Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №86
02.11.2008

СЛОВО ИМАМА

Преемственность и благодарность

Ас-саляму алейкум, дорогие братья и сестры!

Закиров Гаяз Салихович

Родился в 1955 году в д. Ишеево/Ишавыл ныне Спасского района Нижегородской области в религиозной семье.

В 2008 году окончил Нижегородское исламское медресе «Махинур».

В 2001–2008 гг. — заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по связям с общественностью, член президиума ДУМНО, с 1994 года — имам-хатыб соборной мечети Дзержинска Нижегородской области, с 2004 года — председатель Совета региональной национально­-культурной автономии татар Нижегородской области.

В 2005 году награжден орденом «Аль­-Фахр» II степени Совета муфтиев России.

Сейчас я стою перед вами в новой роли — решением IV Cъезда делегатов мусульманского духовенства и прихожан Нижегородской области меня избрали председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области. Аллаху Акбар!

О чем кроме хвалы Всевышнему можно и нужно говорить в такой день? Эту проповедь я хочу посвятить теме, которая родилась у меня тогда, когда я задавался вопросами: а кто такой имам в наше время, каковы основные принципы в его отношении к людям и перед Аллахом? Конечно, об этом можно рассуждать всю жизнь. Но теперь давайте остановимся на двух понятиях — преемственность и благодарность, — которые мне кажутся очень важными именно для нас сегодня, особенно для тех, кого мусульманские общины избирают своими имамами.

Преемственность — это действие, которое выполняет (или не выполняет) человек, когда берется за любое новое дело. Однако особо важно такое качество в делах религиозных. Самый юный шакирд самого маленького мектебе скажет вам, что посланники Аллаха, мир им, никогда не считали себя первооткрывателями, новаторами, но очень ценили преемственность. Да, каждый из них слышал призыв Господа внутри своего сердца, и это был его глубоко индивидуальный опыт, неповторимый и до конца необъяснимый — ведь это тайна общения Аллаха со своим созданием. Но, пережив такую встречу в сердце, человек, призванный к служению, выходит к людям. Как он себя поставит перед ними? Как начнет свое дело? Вот это уже сфера не таинственная, а открытая, и обсуждать ее нужно гласно и открыто.

Мы знаем, что священная история человечества — не что иное, как цепочка передачи Закона, Слова, Духа Божьего от человека к человеку, от поколения к поколению. Даже сам Пророк Мухаммад, мир ему, отказывался считать себя каким-то изобретателем: он подчеркивал, что продолжает то, что было сказано до него великими посланниками Аллаха.

Казалось бы, как все это очевидно! И как иначе может быть в жизни религиозных общин, которые стремятся следовать Сунне, то есть повторять опыт Пророка! А вот у нас в России не так уж все ладно именно в этом вопросе. Посмотрите: в 90-е годы прошлого века, как только рухнула советская власть, которая всех держала в ежовых рукавицах, пошли раскол за расколом, фитна за фитной. Ученики стали предавать учителей, отбрасывать их, как устаревший хлам, множить какие-то новые структуры. В итоге Россия вновь поразила весь мир, но не достижениями науки или искусств, а числом «муфтиятов» и параллельных «централизованных организаций». Так на уровне легальном. А что говорить про «неформальные» джамааты! Тема эта, вне сомнения, очень для нас болезненная, сложная, и я не стану сейчас ее анализировать.

Хочу лишь обозначить диагноз: мы, российские мусульмане, не исполняем традиций Корана и Сунны относительно единства и преемственности. Создается совершенно нездоровая атмосфера неуважения к старшим, предшественникам, и молодежь, которая идет нам на смену, так же отнесется к нам самим! Астагфирулла!

Мы тысячи раз повторяем замечательный призыв Корана: «Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь!», но не следуем ему. А если такой же вопрос поставить не среди деятелей религии, а для любого профессионала? Давайте посмотрим, что получится! Вот приходит паренек в столярную мастерскую и видит, как мастер собирает и складывает инструменты, как их затачивает или подправляет, как ими пользуется, как распределяет силы в течение рабочего дня, как заготавливает материалы… Но если он все это как губка не впитает, а скажет: «Я все знаю лучше всех! Теперь пришли новые времена и что мне слушать стариков!» — что вы подумаете о таком пареньке?

