НАШ ИСЛАМ |
||||
ФИКХ Руководство молитвой (имамат)
Известно, что участие в коллективной молитве является одной из подтвержденных сунн нашего Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, граничащей с ваджибом — обязательным поклонением. Поэтому вопросу выбора имама — предстоятеля на молитве — посвящена целая глава исламского богословия, четко регламентировавшего вопросы, гарантирующие исполнение данного столпа религии в наиболее приемлемом виде. Итак, во-первых, имам — это гарант действительности молитвы совершающих за ним людей. И действительность эта обусловлена наличием следующих условий, на которые указывают многочисленные труды исламских богословов. Молитвой здоровых мужчин должен руководить мужчина, мусульманин, находящийся в здравом уме, правильно читающий тот минимум Корана, с которым молитва является действительной, не имеющий недостатков, подобных заиканию, шепелявости и не страдающий такими заболеваниями, как недержание мочи. Однако одного лишь наличия этих условий недостаточно, и в вопросе выбора имама необходимо руководствоваться также и другими соображениями. Об этом автор «Бадаи ас-санаи» пишет: «…Разрешается [хотя и нежелателен] имамат раба, бедуина, слепца, явного грешника (фасик), человека, рожденного вне брака. Это мнение большинства [ученых]. А имам Мялик сказал: “Не разрешается молитва за явным грешником”. Основанием для его высказывания является то, что руководство молитвой относится к вопросам доверия. А явный грешник — предатель [доверия], и поэтому нет ему свидетельства, так как свидетельство относится к доверию. [В нашу пользу] говорит сказанное Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего: “Молитесь за всяким праведником и грешником”. И хотя [этот] хадис (а Аллах лучше знает) касается пятничных и праздничных молитв из-за связи их с правителями, большинство которых — явные грешники, он внешне является доказательством в рассматриваемом сейчас вопросе, потому что исходит из общего смысла слов умум аль-ляфз, а не конкретной причины [из-за которой они были произнесены] (хусус ас-сабаб). А еще сподвижники Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, такие как ибн-Умар и другие, и последователи их следовали за аль-Хаджажем в пятничной и других молитвах, несмотря на то что он был наиболее грешным из своих современников. А Умар б. Абдель-Азиз даже говорил: “Если бы каждая община привела самого дурного своего представителя, и мы привели бы Абу-Мухаммада, то одолели бы их”. А Абу-Мухаммад — кунья (прозвище по отцу или матери) аль-Хаджажа». И было передано со слов Абу-Саида, вольноотпущенника Абу-Усайда: «Когда я женился, то позвал [на свадьбу] нескольких сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, среди которых были Абу Зарр [аль-Гыфари], Хузейфа и Абу-Саид аль-Худри. И когда наступило время молитвы, они выдвинули меня вперед, и я совершил во главе их молитву, будучи в то время еще рабом». А в другой версии [хадиса] он сказал: «И встал впереди Абу-Зарр, чтобы возглавить молитву, но ему сказали: “Ты встаешь впереди, находясь в чужом доме?!” И выдвинули меня, и я совершил во главе их молитву». Это известный хадис, который привел Мухаммад в книге о том, кому разрешено [возглавить молитву].
Среди бедуинов также преобладает невежество, Всевышний Аллах сказал: «Бедуины оказываются самыми упорным в неверии и лицемерии. Они больше других не признают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику. Воистину Аллах — Знающий, Мудрый» (сура 9, аят 97). Также невежество преобладает и среди внебрачных детей, потому что у них нет того, кто воспитал бы их и обучил основам шариата. Имамат — это величайший вопрос доверия, которым не располагает явный грешник, ведь он не исполняет доверенное надлежащим образом; а слепца направляют к кибле другие, и в вопросе [определения киблы] он становится последователем другого человека, и во время молитвы он может отклониться от нее. Вот что было передано со слов ибн-Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Он отказывался от руководства молитвой после того, как ослеп, и говорил: “Как я могу возглавлять молитву, когда вы меня ровняете [направляя в сторону киблы]?”». Кроме того, слепец не может избежать попадания скверны [на свое тело и одежду], поэтому зрячий [в этом вопросе] предпочтительнее. Однако это в том случае, если [в мечети] нет никого, кто сравнился бы с ним в достоинствах. В противном же случае слепец будет предпочтительнее, и поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, оставил вместо себя Ибн Умм Махтума. Также нежелателен имамат человека, имеющего заблуждения [в вопросах веры] и привносящего незаконные новшества в религию (еретика). На это указал Абу-Юсуф в «аль-Амали», сказав: «Я считаю нежелательным, чтобы имам был заблудшим человеком и еретиком, потому что люди не желают молиться за ними». Но дозволяется ли (то есть является ли действительной. — Прим. пер.) молитва за ними? Некоторые из наших шейхов сказали: «Молитва за заблудшим не разрешается», а автор «аль-Мунтака» (избранное) упомянул сообщение со слов Абу-Ханифы, что он не считал допустимым молитву за заблудшим человеком. Верно же следующее мнение: если он имеет заблуждения, делающие его неверным, то молитва за ним не допускается, а если имеет заблуждение, не делающие его неверным, то допускается. (Продолжение следует.) Из книги Абдальхамида Тахмаза. |