Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №87
24.11.2008

АКТУАЛЬНО

Словесные образы мусульманского сообщества России


Научно-практический семинар
«Проект энциклопедический словарь “Ислам в Российской Федерации”»

Члены российской уммы долго не имели адекватного представления о самих себе и жили образами, взятыми из средневековых книг. Европейцы же в соответствии с учением Гегеля видели в них свирепых кочевников, не способных к созданию истинной государственности и цивилизации. Стабильная мусульманская пресса России берет начало только с 1883 года, с газеты «Тарджеман» основателя джадидизма Исмаила Гаспринского. Период относительной свободы печати в России протянется от осени 1905 года до лета 1918-го. Мусульманская пропаганда, да и просто объяснение основ ислама на русском языке жестко пресекались как в царские, так и в советские времена. Относительная свобода научных дискуссий о судьбе мусульман была, по сути, закончена после ареста лидера национал-коммунистов Мирсаида Султан-Галиева в мае 1923 года. Более чем шестидесятилетний разрыв традиций удается компенсировать с очень большим трудом. Поэтому столь важны проекты издательского дома «Медина», позволяющие связать разорванную нить времен и дать современную оценку прошлому и происходящему.

Эти темы прозвучали на IV Всероссийском мусульманском форуме «Мусульмане за евразийское единство» в ходе заседаний научно-практических семинаров «Мусульманские средства массовой информации» и «Проект энциклопедический словарь “Ислам в Российской Федерации”». На первом из них выступали представители России, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана. Их объединяло стремление найти общие темы и смыслы, объединяющие мусульман пространства СНГ. Очень важным было взаимное признание двух главных тезисов. Во-первых, каждое из государств СНГ обладает своим суверенитетом и территориальной целостностью, своей политической культурой, национальным языком и системой образования. С момента распада СССР прошло 17 лет, и для молодого поколения это уже история. Во-вторых, мусульманские народы бывшего СССР связывают общая история, культура, языковая близость. Она далеко не исчерпывается периодом нахождения в составе российского и советского государства. Но нельзя забывать, что начало прошлого века было периодом формирования наций у российских мусульман. Символом этих событий остаются Всероссийские мусульманские съезды 1905–1906 гг., прошедшие в Нижнем Новгороде. Как можно разделить личность Али-Мардана Топчибашева? Вначале он был председателем на нижегородских съездах, лидером партии «Иттифак» и мусульманской фракции в I Государственной думе. После распада империи он стал первым президентом Азербайджанской Демократической Республики. Это драгоценное единство необходимо зафиксировать и из принадлежности узкого круга интеллектуалов превратить в общее достояние.

Важной темой стало обеспечение интересов и прав мусульман на всем российском пространстве. Действительно, препятствие строительству мечетей, весьма странно и непрофессионально обоснованные запреты на ряд изданий должны стать предметом публичного обсуждения. Однако при этом не стоит зацикливаться на позиции обороняющейся стороны. Российские мусульмане могут привести большое число положительных примеров своей деятельности, создавать прекрасные информационные поводы как для собственных, так и светских СМИ. Необходимо только уметь подать товар лицом. Было объявлено о создании в Москве при офисе издательского дома «Медина» школы мусульманской журналистики, которая должна готовить специалистов в этом перспективном направлении.

Мусульмане должны привыкнуть регулярно получать информацию на темы, имеющие совместный интерес. Вновь прозвучала идея о том, что многие просто не успевают переварить информацию, содержащуюся в еженедельных выпусках газеты «Медина аль-Ислам». Российская умма привыкла к ежемесячным выпускам, где неспешно обсуждаются уже давно прошедшие съезды и пленумы. Новостная лента на сайтах не обновляется месяцами и годами. И волей-неволей хочется спросить: «Какое, милый, у нас столетье на дворе?». Над этой неспешностью и леностью мыслей уже сто лет назад иронизировали азербайджанские и татарские авторы. Но кажется, что воз и ныне там. А ведь мы живем уже в эпоху Интернета...

«Проект энциклопедический словарь “Ислам в Российской Федерации”» уже получил свою известность. Вышли в свет два его первых о тома, посвященные исламу на Нижегородчине и в Москве. Здесь ситуация была более простая, так как в основу томов легли уже в основном разработанные сюжеты, созданные соответственно покойным Сергеем Сенюткиным и Дамиром Хайрединовым. Вдова Сергея Борисовича доктор исторических наук Ольга Николаевна Сенюткина призвала авторов новых томов не ронять высоко поднятую планку. И здесь реально кроется большая проблема. Например, для подготовленных материалов по тому «Ислам в Санкт-Петербурге» остро не хватает материалов по советскому периоду и современности. «Ислам в Центральной России» создается, по сути, на голом месте, так как практически не было материалов по большинству регионов, особенно из Черноземной зоны. Особой проблемой является поиск и определение памятников археологии, так как по средневековой мусульманской истории края почти отсутствуют письменные источники. Большой проблемой является вопрос методологии, то есть оценка роли религиозного фактора. И здесь наблюдаются две крайности. Во-первых, некритическое стремление следовать любым легендам. Здесь притчей во языцех стала фраза: «Бог спас его, и он вышел на пенсию». Во-вторых, концептуальное стремление вычеркнуть роль религиозного сознания и вернуться к марксистской модели, основанной на доминировании экономического фактора. Но семинар и собравшиеся после него рабочие группы показали, что для любых проблем есть решение. Возможно только, что оно не будет быстрым и простым...

«Ислам в Российской Федерации» начинался как преимущественно «татарский» и даже «татарский мишарский проект». Но после поездки в Дагестан в апреле этого года стало ясно, что группа махачкалинских историков во главе с Амри Шихсаидовым поддерживает кавказское измерение проекта. И с Кавказом действительно ведется очень активная работа. Ее показателем стала уникальная выставка рукописных дагестанских Коранов, возглавляемая Шамилем Шихалиевым. В ходе ноябрьского семинара говорилось о возможности создания тома по Центральной Азии, и прежде всего по Узбекистану. В кулуарах прозвучала идея тома по Украине с преимущественной концентрацией на Крыме. В ближайших планах — тома по Приуралью и Поволжью. Кажется, самым простым было бы создание томов по Татарстану и Башкортостану. Но в этих республиках наука тесно переплетается с политикой. В Уфе ситуация обостряется и противостоянием между национальными организациями братских мусульманских народов. Между тем проект «Ислам в Российской Федерации» предполагает отказ от педалирования на национальный признак в пользу единства уммы. Далеко не случайно, что все тома словаря называются «Ислам в…». Действительно, изобретения всяческих «российских», «татарских» и прочих исламов глубоко не научны. Им занимаются преимущественно бывшие специалисты по научному атеизму и марксистско-ленинской философии.

В лучшие эпохи своего развития российские мусульмане были способны сорганизоваться в единую умму на огромных пространствах. А бесконечное деление по племенному, аульному или наиболее актуальному в советские времена райкомовскому признаку всегда раскалывало их. В этом году мы отмечали 125-летний юбилей «Тарджемана», ставшего важнейшим фактором сплочения российских мусульман. Поэтому мы изучаем опыт единства не для красивых речей, а для конкретных действий.

 
Семинар «Мусульманские средства массовой информации»

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.