Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №93 — Апрельская страда
29.04.2009

Чечня: уроки истории

 В апреле по поручению президента РФ Дмитрия Медведева Национальный антитеррористический комитет (НАК) внес изменения в организацию контртеррористической деятельности (режима КТО) в Чечне.

Теперь эта операция станет достоянием аналитиков и историков — перевернута новая страница в истории многострадального Кавказа, которая длилась почти десять лет. Условия для такого решения созревали давно, а нагрянувший мировой финансовый кризис ускорил его. Шаг в новое качество Чечня делает в рискованных условиях кризиса — но этот риск оправдан.

Теперь стоит еще внимательнее вглядеться в причины, которые породили (или стимулировали) развитие конфликта в Чечне, помня при этом, что они, к сожалению, являются не столько «чеченскими», сколько «общекавказскими». Упоминая общесоциальные причины, прежде всего обозначу их оценку с точки зрения мусульманского вероучения:

• Экономическая база для всевозможных конфликтов — это тотальная нищета, неразвитость экономики, коррупция кланов, самая массовая по Российской Федерации безработица, особенно среди молодежи. Можно сколь угодно винить в этом центральную московскую власть (что делали и делают сепаратисты), но вопрос к мусульманам: «Неужели так могут вести свое хозяйство, так относиться к материальным благам и к судьбам молодежи верующие в Аллаха»?

• Морально-психологическая основа постоянно возобновляемой конфликтности — до сих непреодоленные адаты времен джахилийа, и на первом месте — кровная месть.

• Немусульманское понимание причин, методов и ограничений в применении насилия. Массовым сознанием народов Кавказа в последнее десятилетие после падения советского атеизма легко манипулировали то лозунгами «национал-сепаратизма», то «кавказского джамаата», то «всемирного халифата». Незаконно с точки зрения шариата объявлялся джихад, причем лицами или группами, совершенно не имеющими ни квалификации, ни права принимать такие решения. В итоге — трагедии миллионов простых людей, дискредитация ислама, вода на мельницу исламофобам и врагам нашего государства.

• Падение уровня образования. Невежество рассматривается исламом как недопустимое состояние личности, гнездо для пороков. Требование постоянно овладевать знаниями как религиозными, так и светскими никто для мусульман не отменял. Но именно на Кавказе необразованная молодежь предоставила себя как «пушечное мясо» конфликта с его псевдоромантикой и бескультурьем.

• Незнание отечественной истории и неспособность разбираться в том, «кому это выгодно». Очевидно, что подпитка, а возможно, и планирование конфликта шли из-за рубежа в корыстных интересах держав, уже отломивших свой куш, получив доступ к энергоресурсам Кавказа и Средней Азии после распада СССР, а теперь желающих прибрать к своим рукам и Кавказ. Спецслужбы Запада давно научились использовать реальные конфликты в любых точках мира ради своей корысти.

• Внутренние причины, долгое время не дававшие мусульманам России полноценно развивать свои традиции, частично разрешаются в последние годы. Налицо строительство мечетей, развитие исламского образования и медиаресурсов. Налицо тот удивительный факт, что РФ стала страной-наблюдателем в ОИК, выступает защитником многих мусульман в разных точках мира. В первую очередь это Иран, которому все эти годы грозили бомбежками и мучают экономическими санкциями. Второе — меры по защите палестинцев в ближневосточном конфликте и так далее.

• Однако есть вполне решаемые проблемы, которые по инерции все еще не решены и тем самым оставляют почву для конфликтов. Это отсутствие вакфов — основы самофинансирования исламской образовательной и благотворительной активности; неразвитость института закята; слабость халал-индустрии и услуг; отсутствие всероссийского телеканала; раздробленность структур управления мусульманскими организациями и низкий уровень действующих управленцев; отмена регионального компонента в образовании, лишающая возможности воспроизводства национальных языков и культур; клерикализация страны силами одной из конфессий в нарушение ее светской Конституции.

 

Он уважать себя заставил? 

На конференции ООН по расизму разразился скандал вокруг выступления президента Ирана М. Ахмадинежада, который подверг критике Израиль.

В современном многополярном мире необходимо наличие самых различных площадок для обсуждения реальных проблем. Тема расизма является по-настоящему значимой для многих развивающихся государств. Особенно эта тема актуализируется в дни кризиса, когда западный мир возводит все больше протекционистских барьеров как во внешней торговле, так и в эмиграции, в получении вида на жительство и гражданства для выходцев из третьего мира. С другой стороны, эти новоприбывшие зачастую не хотят уважать образ жизни принимающих их стран. Это по-настоящему болезненные проблемы, которые нужно обсуждать, а не уклоняться от дискуссии.