Извините, простой человек скажет: «Да это просто дурень!» Более педагогичный человек заметит: «Да кто же так воспитал юношу? С такими замашками он ничему в жизни не научится и натворит много глупостей!» А прозорливый даже может сказать: «Жди от такого парня беды!» Ведь, когда нет преемственности в любом деле — будь то ремесло, наука, искусство, военное дело, управление государством, — все идет наперекосяк. Вместо плавного и нарастающего развития люди без преемственности вечно «изобретают велосипед», творят глупости. Я уж не говорю о моральной стороне: так обижают старших, более умелых, опытных.

И вот получается так странно: в сферах материально зримых, в таких как ремесло или спорт, преемственность настолько очевидна, что даже нелепо обсуждать такую тему. А вот в сферах материально не явных, в духовных вопросах, оказывается, преемственность для многих не столь очевидна. Почему я говорю об этом, вступая в должность председателя ДУМНО? А потому, что хочу поделиться с вами своей радостью. Человек, который создал 15 лет назад, буквально с нуля, впервые в истории Нижегородского края, это религиозное объединение мусульман, Умар-хазрат Идрисов, научил меня и многих своих учеников правильному отношению к преемственности.

Вот примеры. В октябре мы посетили с ним Уфу, где на республиканском уровне проходил 220-летний юбилей Оренбургского мусульманского духовного собрания. Казалось бы, какое нам дело до этого? Но мы как мусульмане России храним благодарную память об этом собрании, которое указом Екатерины II учредили для того, чтобы Ислам из гонимой веры перешел в статус терпимой и признанной государством. Прямой правопреемник ОМДС — это ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман) во главе с муфтием Талгатом Таджуддином. Как нам не ценить эту цепочку преемственности и не помогать продолжать лучшее, что в ней было сотворено! Мы поздравили Талгата-хазрата также и с его личным юбилеем — 60-летием. Посетили на местном кладбище могилу третьего муфтия России, выходца с Нижегородчины Абдулвахида Сулейманова. И мне особенно было дорого, что Талгат-хазрат подошел ко мне и повязал мне на голову чалму.

Мы можем лично с чем-то не соглашаться в оценках и в работе, можем критически оценивать историю и ОМДС, и ЦДУМ, и всех других структур, но уважительность и преемственность — норма, и они не обсуждаются!

Такое же отношение, но к еще более далеким от нас муфтиям, выразил Умар-хазрат Идрисов, прилетев в Ташкент на торжества в честь трех муфтиев Бабаханов, на презентацию альбома-монографии о них и музейного зала в их честь. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, Эшон Бабахан создал САДУМ — Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана. Благодаря его стараниям в атеистическом Советском Союзе вновь появились мечети и медресе. А знаменитое бухарское медресе «Мир-и-Араб», как известно, обучило практически всех ныне действующих руководителей уммы не только в России, но и в СНГ. Разве мы вправе отказываться от этой преемственности?

Наконец, недаром Умар-хазрат отправился из Ташкента сразу в Грозный, где была открыта самая крупная в Европе мечеть в память его соученика по Бухаре Ахмада-хаджи Кадырова. Посмотрите, как нас объединяет наша судьба, общая школа, общие учителя и как мы исполняем данную нам Аллахом заповедь, если бережем преемственность!

Однако ценность преемственности, о которой я сейчас говорю, самым прямым образом связана еще с одним великим качеством — с чувством благодарности. Вернусь к простому примеру с пареньком в столярной мастерской. Неужели, научившись такому замечательному делу, овладев материалами и инструментами, научившись распределять рабочее время, наконец, научившись честно зарабатывать себе на хлеб, этот парень не скажет «спасибо» своему учителю-наставнику и не станет ему благодарным на всю жизнь? А если он смотрит глубже — разве он не воздаст хвалу Создателю?

Так и мне в этот поворотный момент в жизни хочется возблагодарить от всей души моих единоверцев — мусульман Нижегородчины: благодарю всех, кто оказал мне доверие, проголосовав за меня! Постараюсь оправдать возложенные на меня надежды и выполнить возложенные обязательства.

Второе: от всего сердца благодарю Умара-хазрата, который, как добротный мастер, передал мне в руки весь свой нажитый за 15 лет капитал — Духовное управление мусульман Нижегородской области.

И, конечно же, самая высокая хвала, честь и поклонение — Единому Создателю, Творцу неба и миров Аллаху Всемогущему! Молю Его в этот день с особой силой: даруй нам, всем мусульманам, и особенно имамам России, свято хранить преемственность и питать высокие чувства благодарности! Амин.

Гаяз-хазрат ЗАКИРОВ,
председатель Духовного управления мусульман
Нижегородской области




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.