Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №81
26.09.2008

НАШ ИСЛАМ

ФИКХ

Праздничные молитвы

Близится один из двух великих праздников Ислама — Ид-аль Фитр, или Ураза-байрам, — праздник разговения. Этот день все мусульмане мира отметят совместными молитвами. О том, что отличает праздничную молитву от каждодневной, предлагаем узнать в книге Абдельхамида Тахмаза «Ханафитский фикх», выпущенной под общей редакцией Дамира Мухетдинова Издательским домом «Медина» в 2007 году.

Время праздничной молитвы

Для проведения праздничной молитвы отводится тот же период, что и для добровольных молитв. Он начинается с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья и белеет, и продолжается почти до полудня. Если во время праздничной молитвы солнце станет клониться к закату, эта молитва станет недействительной. Молитву по случаю праздника разговения можно проводить и на второй день, если по тем или иным уважительным причинам ее нельзя провести своевременно, например, в тех случаях, когда идет сильный дождь, или отсутствует имам, или когда из-за облачности люди видят месяц только после полудня и так далее. Передают, что Умайр б. Анас сказал: «Мои дядья со стороны отца из числа ансаров сообщили мне, что однажды при жизни Пророка в последнюю ночь Рамадана месяц скрылся из вида и люди продолжили соблюдать пост. Однако после полудня кто-­то из них в присутствии Пророка засвидетельствовал, что видел месяц прошлой ночью, после чего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, велел людям разговляться, и они тотчас сделали это, а на следующий день (Пророк)совершил вместе с ними праздничную молитву» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тахави).

Недействительной является такая праздничная молитва, которая без уважительных причин проводится по истечении установленного для нее времени.

Что касается молитвы по случаю праздника жертвоприношения, то при наличии уважительных причин ее можно откладывать в течение трех дней. Это можно делать и без уважительных причин, но поступать так порицается. Достоверно известно, что Пророк назвал дни (пребывания) в Мине днями праздника (аль-Бухари).

Как следует проводить праздничную молитву?

Подобно пятничной, праздничная молитва является коллективной и состоит из двух ракаатов. Перед праздничной молитвой также не возглашается ни азан, ни икамат. Передают со слов Ибн Аббаса и Джабира б. Абдyллаха, да будет доволен ими Аллах, что азан не возглашался ни в день разговения, ни в день жертвоприношения (аль-Бухари).

Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В день праздника Посланник Аллаха совершил молитву без азана и икамата» (Ан­-Насаи).

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать ее в одиночестве. По возможности он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.

Во время праздничной молитвы обязательно произносить больше такбиров, чем обычно, а именно по три такбира во время каждого ракаата. После «дуа ас-сана» первого ракаата имам, за которым должны последовать все собравшиеся, произносит такбир в первый раз. Произнося такбир, имам должен каждый раз поднимать и опускать руки и хранить молчание между такбирами, пока такбир произносят другие участники молитвы.

Во время второго ракаата имам после чтения «аль-­Фатихи» и суры произносит три такбира, однако можно произносить такбир и в начале каждого ракаата, поскольку относительно этого высказывались разные мнения.

Так поступали Ибн Масуд и многие другие сподвижники. Алькама и аль-­Асвад передали, что, проводя праздничные молитвы, Ибн Масуд произносил такбир девять раз: сначала он четырежды произносил такбир перед чтением Корана, потом произносил его один раз, потом совершал поясной поклон, потом переходил к чтению Корана во время второго ракаата, потом четырежды произносил такбир, а потом совершал поясной поклон (Абд ар-Раззак).

Передают, что во время первого ракаата Ибн Аббас произносил такбир семь раз, а во время второго — пять. Это значит, что если имам произнесет такбир более трех раз, участники праздничной молитвы должны следовать за ним, поскольку так поступали и сподвижники Пророка, мир ему и благословение Всевышнего.

Если опоздавший пропустит первый ракаат целиком, ему следует произнести такбир после чтения, когда он встанет для возмещения пропущенного ракаата.

