Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадруддин Хассун,
мэр Москвы Юрий Лужков и муфтий шейх Равиль-хазрат Гайнутдин
на открытии конференции. Фото: «Газета»
Международная конференция «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности» состоялась 24 сентября в Колонном зале Дома союзов в Москве. В здании, где обычно проходят государственные похороны или концерты, состоялось мероприятие, организованное Советом муфтиев России (СМР). Оно было приурочено к 40-летию Организации Исламская конференция (ОИК), чей юбилей праздновался в эти дни на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Там были лидеры государств мира. В видеоприветствии президента России Дмитрия Медведева участникам конференции указывалось: «В современной России, где проживают миллионы мусульман, многое делается для открытия новых мечетей и медресе, для реконструкции памятников исламской культуры. Мы высоко ценим вклад мусульманских организаций в укрепление взаимопонимания между разными конфессиями, в обеспечение стабильности и межэтнического согласия в нашем обществе». Это заявление, как и летние встречи президента с муфтиями России в Московской соборной мечети и Сочи, показало усиление общественного веса российской уммы, признание ее государствообразующего статуса.
Территорию Россию как земли дар уль-Ислам (мира Ислама) охарактеризовал генеральный cекретарь ОИК Экмелетдин Исханоглу. В его видеоприветствии отмечалось: «Отношения России с Исламом и исламским миром имеют глубоко уходящие исторические и географические корни. Некоторые важнейшие главы истории Ислама были написаны в этой стране».
Главы тюркоязычных государств на саммите в Нахичевани, 3 октября 2009 года
Мэр Москвы Юрий Лужков в свою очередь указал на важнейшие корни исторического единства россиян: «Когда на нас навалился фашизм, то все народы, все представители конфессий... русский, татарин, башкир или представители кавказских народностей, вместе боролись в единой братской семье, защищая нашу большую, многообразную, многонациональную, многоконфессиональную Родину, и победили». Мэр, открывший мечеть Шахидов на Поклонной горе, и тут не удержался от исламской терминологии: «Религия — это джихад. Но джихад не тот, который пугает людей, а тот, который помогает человеку созидать, потому что созидание — это тоже борьба, это тоже усилия, это тоже преображение, которое каждый из нас должен делать и в культуре, и в человеческом общении, и в бизнесе, и в финансах, и в экономике, и в государственном строительстве. Поэтому мы тоже в Москве совершаем джихад». Юрий Лужков отметил тут расширение соборной мечети и возвращение Исторической мечети в Замоскворечье, а также то, что «мы под руководством Равиля-хазрата... договорились о том, что будем строить еще, еще и еще мечети, чтобы каждый мог прийти и успокоить свою душу». Действительно, гораздо проще контролировать ситуацию в мечетях и медресе, чем в подполье, что отказываются признать ряд местных чиновников и православных иерархов. Спальные районы больших городов России, как и ранее в Европе, становятся центрами религиозной жизни в стране.
На конференции 24 сентября центральным стало выступление председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина (с ним вы можете ознакомиться на 2-й странице этого номера. — Прим. ред.). Очень важно, что он воскресил идеи о единстве российских мусульман основателя джадидизма Исмаил-бея Гаспринского. Тот в книге «Россия и Восток» (1881) утверждал: «Мне кажется, что в будущем, быть может недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы». Равиль-хазрат Гайнутдин просуммировал: «Поводом для таких провидческих слов, высказанных Гаспринским... послужило... его глубокое и, подчеркнем, верное убеждение в том, что вклад мусульманских народов России в ее самобытное цивилизационное развитие мог бы быть вполне сопоставлен с тем, что внес в него русский православный народ». К тому же «российское мусульманское сообщество является надежным мостом, соединяющим мир ислама и нашу многонациональную державу». Здесь «на рубеже VIII–IX вв. сформировалась Волжская Булгария, первое на территории современной России государство с официально обозначенной конфессионально-культурной традицией». Самый горячий отклик вызвало высказывание Равиля-хазрата: «Первое масштабное государственное объединение русского православного и тюркских мусульманских народов произошло в XIII–ХIV вв. в составе мусульманской Золотой Орды, когда именно благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы. Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка ХIХ в. Н.М. Карамзина: “Москва обязана своим величием ханам”. Эта оценка касается и России в целом».
