НАШ ИСЛАМ |
||||
АПОЛОГЕТИКА ИСЛАМА Лишают ли мусульмане Бога «права на вочеловечение»? Вопрос к мусульманам:
Ответ: Во-первых, в этом упреке усматривается аналогия со знаменитым атеистическим парадоксом: «Может ли Бог сотворить такой камень, который Сам не сможет поднять?». Если убрать из парадокса обычную игру словами, хитро скрывающую разницу в понятиях, обозначаемых одним словом, то вопрос будет звучать так: «Может ли Бог уничтожить Себя как Всемогущего?». Безусловно, Бог может все, но это не значит, что Он будет хотеть и делать нечто, противоречащее Его совершенному разуму. Вот вы задаете вопрос: «А что могло помешать Всемогущему Богу принять на себя человеческую плоть?» Отвечаем: Что-то постороннее не могло. Но Бог принимает только такие решения, которые соответствуют Его абсолютному совершенству, Его известным нам атрибутам: совершенному разуму, всезнанию, всемогуществу и т. д. Заключить себя в плоть — значит ограничить себя пространством и временем, пребывать только в одном месте пространства и в один промежуток времени, утратить возможность быть вездесущим, всезнающим. Кроме того, представление о том, что Творец всего миробытия Сам воплощается, то есть присваивает Себе, Своему существу тварные, появившиеся во времени и пространстве свойства, в корне меняет представление о Нем как о безначальном Господе — ведь плоть не безначальна, она появилась вместе с тварным миром как его важнейший атрибут, она отграничивает одно от другого и ограничивает одно другим. Получается, что какая-то часть существа Творца ранее не существовала, а затем в какой-то отрезок времени начала существовать. Это представление о серьезном изменении сущности Бога! Нам говорят: но ведь Бог сотворил же когда-то мир, до творения мира Он был или не был Творцом? Мы согласны: был. Из факта творения мира мы и узнаем, что Творец мира был Творцом и до акта творения, то есть вечно является Творцом, это Его атрибут. Нам говорят тогда: точно так же, дескать, Он принял и плоть человека, оставаясь неизменным. Но тут мы возражаем: творение мира не затрагивало Его собственного существа, Он хотел и творил, значит, творчество есть Его изначальное качество. Однако стать Самому принципиально иным, то есть стать ограниченным, тварным существом, это значит измениться в самом Своем существе. Как Бог мог быть воплощенным до создания Им плоти вообще? Кроме того, и согласно христианской интерпретации Писания, воплощение Бога мыслится не вместе с творением мира, а вместе с рождением Иисуса Христа, мир ему, то есть в уже весьма поздний период человеческой истории. Приобретение тварных свойств, ограничивающих свободу самопроявления, то есть, по сути, отрицающих всемогущество, вездеприсутствие, всезнание и т. д., есть серьезное, принципиальное изменение существа, сущности Творца. А Бог, согласно Библии, неизменен, ибо изначально совершенен абсолютно, так что лучше быть не может. Во-вторых, мы не имеем прямых свидетельств из Откровения Бога, чтобы с Ним произошли такие изменения. Ведь Он открыл людям Свое свойство неизменности, о чем немало есть свидетельств в Библии, а вот о свойстве оставаться всемогущим и вездесущим, но одновременно создавать видимость Своей телесной ограниченности, — об этом ясных свидетельств в Библии нет. Да, христиане их находят, но на основе своей веры, основанной на убежденности в правильности своего Предания, то есть позиций священников церкви, которых после их смерти их преемники считают святыми. Но только из текста Библии, даже и из Нового Завета, такие суждения не выводятся, что засвидетельствовано самыми авторитетными святыми священниками: «Если мы осмелимся отвергнуть неписаные обычаи, как якобы не имеющие большого значения, то обязательно повредим Евангелию в самом главном, — более того, оставим от апостольской проповеди одну внешнюю оболочку» (св. Василий Великий). Таким образом, мы сталкиваемся с разницей в вероучениях, которая основывается не на текстах Библии и Корана, не содержащих видимых противоречий, а на разнице в толковании этих текстов с использованием в качестве дополнительных оснований для богословских выводов еще и «неписаных обычаев», преданий, учений, находящихся за рамками Библии. Нам неизвестно ни одно место из Писаний монотеизма, где говорилось бы, что Бог хочет воплотиться. Весь Танах, согласно толкованию его хранителей — сынов Израиля, однозначно не допускает эту мысль. Текст Нового Завета, с которым мы внимательно ознакомились, даже и в части высказываний учеников и последователей Иисуса, мир ему, а не только его собственных слов, также не содержит ясных указаний на это. Это учение из христианского Предания, в котором есть ссылки на Библию, но они носят не доказательный, а вероукрепляющий характер. Если бы Бог прямо сказал: Слушай, Израиль! Я хочу... Или: Скажи, о Пророк, им, что Я... Однако в ваших источниках приводятся лишь цитаты, в которых вы усматриваете некоторые намеки, которые вы дополняете уже не текстом Писания, а «неписаными обычаями» и «тайно переданными устными преданиями», ибо, как сказал святой Василий Великий, «из всех хранимых Церковью догматов и традиций одни получены из письменного источника, а другие приняты от переданного тайно Апостольского предания. Для благочестия же те и другие имеют одинаковую силу». Мы же следуем предписанию Аллаха: «Но если станут принуждать они тебя Мне в сотоварищи призвать такое, о чем ты знания (из Божьих Откровений) не имеешь, не повинуйся (в этом деле) им» (Коран 29:7). Впрочем, схожие положения есть и в Библии: «Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит. 30:5–6). И в Новом Завете: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18–19). В-третьих, мы сами закономерно ставим следующий вопрос: Допустим, Владыка миров в глазах людей идет по земле как простой человек, не имеющий ни всемогущества, ни вездесущия — Он остается при этом на самом деле безначальным, всемогущим и вездесущим? Ему по-прежнему служат легионы ангелов, Ему подконтрольна в каждый миг вся вселенная? Он действительно не нуждается для реализации Своих желаний в пище и питье, в обогреве, в преодолении каких-либо препятствий? Если Он остается на самом деле всемогущим, каковым является изначально, тогда Он только показывает людям некий внешний образ человека, иллюзию, как показывал горящий и несгораемый куст Моисею, мир ему, ибо на самом деле Он не такой, как человек, как куст, как любое иное сотворенное! Может быть, вы имеете в виду, что Он как-то не по настоящему, призрачно от всемогущества отрекся, только «принял образ раба», но не реально, сущностно, стал им? Если же не остается, тогда... Безначального, Всемогущего и Вездесущего больше нет и не будет, потому что Он Себя в этом качестве уничтожил (прости, Господи!), а стать Безначальным невозможно... Поэтому наш ответ в целом прост: ничто стороннее не могло помешать Творцу явить Себя в образе человека, но Творец избирает Себе для общения с заблудшим человечеством посредников: ангелов и людей, Своих святых посланников, которые доносят людям Его волю. И мы не видим ни одного основания ни в тексте Писания, ни в жизни, считать кого-либо из этих посланников Самим Творцом, Который как бы ограничил Свое всемогущество и вездеприсутствие. Али Вячеслав ПОЛОСИН |