Подготовила Нина Александрова
Даты и события ЯНВАРЯ
• 1 – 110 лет со дня рождения Хади Такташа (1901–1931), татарского поэта.
• 7 – 110 лет со дня рождения Гумера Баширова (1901–1999), татарского писателя.
• 8 – 185 лет со дня рождения Гали Чокрыя (1826–1889), татарского поэта.
• 14 – День защиты Родины в Узбекистане.
• 15 – 100 лет со дня рождения Назиба Жиганова (1911–1988), татарского композитора.
ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ
Чэйгэ чакыру
Ежегодно 15 декабря во всех государствах, поддерживающих статус ведущих производителей чая, отмечается его день. Чай выращивают более чем в 50 странах пяти континентов.
«Если жизни ты не рад – есть лекарство для души: чая чудный аромат», – прославлял чай татарский поэт Габдулла Тукай. Вот уже несколько веков этот дивный напиток стал национальным символом гостеприимства русского и татарского народов. Не случайно в России 31 декабря 1821 года был введен правительственный указ «О дозволении производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 утра до 12 пополудня». О чае сложено огромное количество баитов, лучшие татарские поэты посвятили ему свое строки. Чай нашел отражение в стихах Аль-Булгари, Габдуллы Тукая, Заки Нури, в пословицах и поговорках татарского народа. Вот только некоторые из них: чашка чая – память на сорок лет; чаем не насытишься, но душу промоешь, жажду утолишь; после чая на душе лето; если будет чай, сахар найдется. У разных народов и в разных странах – свои обычаи чайной церемонии. Средняя Азия подарила нам традицию пить чай как средство от жары и непременно из пиал. В чайхане обсуждают новости, неторопливо и обстоятельно беседуют. В Марокко чай пьют из высоких стаканчиков, заваривая пополам с мятой. В Иране, Египте, Ираке и Афганистане чай пьют очень сладким и очень крепким. Чай – это прежде всего семейный напиток, во многих семьях его пьют у экранов телевизоров, за чтением газеты, обсуждая последние новости.
Диалог цивилизаций
ДервишиВ 1872 году из Петербурга по Варшавской железной дороге в далекое путешествие на Святую Землю отправился великий князь Николай Николаевич старший. В путешествие его сопровождали генерал-лейтенант Д.И. Скобелев, адъюнкты А.П. Струков, Д.А. Скалон, лейб-хирург А.Л. Обермюллер, художник Е.К. Макаров, прислуга. Яркое описание этого события принадлежит перу Дмитрия Скалона, известного военного историка, мемуариста и биографа великого князя.
После завтрака Его Высочество пожелал посмотреть на вертящихся дервишей секты мевлевис. Мы отправились пешком и через четверть часа были в монастыре.
На чистом дворе, обнесенном забором, стояла мечеть с пологим куполом и двумя минаретами. Ее окружали сад с кладбищем и жилыми покоями. На пороге встретил великого князя шейх, седой старик, в темно-зеленой абайе, спущенной до полу, и с такого же цвета повязкой на белом тюрбане. За ним стояли дервиши в коричневых плащах и высоких войлочных шапках.
Шейх выразил удовольствие видеть в своей обители брата Белого Царя <…>. Нас усадили в стороне, противоположной входу. За нами была комната, в которой стояли несколько саркофагов (над могилами умерших шейхов), отделявших от нас железною решеткой во всю вышину арки. Когда мы уселись, взошли попарно и едва слышно человек двадцать босых дервишей; сложа крестом руки на груди, они разошлись вдоль и сели на пол. Для шейха подостлали в правом углу ковер.
Служба началась молитвой шейха, которую он произнес стоя. Дервиши преклонились к земле. Музыканты отвечали нараспев. После нескольких таких возгласов ударили в тамбурины и начались тихие переливы звуков на гармониyм. Одновременно дервиши сделали земной поклон, ударив ладошами по полу, затем встали, сбросили с себя коричневые плащи и остались в белых рубашках и юбках, спущенных до полу.
Потом повернулись направо, наклонили головы, скрестили руки на груди и шаг за шагом стали подходить к шейху. Поклонясь и поцеловав его плечо, они получали благословение и, опять кланяясь, как бы вдохновенные его прикосновением, начинали плавно вращаться, все подвигаясь вдоль решетки. Между тем тихие звуки гармоникорда, в двухчетвертном такте, переплетаясь между собою, мало-помалу начали возрастать все быстрее и быстрее, сменяя друг друга. Тамбурины аккомпанировали им ударами при начале каждого такта; потом удваивали, утраивали и, наконец, все усиливаясь, доходили до шести ударов в продолжение такта. Следуя музыке, дервиши продолжали свое окружение, все увеличивая его скорость по мере возрастания звуков, до неожиданного резкого обрыва последних, с которыми они останавливались как вкопанные. После краткой молитвы вращение повторялось в том порядке, только с большею скоростью и, кроме того, трое вертелись как волчки в одной точке посредине общего круга.