Блок НАТО зачастую абсолютно не избирательно применяет силу в странах третьего мира. Ведь при всей поддержке ИРА со стороны ирландцев Ольстера никому бы не пришло бы в голову сносить целые кварталы Белфаста, как это делает Израиль по отношению к мусульманам Ближнего Востока.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад славится своим умением доводить ситуацию до абсурда. Нельзя забывать, что его призывы к переоценке канонической картины Холокоста во многом начинались как ответ на карикатурную кампанию, направленную против Пророка Мухаммада, мир ему. Его послание было вроде бы понятным: если можно смеяться над тем, что священно для мусульман, так давайте заодно посмеемся над тем, что священно у иудеев. Здесь хочется вспомнить поговорку: «Кровь людская — не водица». И нужно вспомнить не только жертв Холокоста, но и те миллионы мусульман, которые пали во имя освобождения мира от фашистской чумы. Но в СССР в 1953 году не только антисионизм, но антисемитизм принял весьма уродливые формы.

Нельзя забывать, что у Ирана, куда советские и английские войска были введены в 1941 году, немного свой взгляд на ход Второй мировой. Но Махмуд Ахмадинежад избрал наихудшее время для своей речи — День памяти жертв Холокоста. Тем самым он как бы дал шанс лидерам западного мира сплотиться против мира мусульманского.

Неевропейский мир учится заявлять о своих реальных проблемах, и c расизмом нужно бороться. Но это должна быть грамотная и квалифицированная защита своих прав, а не взаимные оскорбления в лучшем стиле «холодной войны». С другой стороны, западный мир должен быть терпимым и терпеливым хотя бы ради сокращения базы поддержки для радикалов и террористов.

В качестве жирного троеточия: вице-премьер Израиля Сильван Шалом в ходе посещения мемориального комплекса на территории бывшего концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим) в Польше сравнил Иран с нацистской Германией, сообщает РИА «Новости» вечером 21 апреля со ссылкой на Франс Пресс. Интересно, сколько миллионов евреев уничтожил Иран (Персия) за все тысячелетия своего существования? Исламофобия набирает обороты... Наверное, политикам нужно учиться отвечать за свои слова. А еще лучше уважаемому вице-премьеру Израиля в канун Дня Победы узнать, сколько азербайджанцев, татар, узбеков, боснийцев, алжирцев положило свои головы в годы Второй мировой. Да и повесить эти цифры на сайте мемориала «Яд ва-Шем». Или съездить в любой из районов того же Татарстана, чтобы преклонить головы перед памятником советским героям войны, в том числе и освободителям Освенцима.

 

Пасха как возврат в эпоху царской России

В канун православной Пасхи в СМИ появилась информация о том, что депутаты Петербурга намерены обратиться к руководству страны с предложением придать православной Пасхе статус государственного праздника.

Последние месяцы, как мы уже неоднократно указывали, стали периодом усилившейся общественной активности. Это касается не только политики, но затрагивает широкий круг вопросов: религиозных, языковых, экспертных, морально-нравственных и даже брачно-семейных. Наиболее явным стал вопрос о смене праздников.

В целом возвращается круг праздников времен царской России. Так, «красная Пасха» 1 мая вновь превращается просто в Пасху. Предлагается превратить ее в государственный праздник. Новый год в рамках единых каникул подстраивается под Рождество (7 января). Годовщина Октябрьской революции 7 ноября заменяется Днем народного единства, совпадающим с праздником Казанской Божьей матери. День независимости, то есть день провозглашения государственного суверенитета России (12 июня), планируется превратить в день святого Александра Невского.

Как поступать регионам? Официальная Казань придерживалась совмещения республиканских праздников с общероссийскими: так, здесь 6 ноября является днем Конституции. Но такой региональный компромисс кажется остатком 1990-х гг. Сейчас в качестве ответа обсуждается уже признание Курбан-байрама и Ураза-байрама в качестве государственных праздников в мусульманских республиках. В этом году впервые в Чечне выходным стал Мавлид. В ответ на внедрение преподавания основ православной культуры уже в светских школах на Кавказе ставится вопрос о внедрении основ ислама. Антиалкогольная кампания в Чечне пришла к разрешению торговать спиртным два часа в день. Борьба за семейные устои сопровождается призывами к многоженству.

В сфере образования отмена национально-регионального компонента и закрытие школ с преподаванием на татарском языке вне титульной республики сподвигли часть молодежи к сбору подписей за придание татарскому языку статуса государственного уже на всей территории России.

Кажется, словесные ставки растут каждый день. Каждая из сторон заявляет о своем патриотизме и стремлении создать лучшее будущее для России.

 

События апреля комментировал главный редактор газеты «Медина аль-Ислам»
Дамир МУХЕТДИНОВ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.