ТЕМА НОМЕРА |
|||||
Российский день
Аль-Кудс:
26 сентября во многих странах прошли мероприятия международного дня Аль-Кудс — акции солидарности с народом Палестины. В арабском мире, Иране и странах Запада это были, как правило, массовые митинги. В Баку вышедшие перед посольством Израиля были тут же доставлены в полицию. Московская шиитская организация «Ахль аль-Бейт» подобный митинг провела без эксцессов. И вообще россияне отметили этот день дипломатично и взвешенно. Во многих мечетях страны во время хутбы в пятницу были провозглашены цели дня Аль-Кудс и выражена забота о скорейшем и принципиально мирном разрешении клубка конфликтов вокруг священного города. Московскую соборную мечеть по традиции в этот день посетил посол Ирана, а слово об Иерусалиме сказал иранский факих (знаток исламского права) Ваез Хоссейни. Однако день Аль-Кудс в России проходил в обстановке существенных перемен. Очевидно, что за последний год МИД РФ стал резко активнее именно на ближневосточном направлении и даже выступил с инициативой о проведении в Москве многосторонней встречи по урегулированию. Налицо возрастающая активность Императорского православного палестинского общества (ИППО) во главе с Сергеем Степашиным, а также Московского патриархата, который в дни Великого поста ввел традицию «молитвы о мире в Иерусалиме». Впервые в истории между Россией и Израилем отменены визы, что сделает взаимообмен еще более интенсивным. В самом же Израиле Эхуд Ольмерт, уходя с поста премьер-министра, сделал сенсационное заявление — по сути, покаяние — и призвал свой народ к переоценке ценностей. А делегация иудейской общины «Натурей Карта», которая с 1935 года противостоит сионизму, исходя из религиозных соображений и опоры на Тору, встретилась в канун 26 сентября с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом в Нью-Йорке. Причем раввин Исраэль-Давид Вайс, один из лидеров «Натурей Карта» в США, сообщил, что встреча была очень плодотворной и прошла в хорошей атмосфере: иудеи благодарили Ахмадинежада «за хорошее отношение к евреям». При этом российско-израильские отношения явно подвергнутся сейчас особому испытанию после событий августа на Кавказе. Уже не являются секретом израильские поставки оружия и наличие тысячного контингента военных советников в армии Грузии — факторы милитаризации преступного и антироссийского режима Саакашвили. На весь мир были показаны руины еврейского квартала в Цхинвале, но не было сказано, кто в Израиле нажился на поставках оружия. Не вызывает сомнения, что превращение Грузии в «Джорджию» имело в качестве одного из важнейших стимулов создание на ее территории и за счет ее народа плацдарма для планируемой атаки США и Израиля против Ирана. Итак, контекст дня Аль-Кудс — чрезвычайно сложный и взрывоопасный. Как же российские мусульмане в нем себя позиционируют? Наиболее интеллектуально насыщенным и представительным среди российских акций стал «круглый стол» «За мир и справедливость в Иерусалиме (Аль-Кудс) — городе трех мировых религий». Организатором выступил возглавляемый автором этих строк Издательский дом «Медина» при поддержке Центра палестинской культуры в Москве и культурного представительства при посольстве Ирана в РФ. Участниками «круглого стола» были глава Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов, посол Палестины в РФ Афиф Сафи, глава Центра палестинской культуры в России Вафик Аль-Шаер, посол Ирана в РФ Голам Реза Ансари, директор Иранского культурного центра Мухаммад Эбрахими Торкаман, ученые и представители мусульманских организаций. На встрече выступили специально прибывшие из Ирана чтец Корана и квартет исполнителей нашидов (религиозных песнопений). На стенах были представлены фото из коллекции «Палестинские фотографы о Палестине». Умар-хазрат приветствовал усилия российской дипломатии в исламском мире, в частности в палестинском вопросе. Он отметил, что проблемы Иерусалима следует решать с точки зрения новой геополитической архитектуры: в условиях многополярности мира, определившейся после кавказских событий 8 августа, и позитивной глобализации, которая вовсе не означает «американизацию» или «вестернизацию». Шейх Идрисов завершил выступление призывом, объединяющим последователей Авраамической традиции: «Шалом, мир в Боге, салам — величайшее сокровище. Он как импульс дан и христианам, и иудеям, и мусульманам. Аль-Кудс — общая для всех нас святыня. И нам в России небезразлична его судьба! Иерусалим в переводе с древнееврейского — “город мира”. Он должен стать образцом межконфессионального согласия в условиях глобализации и многополярности! Пусть Иерусалим станет истинно Иерусалимом!» Посол Палестины высказал мысль, что Аль-Кудс может стать в будущем причиной либо столкновения цивилизаций, либо — диалога