Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №99 — Вопросы о Курбане
27.11.2009

На повестке дня первого заседания Совета улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области в 2008 году было обсуждение вопросов, связанных с выполнением обряда жертвоприношения. Благодаря работе сельских имамов и активности прихожан были собраны вопросы, касающиеся различных аспектов совершения этого обряда, которые были переданы на рассмотрение Совета улемов. Решения, вынесенные Советом по этим вопросам, были опубликованы в рамках материалов заседания, для удобства они представлены в виде вопросов и ответов. Полагаем, что в преддверии праздника жертвоприношения Курбан-байрам нашим читателям будет интересно и полезно ознакомиться с некоторыми из них.

ИД «Медина» представляет:

Серия «Ханафитское наследие»
Религиозные обязанности (Ибадат). Книга пятая. жертвоприношения (Забихат, Удхийат, Акыкат, Хадй).
Под общ. ред. Д. Мухетдинова

Книга «Жертвоприношения», рассказывающая о тонкостях забоя животных согласно ханафитской правовой школе, будет интересна в первую очередь специалистам и студентам, изучающим шариат в религиозных учебных заведениях. Настоящее издание продолжает серию книг, рассказывающих об отдельных сторонах жизни мусульманина с точки зрения ханафитского толка. Данный труд зай-мет достойное место в библиотеках медресе, мечетей и исламских вузов не только в Российской Федерации, но и во всех русскоязычных мусульманских общинах СНГ и сопредельных стран.

Издательский отдел ДУМНО представляет:

МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ
СОВЕТА УЛЕМОВ ДУМНО
18 ноября 2008 г. /
20 зу-ль-каъда 1429 х.

Под общ. ред.
Д. Мухетдинова

Кто и как должен совершать жертвоприношение?

Ответ. Ежегодное совершение жертвоприношения становится обязательным (ваджиб) для тех, кто соответствует следующим условиям:

1) мусульманин (мусульманка);

2) дееспособный;

3) совершеннолетний;

4) свободный (то есть не раб);

5) постоянно проживающий в данной местности на момент наступления праздника (не путник);

6) состоятельный в день жертвоприношения, то есть обладающий нисабом.

Нисаб – это обладание золотом, равным либо превышающим 85 г, или суммой денег, эквивалентной этому, за вычетом основных потребностей человека, в которые входят его жилье, необходимая домашняя утварь, транспортные средства, еда и одежда как на себя, так и на тех, кто находится на его иждивении, его долгов.

На немусульманина или умалишенного не распространяется выполнение религиозных предписаний ни обязательного, ни добровольного характера, так как от немусульманина (не покорного Творцу человека) поклонение не будет приниматься до тех пор, пока он не примет ислам, то есть станет покорным Ему. Всевышний Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама (покорности Божьей воле), это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85), «Воистину, от тех, которые не уверовали и умерли неверующими, не будет принято даже золото размером с землю, если кто-нибудь из них попытается откупиться этим. Им уготованы мучительные страдания, и не будет у них помощников» (3:91).

Умалишенный человек является абсолютно свободным от всех религиозных предписаний, для него нет понятия богоугодного или греховного.

Если же человек не отвечает третьему, четвертому, пятому или шестому условию из вышеперечисленных, то на нем нет обязанности (ваджиба) совершать жертвоприношение, то есть он не будет считаться грешником за его невыполнение. Однако это не означает, что ему нельзя совершать жертвоприношение в Курбан-байрам. Принесенное им жертвоприношение будет относиться к категории добровольной жертвы (татавва). Например, несовершеннолетний ребенок (мальчик или девочка), накопив необходимую сумму денег путем честного заработка либо откладывая часть карманных денег, предоставляемых родителями, может поручить своему отцу купить и совершить от его имени жертвоприношение барана или включить его в долевое участие при жертвоприношении коровы или верблюда.

Путник (мусафир) и человек, не обладающий нисабом, также могут совершить жертвоприношение, если только расходы на приобретение жертвенного животного не усугубят материального положения их самих или их семей, так что им придется голодать или просить денег взаймы.

Из перечисленных выше шести условий следует:

1) Искать спонсора, который оплатил бы часть стоимости жертвенного животного, брать деньги взаймы или кредит в банке с целью приобретения жертвенного животного нельзя, так как предписания, которые включают в себя расходование средств, должны совершаться только за счет личных доходов, полученных не противоречащим шариату путем (халял), и ни в коем случае не усугублять материального положения выполняющего их. Поиск спонсоров, заем, банковские кредитные деньги – все это противоречит вышесказанному принципу, поэтому жертвоприношение не будет считаться действительным.

