадисы не служат законодательной базой, ведь сам Всемогущий нам указывает: «И чтo дapoвaл вaм Пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь» (59:7).

— Прошло 150 лет, прежде чем хадисы были зафиксированы письменно. Исходя из этого, некоторые не перестают требовать перепроверить достоверность хадисов, так как, полагают они, нелогично, чтобы за такое время не было что-то добавлено или же утрачено.

— Пророк, мир ему, при жизни запрещал записывать хадисы, чтобы не возникло путаницы между Кораном и преданиями. Вместе с тем отдельным сподвижникам он разрешал это делать. Особенно с расширением ареала исламских завоеваний росло число придуманных хадисов (мауду. — Прим. пер.). Впоследствии были выработаны условия отбора достоверных хадисов. В частности, имам Абу-Ханифа определил два условия отбора хадисов, дошедших через одну цепь передатчиков: первое — при анализе хадиса не рассматривать отдельно друг от друга цепь передатчиков и содержание; второе — хадис по своему содержанию не должен исходить из широко распространенных среди мусульман явлений. Хадис не должен также противоречить «суждению по аналогии» (кияс. — Прим. пер.), то есть имеется в виду рациональному подходу.

— Разве достаточно одного анализа хадисов? Не нужно ли провести повторный анализ в отношении хадисов от аль-Бухари и Муслима?

— Никогда. Хадисы от аль-Бухари и Муслим не вызывают никаких сомнений.

— Уважаемый доктор, какова роль улемов и богословов в издании фетв?

— Аллах Всевышний говорит: «Спpocитe жe людeй нaпoминaния, ecли вы caми нe знaeтe» (16:43). Здесь употреблено повелительное наклонение, которое подразумевает, что выполнить это повеление обязаны все. Незнание шариатских норм не может являться препятствием или поводом, так как Аллах повелевает нас спрашивать. Незнание — не причина.

Роль муфтия заключается в умении извлекать пользу от созданного ранее прецедента. Например, ко мне подошел человек и спросил: «Я помолвлен с девушкой. Однако мне сказали, что у нас одна молочная мать. Могу ли я на ней жениться?». Или, например, другой человек женился на девушке, которая родила ему детей, а впоследствии она оказалась его молочной сестрой. В первом случае брак между молодыми людьми запрещен по причине молочного родства. Брак в сомнительных случаях нежелателен. Это утверждают как ученые, которые придерживаются жесткой позиции, так и умеренные ученые. Во втором случае я исхожу из точек зрения ученых из более умеренного мазхаба. Они заявляют, что по крайней мере дети, чтобы считаться молочными родственниками, должны быть досыта пять раз вскормлены молоком одной матери. В ином случае получается, что я разрушаю семью. Поэтому нужно взвесить все доводы за и против и только потом выносить приемлемое решение.

— До какой степени можно руководствоваться высказываниями и действиями сподвижников Пророка, мир ему, при выработке нормативных актов?

— В отношении некоторых сподвижников, как Омар ибн Аль-Хаттаб, который принял решение о судьбе пленных, захваченных в битве при Бадре, были ниспосланы аяты в поддержку выносимых им решений. Так же обстоит дело и в отношении развода, трижды высказанного жене. Пророк, мир ему, сам считал, что слова развода, высказанные трижды за один раз, стоит рассматривать как один раз. Однако Омар, обнаружив, что многие мусульмане стали этим пренебрегать, обратился к Пророку, мир ему, посчитать в качестве развода, поданного трижды. Здесь уже начинается разное толкование среди самих богословов. Одни сказали, что будут руководствоваться словам Пророка, мир ему, а другие — умозаключением Омара. В основе шариата ради облегчения исполнения его предписаний лежат слова Пророка, мир ему.

Третий случай произошел с Омаром, когда он захотел ограничить размер брачного дара (махр. — Прим. пер.). В это время одна женщина в толпе встала со своего места и обратилась к нему: «О Омар! Разве Аллах не говорит в Коране: “...и если oднoй из ниx дaли кинтap, тo нe oтбиpaйтe из нeгo ничeгo”» (4:20). На что Омар сказал: «Ошибся Омар, а женщина исправила», — и отказался от своего решения.

— То есть, получается, сподвижники тоже ошибаются?

— Да. Они ошибаются при вынесении решений юридическо-богословского характера (иджтихад. — Прим. пер.). Кто выносит такие решения и ошибается, все равно получает от Аллаха вознаграждение.

— А руководствоваться сподвижниками при вынесении законодательных норм обязательно?

— По этому поводу среди ученых нет единодушия. Но такие сподвижники, справедливость которых засвидетельствована многими их современниками, как Абу Бакр, Омар ибн Аль-Хаттаб, Али ибн Аби Талиб, и десять сподвижников, которым еще при жизни был обещан рай, занимают особой положение.

Примерно похожую точку зрения высказал большой ученый Аль-Азхара Махмуд Шалтут (1893–1963). В своей книге «Ислам, вероучение и шариат» он отмечает, что «Ислам никого не выделяет исключительным образом в деле толкования текстов, как и не обязывает людей придерживаться мнения определенного человека. Он каждому мусульманину предоставляет право самому решать чье мнение учитывать, а чье нет. Ислам не навязывает нам ничье мнение, будь то халифа, имама, судьи и т. д.».

Перевод
Марата АХМЕТЖАНОВА




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.