В рамках серии публикаций, посвященных 1310-летию со дня рождения великого исламского правоведа и богослова имама Абу-Ханифы, которое отмечается в этом году, мы публикуем отрывок из одного из богословских трактатов, связанных с его именем. Трактат «Упрощенное знание» (аль-Фикх аль-абсат) не принадлежит перу самого Абу-Ханифы, а представляет собой конспект беседы с ним — трактат составлен в виде диалога Абу-Ханифы с его учеником Абу-Муты аль-Балхи, который посещал Абу-Юсуфа в Багдаде, а в юности ездил в Мекку и Куфу к Абу-Ханифе, в результате чего и появилось данное произведение.
Абу-Муты аль-Хакам ибн Абдаллах из Балха сказал:
Я спросил Абу-Ханифу ан-Нумана ибн Сабита о важнейшем знании.
— Оно в том, чтобы никого из людей кыблы не обвинять в неверии из-за греха; ни в ком не отрицать веру; призывать к доброму и удерживать от дурного; знать, что постигшее тебя не должно было пройти мимо, а прошедшее мимо не должно было тебя постигнуть; не отрекаться ни от одного из сподвижников Божьего посланника — почитая одного, не забывать другого, а дело Усмана и Али оставить [на суд] Бога, — ответил он и добавил: — Знание о вероисповедании предпочтительнее знания о практических нормах, при том, что знать, как поклоняться своему Господу, для человека важнее изучения многих других наук.
— Поведайте мне о важнейшем знании, — попросил Абу-Муты.
— Оно для человека состоит в том, чтобы познать веру в Бога, Божественные законы, традиции, Божьи пределы, различие и единство во взглядах мусульманских ученых, — ответил Абу-Ханифа.
— Поведайте мне о вере, — спросил он.
— Алькама ибн Мурсид рассказывал мне, — ответил Абу-Ханифа, — от Яхъи ибн Ямара, который сказал: я спросил Ибн-Умара:
— Поведайте мне о религии. В чем она?
— В том, что тебе должно познать веру, — ответил он.
— Тогда поведайте мне о вере. В чем она? — спросил я. Он взял меня за руку и отвел к старцу, посадил рядом с ним и сказал:
— Он спрашивает меня о вере. Какова она?
Этот старец был из тех, кто участвовал вместе с Божьим Посланником еще в [битве] при Бадре.
— Однажды я был рядом с Божьим Посланником, — продолжил Ибн-Умар, — и этот старец — тоже. Как вдруг появился мужчина с красивыми волосами из-под чалмы. Мы приняли его за одного из бедуинов. Он прошел под взоры людей и остановился прямо напротив Божьего Посланника.
— О Божий Посланник, что есть вера? — спросил он.
— Это свидетельство, что нет божества, кроме Бога, и что Мухаммад — Его раб и посланник; вера в Его ангелов, писания, посланников, Последний День, предопределение Богом доброго и худого.
— Ты прав! — сказал он.
Мы сильно удивились тому, что он подтверждает слова Божьего Посланника, зная, какими невеждами были бедуины.
— О Божий Посланник, в чем богослужебные законы Ислама?
— В совершении молитвы; выплате закята; посте в Рамадан; хадже к Дому для тех, кто осилит к нему дорогу, и очищении от осквернения.
— Ты прав! — сказал он.
И мы опять удивились его реплике, подтверждающей слова Божьего Посланника, как будто он и сам все знает.
— О Божий Посланник, что есть добродетель?
— Это когда ты усердствуешь ради Бога, словно ты Его видишь, и хотя ты Его не видишь, Он видит тебя.
— Ты прав! — сказал он и снова спросил: — О Божий Посланник! Когда наступит Судный час?
— Об этом спрашиваемый не более сведущ, чем спрашивающий.
После этого [незнакомец] ушел. И когда он смешался с людьми, мы его больше не видели. Пророк же сказал: «Это был [ангел] Гавриил, пришедший научить вас особенностям вашей же религии».
— Я спросил Абу-Ханифу, — сказал Абу-Муты, — кто искренне уверует и засвидетельствует это, тот — верующий?
— Да. Засвидетельствовав это, человек свидетельствует ислам в целом. Таковой — верующий.
— А если он станет отрицать какое-нибудь из творений Божьих, сказав: «Я не знаю, кто сотворил его»?
— Тогда он впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «Бог — Творец всякой вещи» (6:102). [Сказав так], он словно говорит: «У этого [творения] есть иной, помимо Бога, творец». Точно так же, если кто скажет: «Я не знаю, обязал ли Бог меня молитвой, постом и закятом», тот впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «И вершите молитву, и давайте очищение» (напр., 2:43). И гласил Всевышний: «Предписан вам пост» (2:183). И гласил Всевышний: «Пусть будет хвала Богу, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! И да будет хвала Ему и в небесах, и на земле, ночью, и когда застигает вас полдень» (30:17–18). А если он скажет: “Я верую в эти аяты, но не знаю их истолкования и не ведаю их объяснения”, то он не впадает в неверие, ибо верует в Ниспослание, но ошибается в истолковании».
— А если кто в стране многобожия засвидетельствует ислам только в целом, не зная при этом ничего из религиозных обязанностей и божественных законов; не засвидетельствует и Писания и вообще ни одного из Божественных законов ислама, лишь засвидетельствует Бога и веру, но не засвидетельствует ни одного из Божественных законов веры. И таким умрет. Он верующий?
— Да.
— Даже если ровном счетом ничего не будет знать и не будет жить в соответствии с этим, лишь засвидетельствовав веру?!
— Да, он — верующий.
— Поведайте мне о вере.
— Она в том, что ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Единого, несообожествляемого Бога; свидетельствуешь о Его ангелах, Писаниях, посланниках, Рае, Аде, воскрешении, [предопределении] Им доброго и худого; свидетельствуешь, что Он никому не делегировал [способность творить] деяния, а люди непременно идут к тому, что было создано для них, и к тому, что проистекает из предопределения.
— Что Вы скажете о том, кто засвидетельствовал все это, однако говорит: «Воля — моя, если я пожелаю, буду веровать, а если не пожелаю, то не буду веровать, ибо Всевышний гласил: «Кто желает, пусть верует, а кто желает, пусть не верует» (18:29)».
— Он лжет в своих домыслах! Разве ты не знаешь слова Всевышнего: «Истинно, он [Коран] есть наставление. Кто желает, тот получит наставление от него, но получит наставление только тогда, когда пожелает этого Бог»? (74:53–56). И еще гласил Всевышний: «Но не пожелаете вы, если не пожелает Бог» (76:30). Слова же Всевышнего «Кто желает, пусть верует, а кто желает, пусть не верует» — не что иное, как устрашение. Впрочем, из-за своего [неверного понимания] он впадает в неверие, ведь он не отвергает данный аят, а лишь ошибается в его истолковании, не отвергая его Ниспослания.
— А если кто скажет: «Постигло меня несчастье!», но на вопрос: «Было ли оно тем, чем испытал его Бог, или тем, что он стяжал сам?» ответит: «Нет, это не от Бога испытание», впадает ли он в неверие?
— Нет.
— Почему?
— Ибо Бог гласил: «Что постигло тебя из хорошего, то — от Бога, а что постигло из дурного, то — от самого себя» (4:79), то есть от твоих грехов, а Я — Тот, Кто оное предопределил. И гласил: «А что постигает вас из несчастья, так это за то, что стяжали вы руками своими» (42:30), — то есть за грехи ваши. И гласил Всевышний: «Он сбивает, кого хочет; и ведет прямым путем, кого хочет» (16:93). Таким образом, он ошибается лишь в истолковании. Смысл же слов Всевышнего: «(Бог) стоит между человеком и его сердцем» (8:24) в том, что Бог стоит между верующим и падением в неверие, между неверным и обретением веры. Дееспособность же, с помощью которой раб Божий творит богоослушание, по сути своей пригодна и для богопослушания. Поэтому человек будет в ответе за то, как он расходовал свою дееспособность, которой Бог наделил его, повелев использовать в богопослушании, а не богоослушании.
— А тому, кто скажет: «Бог принуждает Своих рабов к греху, а затем Сам же их и наказывает», — чем нам следует ответить?
— Ты его спроси: «Вред и польза раба Божьего исходят от него самого?» Если скажет: «Нет, ибо люди принуждены [Богом] к вреде и пользе в отличие от [возможности совершать] богопослушание и богоослушание», то спроси его: «Сотворил ли Бог зло?». Если скажет «Да», то он противоречит своему суждению, а если скажет «Нет», то впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «Скажи: “Прибегаю я к Господу рассвета от зла того, что Он сотворил…”» (113:1–2), поведав, что Бог сотворил зло.
— А если кто спросит: «Разве вы не утверждаете, что Бог волеизъявил неверие и волеизъявил веру?», и если мы ответим «Да», то он спросит: «А разве Бог не говорит: “Он — Тот, кто сподоблен внушать страх и кто сподоблен прощать грехи”» (74:56), и если мы ответим «Да», то он спросит: «И Он сподоблен внушать неверие?» — чем нам следует ответить?
— Мы ответим, что Бог сподоблен [внушать страх и прощать грехи] тем, кому пожелал богопослушание, а — не богоослушание. Если он спросит: «Так что Бог не волеизъявлял, чтобы про Него говорили всякую ложь», то переспроси его: «Клевета на Бога выражается словами или нет?» Если ответит «Да», то спроси: «А кто научил Адама всем известным словам?». Если ответит: «Бог», то спроси: «Неверие выражается словами или нет?» Если ответит «Да», то спроси: «Так кто же научил неверного говорить?» Если ответит: «Бог», то опровергает самого себя, ведь [ложь] многобожия выражается словами. И если бы Бог не пожелал, то не научил бы подобным словам [неверных].
— А если кто скажет: «Человек, коль желает, действует, а коль не желает — не действует. Коль желает — ест, а коль не желает — не ест. Коль желает — пьет, а коль не желает — не пьет».
— Переспроси его: «Предопределил ли Бог сынам Израилевым перебраться через море, предопределив Фараону утонуть?» Если ответит «Да», то спроси его: «А могло ли случиться так, что Фараон не отправился бы в погоню за Моисеем и не утонул бы вместе со своими приспешниками?» Если ответит «Да», то впадет в неверие, а если скажет «Нет», то он противоречит своим прежним словам.
Из книги Рустама Батрова «Абу-Ханифа: жизнь и наследие». Под общ. редакцией
Д. В. Мухетдинова. — Нижний Новгород — Ярославль, 2007.