Если же человек, обладающий необходимой суммой на расчетном счете, сберкнижке, банковской пластиковой карте, в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств (банки не работают по причине совпадения государственных праздников с Курбан-байрамом, отсутствие необходимых филиалов банка, через которые мусульманин осуществляет свои денежные операции в том месте, где он оказался в Курбан-байрам, отсутствие банкоматов или их неисправное техническое состояние и т. д.) не в состоянии снять необходимую сумму для приобретения жертвенного животного, то в таких обстоятельствах он может взять только беспроцентный долг.

2) От одной семьи ежегодно должно приноситься столько обязательных (ваджиб) жертвенных животных, баранов либо принимать участие в долевом жертвоприношении коровы или верблюда, сколько членов семьи соответствуют шести вышеперечисленным условиям. Что касается добровольного жертвоприношения в Курбан-байрам, то количество жертвенных животных или участников в долевом жертвоприношении от одной семьи напрямую зависит от материального положения и доброй воли каждого члена семьи.

Козы, овцы, бараны должны достичь годовалого возраста. Когда животное внешне выглядит как годовалое, то его можно приносить в жертву, даже если оно и не достигло годовалого возраста. Баран, овца, коза приносятся в жертву от имени одного человека. Джабира, да будет доволен им Аллах, спросили: «Входят ли в долю при жертвоприношении баранов так же, как при жертвоприношении крупных животных?» Тот ответил: «Это возможно только в крупных животных». Это означает, что долевое участие при жертвоприношении этих животных не допускается, так как минимальная доля жертвенного животного от одного человека должна соответствовать одному барану (овце, козе).

Если у мусульманина (мусульманки) есть семья, а члены семьи находятся на его (ее) иждивении, то принесенное им (ей) жертвенное животное или долевое участие в крупном животном (одна седьмая часть или более) будет считаться не только от него (нее), но и от всей семьи. Абу Аюб сказал: «Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) один мусульманин принес в жертву барана от себя и своей семьи. Какую-то часть мяса он оставил для семьи, из другой угощал людей, и люди гордились им, и его жертвоприношение стало гордостью, то есть достигло цели» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Корова, быки, буйволы должны достичь двухлетнего возраста, а верблюды – пяти лет. Этих животных разрешается приносить в жертву от имени как одного, так и семи человек. При долевом участии в жертвоприношении у всех участников должно быть намерение принесения жертвы, отсутствие такого намерения хотя бы у одного из них делает жертвоприношение недействительным у всех. Со слов Джабира передается: «Посланник Аллаха велел каждым семерым из нас входить в долю при жертвоприношении верблюдов и коров» (согласованный хадис). А в другом варианте хадиса Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждые семь из вас пусть входят в долю при принесении в жертву верблюдов и коров» (передан аль-Буркани согласно условию обоих сахихов). В другой версии Джабир говорил: «Мы входили в долю вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время хаджа и умры по семь человек в одном крупном жертвенном животном».

В течение какого времени совершается жертвоприношение?

Ответ. Начиная с 10-го дня месяца зу-ль-хиджа после праздничной молитвы и в течение трех последующих дней (11, 12 и 13-го до захода солнца) необходимо успеть совершить жертвоприношение. Разрешается совершать жертвоприношение в ночное время при хорошем освещении места заклания, в противном случаи порицается (макрух).

Можно ли во время жертвоприношения произносить такбир?

Ответ. Согласно сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть культура (адаб) при совершении жертвоприношения. Она заключается в следующем:

1) за несколько дней (2–3 дня) до праздника жертвоприношения жертвенное животное, отделив от остальных, содержат в отдельно приготовленном чистом месте;

2) в праздничный день, перед тем как повести жертвенное животное к месту заклания, его желательно (мустахаб) нарядить;

3) желательно (сунна) намеревающемуся совершить жертвоприношение все сделать самому, то есть наточить нож, связать три ноги, оставив одну заднюю свободной, положить жертвенное животное на левый бок в сторону киблы (Мекки), вместе с присутствующими людьми вслух произнести слова такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Ля иляха илля Ллаху валлаху Акбар, Аллаху Акбар ва лилляхиль хамд», затем прочитать дуа: «Инна саляти ва нусуки ва махъяйя ва мамати лилляхи раббиль алямин». После этого, взяв нож, произнести: «Бисмиллях, Аллаху Акбар» и перерезать горло животному.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.