цивилизаций. Этот вопрос, подчеркнул он, решается сегодня. Посол Ирана поблагодарил российских мусульман за четырехлетнюю практику проведения дня Аль-Кудс, отметив, что с каждым годом он отмечается все шире и качественнее. Анализируя изменения вокруг Аль-Кудс, посол сравнил происходящее с процессом упразднения режима апартеида в ЮАР, подчеркнув, что существование государства, основанного на расовом начале, преступно. Палестинцы, подчеркнул он, должны сами решать свою судьбу, без диктата США, исключительно мирным и демократическим путем. Предваряя выступление академика Нижегородского государственного университета имени Лобачевского, директора Центра стратегических исследований Олега Алексеевича Колобова, ведущий «круглого стола» культуролог Джаннат Сергей Маркус отметил уникальную энергетику Нижегородской области: «В XVII веке, когда Русь была раздираема Смутой, именно здесь собралось народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским, именно здесь, на Нижегородской ярмарке, ковалась новая капиталистическая мощь России, а сейчас именно здесь выросло издательство “Медина”, лидер в издании литературы об Исламе на русском и татарском языках. Уникальным является сотрудничество Нижегородского исламского института имени Хусаина Фаизханова с ННГУ имени Лобачевского, более того, между ними впервые в России заключен договор о сотрудничестве как между религиозным и светским вузами. Это воплощение традиций джадидизма». И не случайно, что именно ИД «Медина» выпустил научное исследование Алексея Олеговича Колобова «Опаленный стан (Палестина: истоки, сущность, развитие, современное состояние и перспективы разрешения ее проблемы с учетом фактора Ислама в мировой политике)» — это главный вклад в российские мероприятия дня Аль-Кудс 2008 года. Сам Олег Алексеевич Колобов поблагодарил высоких гостей — послов Палестины и Ирана — за участие в презентации книги его сына. Он подчеркнул, что в ННГУ изучение и публикации материалов по арабо-израильскому конфликту, изучение российской дипломатической работы на Ближнем Востоке ведутся уже многие годы, были и еще будут изданы многие статьи и книги. Главное же, о чем нельзя забывать, — «проект по созданию Израиля — это спецоперация США и международного сионизма с целью посеять контролируемый только ими хаос на Ближнем Востоке». Также на «круглом столе» выступили глава узбекистанской диаспоры России, председатель попечительского совета зарегистрированного в Нижнем Новгороде Фонда муфтиев Бабахановых Анвар Мирзо Хусаинов, заместитель главного редактора портала Ислам.Ру Абдулла Ринат Мухаметов, председатель ассоциации «Время и мир» и ведущий рубрики «Ислам на карте мира» в газете «Медина аль-Ислам» Валерий Исмаил Емельянов, директор Иранского культурного центра Мухаммад Эбрахими Торкаман. В адрес «круглого стола» ИД «Медина» пришли обращения от председателя Духовного управления мусульман, муфтия Дагестана Ахмеда-хаджи Абдуллаева, руководителя петербургского Центра изучения современного Ближнего Востока Гумера Исаева и генерального секретаря Академии наук и технологий Палестины доктора Имада Хатиба (Рамалла). Примечательно, что 25 сентября, накануне дня Аль-Кудс, в Москве прошло учредительное заседание новой общественной организации — Еврейской общественной палаты России. Ее целью является «укрепление связей евреев России и людей с еврейской культурной самоидентификацией с Эрец-Исраэль, ее историческим и духовным наследием, а также формирование объективного имиджа еврейского государства среди самых широких общественных кругов в России». В ходе обсуждения прозвучало предложение отработать механизмы практической деятельности на такой проблеме, как мусульманско-иудейский диалог. Причем стоит отметить особо: в России до сих пор нет не только регулярно действующих механизмов такого диалога, но большинство с обеих сторон вообще сомневается в его возможности, а кто-то и в его необходимости. В итоге вот уже который год не удается посадить за один стол по вопросам Аль-Кудс российских мусульман и иудеев, живущих физически в одном государстве, но в двух параллельных и, следовательно, непересекающихся духовных мирах. Напрашиваются такие выводы. Российская дипломатия активизировалась на ближневосточном направлении и уже имеет определенные успехи. Наращивают усилия Московский патриархат и ИППО. Проводимые мусульманами России акции несут конструктивный миротворческий потенциал, но пока слабо скоординированы как с МИД РФ, так и с иными конфессиями, партиями и сообществами. Действия в формате внутриконфессиональной работы и гражданского общества, конечно, важны, но их пора востребовать и в более широких перспективах общероссийской политики, которая стремится занять подобающее ей новое место в многополярном мире. Ильдар НУРИМАНОВ
|