НАШ ИСЛАМ |
||||
Курбан — приближение к Аллаху Этот номер газеты выходит в свет в канун праздника Ид аль-Адха — Курбан-байрам, праздника жертвоприношения. Существуют определенные правила, которых следует придерживаться при выполнении этого обряда. При этом некоторые суждения, распространенные среди российских мусульман, являются не совсем верными или же спорными с точки зрения шариата. За богословскими обоснованиями тонкостей, сопряженных с совершением этого обряда, в соответствии с ханафитским мазхабом мы предлагаем обратиться к новому изданию ИД «Медина» — книге Абдальхамида Тахмаза «Жертвоприношения», выпущенной в серии «Ханафитское наследие» под общей редакцией Д. Мухетдинова. Суждение о жертвоприношении
Основанием суждения о том, что жертва является сунной, являются слова Пророка, мир ему: «Кто пожелает из вас принести в жертву, пусть ничего не подстригает из своих волос и ногтей». А также хадис, приведенный в «Сахихе» Муслима со слов Умм Саляма, в котором передается, что Пророк, мир ему, сказал: «Когда наступят десять дней месяца зу-ль-хиджа и кто-нибудь из вас пожелает принести в жертву, пусть ничего не трогает из своих волос и кожи» («Сахих» Муслима, глава о жертвенных животных, №1977). Постановка исполнения повеления в зависимость от желания противоречит обязательности. И если бы она была обязательна для постоянного жителя, то была бы обязательна и для путника, потому что между ними нет различий в материальных обязанностях, таких как закят. Основанием суждения об обязательности служат слова Пророка, мир ему: «У кого была возможность принести в жертву, а он не сделал этого, пусть не приближается к нашим местам молитвы». Подобное предостережение не относилось бы к тому, кто не совершает что-то не обязательное. Данное поклонение связано со временем, и когда говорят «день жертвоприношения», то это является не чем иным, как возвещением об обязанности, поскольку связь со временем указывает на обособленность данного поклонения, которое в свою очередь совершается при его наступлении и проходит с истечением времени. Поэтому принесение в жертву не обязательно для путника, подобно пятничной молитве… Жертва обязательна за себя, поскольку в основе своей обязательность распространяется на самого человека согласно разъясненному выше. По мнению некоторых ученых, жертва должна приноситься и за малолетнего ребенка, подобно милостыне разговения (садака аль-фитр). Со слов Абу-Ханифы передается, что приносить в жертву за своего малолетнего ребенка не обязательно. И из того, что также указывает на обязательность, – слова Ибн Умара, да будет доволен им Аллах: «В течение десятилетнего пребывания в Медине Посланник Аллаха, мир ему, совершал жертвоприношение». Если верующий, намереваясь совершить жертвоприношение, просто отдает само жертвенное животное в качестве милостыни (не проливая крови и не поручая это сделать другому от его имени), то данное действие не будет отнесено к жертвоприношению. Поскольку данный акт подразумевает под собой пролитие крови жертвенного животного. А раздача его мяса после забоя желательна (мустахабб), но не обязательна (не ваджиб). На обязательность жертвоприношения при наличии возможности указывает необходимость передачи в пожертвование (садака) самого животного или его стоимости, если человек не успел совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни. И если верующий, купив овцу для принесения в жертву, не сделает этого вплоть до истечения отведенных для этого дней без уважительных причин, а затем обеднеет, то в этом случае он должен отдать это животное как милостыню, но сама обязанность сделать жертвоприношение с него не снимается. Как поступить с мясом жертвенного животного В благородном хадисе со слов Салямы б. аль-Аква говорится, что «Пророк, мир ему, сказал: “Пусть у того, кто приносит в жертву, не остается в доме ничего из ее мяса после третьего дня”. На следующий год у Пророка спросили: “Посланник Аллаха! В этот год нам следует поступить с мясом жертвенных животных так же, как в прошлом году?” Пророк, мир ему, ответил: “Ешьте сами, кормите других и запасайте его. В тот год людям было тяжело, и я хотел, чтобы вы помогли им”» («Сахих» аль-Бухари, глава о жертвенных животных, №5569). Ранее был приведен этот хадис, переданный Абисам б. Рабиа, который спросил у Аиши, да будет доволен ею Аллах: «“Запрещал ли Пророк есть мясо жертвенных животных более трех дней?” Она ответила: “Он сделал это лишь в год, когда люди голодали, желая, чтобы богатые кормили бедных”». Ат-Тахави также приводит этот хадис (опираясь на эту же цепочку передатчиков): «“…Запрещал ли Пророк хранить мясо жертвенного животного больше трех дней?” Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: “Нет, но в то время в жертву приносили только немногие. И он сделал это, чтобы те из них, кто совершал жертвоприношение, кормили тех, кто не мог приносить в жертву”». В версии Муслима через Абдуллу б. Абу-Бакра б. Хазма со слов Амры передается: «Я запретил вам это из-за разразившегося бедствия, поэтому сейчас раздавайте мясо и запасайте его». А в начале хадиса, приведенного у Муслима, говорится: «Людей, населяющих пустыни, которые присутствовали на празднике жертвоприношения во времена Пророка, постигла беда. И Пророк сказал: “Запасайтесь мясом на три дня и раздавайте в качестве подаяния то, что останется”. После этого на следующий год люди спросили: “О Посланник Аллаха! Люди раньше использовали мясо жертвенных животных не более трех дней”. Пророк сказал: “Я запрещал вам из-за бедствия, которое тогда случилось. Сейчас же ешьте, раздавайте как подаяние и запасайте”». Аль-Хытаби привел общий смысл этих хадисов в качестве доказательства того, что нет ограничений в количестве еды, которая будет достаточна для кормления мясом жертвенного животного. Приносящему в жертву желательно оставить для себя и своей семьи немного мяса жертвенного животного и накормить оставшейся частью других в качестве подаяния и дара. Cо слов аш-Шафии, желательно разделить его на три части согласно словам Пророка, мир ему: «Ешьте, раздавайте в качестве подаяния и кормите других». Желательно, чтобы подаяние составляло не менее трети от жертвы. И лучше треть мяса отдать в подаяние, треть использовать для угощения близких и друзей, а треть оставить про запас. Не порицается оставлять для себя все мясо жертвенного животного т. к. суть жертвоприношения состоит в пролитии крови, а раздача мяса – добровольное действие. Несостоятельному человеку, имеющему кого-либо на иждивении, будет правильнее оставить все мясо себе. Можно отдать в качестве подаяния шкуру жертвенного животного или изготовить из нее подобие сита, сумки, бурдюка, скатерти или ведра или же обменять на то, что будет востребовано в домашнем хозяйстве, так как в этом случае оно заменит обмененную шкуру. Также рекомендуется (мустахабб) принести в качестве подаяния покрывало и украшения, которыми желательно украшать жертвенных животных. Веление раздать упомянутые вещи относится к одобряемым действиям, потому что владельцу разрешено извлекать пользу из мяса и шкуры и тем более из покрывал. Если мясо или шкуру продать или обменять на еду, то надлежит раздать в качестве подаяния вырученные деньги или стоимость обмененной еды, из чего, по мнению Абу-Ханифы и Мухаммада, следует действительность продажи, несмотря на нежелательность (макрух), поскольку имеется собственность и возможна передача товара в руки. Со слов Абу-Юсуфа, продажа будет недействительна, поскольку мясо и шкура подобны вакфу, то есть тому, что завещано на благотворительные цели. Если человек может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении. Нельзя расплачиваться чем-либо из жертвенного животного с тем, кому было поручено совершить жертвоприношение, поскольку это подобно продаже. В хадисе говорится, что Пророк, мир ему сказал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, у того не будет жертвы». Также со слов Али б. Абу-Талиба передается: «Посланник Аллаха, мир ему, велел мне смотреть за его жертвенными животными и раздать в качестве пожертвования их мясо, шкуры и покрывала, которыми их накрывают, и ничего из этого забойщику не давать, сказав: “Мы дадим ему от себя”» (согласованный хадис). Если принесший жертву продаст шкур жертвенного животного, а на вырученные деньги приобретет то, что будет оставаться и использоваться в его домашнем хозяйстве (утварь, инструменты), то, согласно истихсану, это будет разрешено. В этом случае купленная вещь приравнивается к самой шкуре. В случае когда купленное будет использовано только путем расходования (например, на продукты питания), надлежит отдать в качестве подаяния его стоимость, согласно хадису: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, у того жертва будет недействительна». Аль-Хаким посчитал его достоверным, а аз-Захаби прокомментировал его слова, сказав: «Ибн Ияша Абу-Дауд считал слабым». И этот хадис имеет свидетельство из хадиса, переданного Катадой б. ан-Нуман и приведенного у Ахмеда, как говорится в «Иля ас-сунан». Продажа мяса жертвенного животного с целью раздачи его стоимости в качестве подаяния (садака) не разрешается. Мясом жертвенного животного нельзя выплачивать закят. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Таково мнение аль-Хасана, ас-Саури и ханафитов (асхаб ар-рай – выносящих самостоятельное суждение). Малик говорил, что другие люди нам предпочтительнее. Однако дозволенность накормить немусульманина мясом жертвенного животного, по нашему мнению, не значит, что мусульманин в данном случае не является предпочтительным для нас. Ведь это еда, которую мы можем есть и которой можем накормить зимми, как и прочей едой. Как было сказано выше, угощение мясом жертвенного животного относится к добровольному подаянию, поэтому разрешается накормить им зимми и пленника, подобно остальным добровольным подаяниям. Угощать немусульман мясом жертвенного животного, принесенного по обету, не разрешается, т. к. оно относится к категории обязательного подаяния, подобно закяту и искуплению клятвы, которые предназначается только для мусульман. |