Хутба праздничной молитвы

Согласно сунне после молитвы имам должен прочитать две хутбы, ненадолго присев на минбаре между первой и второй хутбой. Сообщается, что Джабир б. Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк встал и приступил к совершению молитвы, а потом прочитал людям хутбу, когда же Пророк Аллаха закончил читать ее, он спустился вниз, подошел к женщинам и стал наставлять их. Делая это, он опирался на руку Биляла, Билял же держал руками полу своей одежды, куда женщины складывали садаку» (аль-Бухари).

После того как имам поднимется на минбар, он не должен садиться, пока не прочтет хутбу, поскольку во время пятничной молитвы имам сидит на минбаре, ожидая, пока муэдзин не закончит возглашать азан, который не возглашается во время праздничной молитвы.

Первую хутбу желательно (мустахабб) начать с произнесения девяти такбиров, а вторую — с семи, завершить же ее желательно произнесением четырнадцати такбиров.

Сунны, которых желательно придерживаться в день праздника разговения

Согласно сунне, перед тем как отправиться на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что­-нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечетное количество фиников, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день разговения Посланник Аллаха никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников». В другой версии (этого хадиса) сообщается, что (Анас, да будет доволен им Аллах) также сказал: «…и (Пророк обычно) съедал нечетное количество (фиников)» (аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах велик» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закят разговения (закят аль-­фитр). Передают, что в дни праздников Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, всегда надевал свои лучшие одежды (аль-Байхаки).

Ни перед молитвой, ни после нее не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, которого сопровождал Билял, пришел на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву в два ракаата, не помолившись ни до, ни после нее (аль-Бухари).

Желательно идти на молитву и возвращаться с нее, как уже говорилось, разными путями, на что указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В день праздника Пророк обычно возвращался с молитвы не тем путем, (которым он шел на нее)» (аль-Бухари).

Так же следует поступать и в день жертвоприношения, с той разницей, что к трапезе обычно приступают не до, а после праздничной молитвы. Каждому совершеннолетнему и дееспособному мусульманину вменяется в обязанность (ваджиб) произнесение такбира после каждой предписанной молитвы, начиная с утренней молитвы в день Арафата и до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика. На это указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поминайте Аллаха в дни определенные» (2:203). Аллах Всевышний также сказал: «...чтобы они могли удостовериться в том, (какую) пользу (это) им принесет, и поминать имя Аллаха в установленные дни над тем (жертвенным) скотом, что Он даровал им» (22:28).

Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, всегда начинал произносить такбир после утренней молитвы в день Арафата и продолжал делать это не только до послеполуденной молитвы в последний из дней ташрика, но и после нее (Ибн Абу Шайба). Передают, что так же поступали Ибн Аббас, Ибн Масуд и Умар б. аль­-Хаттаб (аль-Хаким).

В день праздника такбир произносится следующим образом: «Аллах велик, Аллах велик; нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик, Аллах велик, хвала Аллаху / Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар; Аллаху акбар, ва ли-Лляхи­ль-хамд».

Одни улемы считали, что произнесение этого такбира вслух относится к категории обязательных (ваджиб) действий, другие же относили его к категории действий, которые совершать желательно. Женщинам следует произносить такбир про себя.

В одном из сообщений с хорошим иснадом говорится, что так произносил такбир Ибн Масуд. Передают со слов Абу-ль-Ахваса, что, произнося такбир в течение дней ташрика, Абдуллах (б. Масуд) говорил: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллаху, ва-Ллаху акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляхи­ль-хамд» (Ибн Абу Шайба).

Ибн Хаджар пишет: «Наиболее верными из сообщений сподвижников об этом являются сообщения Али и Ибн Масуда, согласно которым такбир следует начинать произносить после утренней молитвы в день Арафата и продолжать делать это до завершения последнего дня пребывания в Мине».




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.