При третьем разе кружение достигло бешеной скорости, причем и сам шейх принял участие, подняв голову к небу и грациозно придерживая правою рукой полы своей одежды. Остальные кружились в различнейших позах: кто скрестив руки и подобострастно наклоняясь; кто разведя руки или заложив правую за голову, а левую держа у сердца. Многие вращались с большой ловкостью и даже грацией. У всех глаза были закрыты. У некоторых лица выражали блаженное состояние. Под конец движение достигло такой быстроты, что фигуры принимали какие-то неопределенные очертания, а глядя на них, голова кружилась.
Служба окончилась молитвою шейха за здравие султана и Его Высочества. Не знаю как другим, но мне понравились вращающиеся дервиши... К тому же было так тепло, светло, ничто не раздражало нервы, а, напротив, вместо дикого рева оригинальная музыка располагала к созерцанию, а самый приступ к кружению не лишен был даже торжественности. Меня поразило, как дервиши скоро приходят в себя после кружения. Впрочем, мне сказали, что они начинают упражняться в нем с детского возраста.
На другой день я видел некоторых дервишей этого монастыря на базаре, торгующих в собственных лавках. Они раскланивались с нами как добрые знакомые.
Коллекция цитат
Терпеливый человек любой путь осилит.
Кул Гали (1183–1236), основоположник татарской средневековой литературы
Веселая мудрость
О Ходже Насреддине рассказывают тысячи анекдотов на всем мусульманском Востоке, а теперь и на евразийском континенте.
* * *
Увидел один человек, как ходжа с жадностью уплетает кушанье, и спросил:
– Почему ты ешь пятерней?
– Да потому что у меня пять пальцев, а не шесть.
* * *
У Ходжи Насреддина была очень хорошая корова, которая давала много молока. Однажды она заболела и издохла. Ходжа обезумел от горя.
Соседи стали говорить, что когда у Ходжи месяц назад умерла любимая жена, он так не горевал и не убивался.
– Конечно, – ответил на это Ходжа, – когда у меня умерла жена, все утешали меня и говорили: «Не плачь, мы найдем тебе новую жену еще лучше...» А вот уже два дня, как подохла моя корова, и никто не приходит ко мне и не утешает: «Не плачь, мы купим тебе новую корову еще лучше...» Так что ж мне теперь остается делать?
* * *
Однажды Ходжа заявил:
– Я могу прекрасно видеть и в темноте.
– Хорошо, Молла, но если это так, почему же ты всегда ходишь со свечой по ночам?
– Чтобы другие не могли столкнуться со мной.
* * *
Однажды в компании друзей Ходжа стал сетовать на старость.
– Правда, это совершенно не отразилось на моей силе, – вдруг заметил он, – я силен так же, как и много лет назад.
– Откуда ты это знаешь? – спросили его.
– У нас во дворе издавна лежит огромный камень. Так вот, когда я был ребенком, я не мог его поднять, в молодости я тоже не мог его поднять, не могу и сейчас...
* * *
Однажды вор сорвал с Ходжи Насреддина шапку и убежал. Ходжа сразу же отправился на ближайшее кладбище и стал ждать.
– Что ты делаешь? – спрашивали его люди. – Ведь вор побежал совсем в другую сторону!
– Ничего, – хладнокровно отвечал им Ходжа, – куда б он ни побежал, рано или поздно все равно придет сюда.
Книжная полка
Ислам, история мусульманских народов, их культура вновь оказались среди публикаций отечественной периодики.
Алиев Н. Энергетическая политика и дипломатия Азербайджанской республики // Россия XXI. – 2010. – № 5. – С. 182–195. – (Редакционная почта).
Аппаева Ж. Абай-Кала // Мир музеев. – 2010. – № 278. – С. 46–48. – (Памятники. Реликвии. Шедевры).
Ахмедова А. С. Характерные особенности процесса проникновения ислама в область религиозных верований народов Дагестана // Религиоведение. – 2010. – № 3. – С. 15–19. – (Религии России).
Магомедсалихов Х. Г. Разоружение горцев Дагестана (вторая половина XIX – начало XX в.) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2010. – № 5. – С. 73–77.
Мамомедова Л. А. Дагестан в кавказской политике России, Ирана и Турции в 1802–1813 гг. // Военно-исторический журнал. – 2010. – № 11. – С. 34–38. – (Из истории военно-политических отношений).