Высказывание Равиля-хазрата близко к словам тогда президента России Владимира Путина, высказанным 26 августа 2005 года на торжественном собрании, посвященном 1000-летию Казани: «Ряд отечественных историков прямо называют историю Золотой Орды частью истории самой России. Еще задолго до появления централизованной российской государственности было немало примеров политического взаимодействия русских и татар... Фактически, защищаясь от других иноземных захватчиков, и Русь, и поволжские ханства одновременно, а часто и вместе отстаивали право на то, чтобы окончательно укрепиться на своей исконной земле». Конечно, высказывание Равиля-хазрата более радикально. Однако исторически именно обладание «ярлыком на великое княжение Владимирское» дало возможность Москве (даже не центру удельного княжества в домонгольcкую эпоху) объединить вокруг себя земли северо-востока и северо-запада Руси, включая Великий Новгород, перенести в Москву кафедру митрополита. И наоборот, земли, не попавшие под контроль Золотой Орды, перешли в состав Литовско-Польского государства. Если даже они и оказались через несколько веков в составе российской державы, то были потеряны в 1991 году с образованием независимых Украины и Беларуси.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон с президентом Татарстана М. Шаймиевым
в мечети Кул-Шариф. 14 октября 2009 года
Муфтий Р. Гайнутдин вновь напомнил о миллионах исторических российских мусульман. «Тех, кто считает, что Россия — только православное государство и должны жить в России только русские, я считаю врагами нашего государства!» — сказал глава СМР на пресс-конференции, посвященной данной конференции. Последние археологические исследования четко показывают, что земли к востоку от Днепра и к югу и востоку от Оки уже тысячелетие назад, в эпоху Хазарского каганата, вошли в дар уль-Ислам, а Волжская Болгария является лишь верхушкой айсберга.
О европейском профиле Европы на конференции 24 сентября говорил и президент Союза мусульман Европы Абу Бакр Ригер: «За последние годы Европа все больше и больше осознает присутствие Ислама. Для начала давайте обозначим, кто же такие европейские мусульмане, от Казани до Кордовы, от Москвы до Бирмингема... Европейские мусульмане — это не только поколение молодых мусульман, рожденных в Европе, чьи родители иммигрировали в Европу, но также традиционные мусульмане Балкан, России и Андалузии и постоянно растущее число мусульман среди коренных европейцев. Все эти мусульмане говорят на европейских языках и являются полноправными гражданами Европы. Получив исламское образование, мы, европейские мусульмане, продолжаем восхищаться культурным наследием Европы, от Гете до Толстого». Таким образом, Россия — это не только восток христианской, но и мусульманской Европы.
Конференция «Россия и исламский мир» безусловно стала триумфом СМР и лично Равиля-хазрата. В ней увидели и союз двух влиятельных общин — московской и кавказской. Поэтому здесь отсутствовали лидеры Центрального духовного управления мусульман, а делегация Духовного управления мусульман Татарстана покинула зал, после того как муфтию республики не было предоставлено место в президиуме. Но в реальности число кавказцев уже превысило число татар в столице, да и ряде больших городов Центральной России и Сибири, так что лидерам СМР приходится маневрировать. Наоборот, в городах Среднего Поволжья и Уральского региона доминируют татарские, а местами — татаро-башкирские общины. Впрочем, на уровне светских лидеров наряду с президентами Чечни и Ингушетии присутcтвовали президент Башкортостана и вице-премьер правительства Татарстана.
Важной темой стало и внешнеполитическое направление. Причем если патриарх Московский и всея Руси Кирилл собирает у себя послов мусульманских стран перед поездкой на Ближний Восток, то мусульманские лидеры встречаются с представителями западных демократий. Если северокавказские муфтии отказываются от поездки в США, то татары как нация дипломатов не отказываются от встреч. Знаковой стала поездка государственного секретаря США Хиллари Клинтон в Казань. «Модель Татарстана» оказывается вновь задействованной теперь на уровне межрелигиозного диалога. А 8 октября в резиденции СМР состоялась встреча председателя СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина с чрезвычайным и полномочным послом Великобритании в Москве госпожой Прингл.
Но основной сферой контактов российских мусульман остается дар уль-Ислам. Здесь можно вспомнить и ассоциированное членство России в ОИК и ИСЕСКО (мусульманское ЮНЕСКО), такие площадки для диалога, как «Россия и исламский мир»; «Всемирная конференция по диалогу между культурами и религиями», «Диалог цивилизаций», телевизионный канал «Россия сегодня» («Русия аль-яум»). В мусульманском мире возникают и новые центры влияния. Последним из них стал Совет сотрудничества тюркоязычных государств, созданный 3 октября на саммите в Нахичевани. В нем участвовали президент Турции Абдуллах Гюль, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев, вице-премьер Туркменистана Хыдыр Сапарлыев. С этими государствами (кроме, пожалуй, Туркменистана) у российской уммы есть прочные связи. Так что стабильные контакты существуют, и сейчас нужно лишь усиливать и расширять направления для партнерства России и исламского мира. Мусульмане нашего Отечества традиционно приложат все силы для их укрепления, как они делали это при муфтиях Мухаммеджане Хусаине и Габдессаляме Габдуррахиме, Ризаэтдине Фахретдине и Габдуррахмане Расули.
Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук