Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №92 — Упрощенное знание
02.04.2009

Упрощенные знанияВ рамках серии публикаций, посвященных 1310-летию со дня рождения великого исламского правоведа и богослова имама Абу-Ханифы, которое отмечается в этом году, мы публикуем отрывок из одного из богословских трактатов, связанных с его именем. Трактат «Упрощенное знание» (аль-Фикх аль-абсат) не принадлежит перу самого Абу-Ханифы, а представляет собой конспект беседы с ним — трактат составлен в виде диалога Абу-Ханифы со своим учеником Абу-Муты аль-Балхи, который посещал Абу-Юсуфа в Багдаде, а в юности ездил в Мекку и Куфу к Абу-Ханифе, в результате чего и появилось данное произведение.

Об опровержении того, Кто обвиняет в неверии из-за греха

— Как Вы думаете, чем можно оспорить того, кто говорит: «Кто содеял грех, тот неверный»? — спросил я Абу-Ханифу.

— Ему следует ответить, что Бог, говоря [о пророке Ионе] «И поглощенному рыбой — когда он, негодующий, убежал и думал, что Мы не справимся с ним, но потом, находясь во мраке, воззвал: “Нет божества, кроме Тебя; слава Тебе! Истинно, я был неправедным!”» (21:87) — назвал его «неправедным», то есть все же верующим, а не неверным или лицемером. Так же и братья Иосифа, сказавшие: «О отец наш! Испроси прощения грехам нашим, ведь мы были грешниками (хатиун)» (12:97), — были грешниками, но не неверными. И говоря о Мухаммаде: «Бог простил тебе прежние и последующие ошибки твои» (48:2), Бог не говорит «неверие твое». Так же и Моисей, убивший человека, был в своем убийстве грешником, но не неверным.

Когда говорят: «Я, если есть на то воля Божья, верующий», следует сказать: «Бог гласил: “Поистине, Бог и Его ангелы благословляют Пророка! О Вы, которые уверовали! Благословляйте его и усердно приветствуйте”» (33:56). Коль ты верующий, так благословляй его, а если неверный ты, то не благословляй! И гласил Бог в аяте: «О уверовавшие! Когда возглашено на молитву в пятницу, то устремляйтесь к поминанию Бога [в молитве] и оставьте торговлю!» (62:9).

Муаз [ибн Джабаль] сказал:

— Кто сомневается в Боге, тот этим сводит на нет все свои благодеяния. Кто же, [не сомневаясь], верует, тот, свершив богоослушание, может надеяться на прощение, хотя и должен опасаться наказания.

— Стало быть, если сомнения губят благодеяния, то вера губит сильнее, но только злодеяния! — воскликнул собеседник Муаза.

— Ей-богу, я не видел более странного человека, — ответил Муаз, — чем тот, кто на вопрос: «Ты мусульманин?» отвечает: «Не знаю». Такого надо спросить: «Твои слова “не знаю” относятся к истине или заблуждению?». Если скажет: «К истине», тогда спросить: «А ты согласен с тем, что истинное в этой жизни будет истинным и в жизни будущей?». Если он ответит: «Да», тогда спросить: «Так веруешь ты в могильное наказание, [допрос могильными ангелами Мункаром и] Накиром, предопределение доброго и худого Богом?». Если ответит: «Да», тогда спросить: «Так ты верующий?» И если вновь ответит: «Не знаю», тогда скажи: «Да ты ничего не знаешь и не понимаешь! И не будет тебе спасения!»

 

Если кто скажет: «Рай и Ад не сотворены», то спроси его: «Они нечто (шай) или ничто?» и [процитируй] Божьи слова: «Бог — творец всякой вещи (шай)» (39:62); «Поистине, Мы всякую вещь сотворили по мере!» (54:49); «Ад, в который они ввергаются утром и вечером…» (40:46). А если кто скажет: «Рай и Ад исчезнут», то ответь ему: «Бог описал райские блага словами: «не прекращаются и никогда не запрещаются» (56:33). Стало быть, кто скажет: «Они исчезнут после того, как войдут туда их обитатели», тот проявляет неверие в Бога, ибо отрицает вечное в них пребывание.

— Бог, — сказал Абу-Ханифа, — не характеризуется атрибутами сотворенных. Гнев Его и Его довольство — атрибуты, которые надлежит воспринимать без конкретизации, так считают люди Сунны и согласия. Бог гневается и бывает довольным, но нельзя считать, что гнев — это Его наказание, а довольство — дарованное Им вознаграждение. Мы характеризуем Его так, как Он Сам Себя характеризует: «Единый», «Вечный», «не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (112:3–4), «Присноживой», «Присносущий», «Всемогущий», «Всеслышащий», «Всевидящий», «Всезнающий», «Над их руками была Длань Его» (48:10), которая не как руки творений и не есть некий орган, ибо Он Творец рук! Лик Его не как лица творений, ибо Он Творец всех лиц! Самость (нафс) Его не как самости творений, ибо Он Творец самостей! «Нет ничего подобного Ему! И Он Всеслышащий и Всевидящий!» (42:11).

— А как Вы ответите на вопрос: «Где Бог?»

— Следует ответить: «Бог был, когда еще не было места — до создания творений. Бог был, когда еще не было ни «где», ни творений — ничего! Он Творец всего! А если кто спросит: «Чем Волеизъявитель изъявил волеизъявленное?», то ответь: «Соответствующим атрибутом»: Он — Всемогущий, и всемогущ Он всемогуществом, Знающий, и знает Он знанием, Владеющий, и владеет Он владением. А если спросят: «Волеизъявляет ли Он волей? Всемогущ ли Он волей? Волеизъявляет ли Он знанием?», то ответь: «Да».

 

Глава о вере

На вопрос: «Где обитель веры?» следует отвечать: «Местопребывание ее и обитель — сердце, а ветвь ее — тело». На вопрос: «Есть ли вера в пальце?» ответь: «Да». На вопрос: «Когда его отрубают, куда из него уходит вера?» ответь: «В сердце». На вопрос: «Просит ли Бог что-нибудь у рабов Своих?» ответь: «Нет. Они просят у Него». На вопрос: «В чем обязанность людей перед Богом?» ответь: «В том, чтобы поклоняться Ему и не сообожествлять никого наряду с Ним. И если люди это исполнят, то Его обязанность (хакк алайхи) — простить и вознаградить их».

Довольство Божье распространяется на верующих, как об этом Им сказано: «Был доволен Бог верующими, когда они присягали тебе [то есть Мухаммаду] под деревом» (48:18). И гнев Его падает на Иблиса.

Смысл слов Всевышнего «делайте, что пожелаете» (41:40) в устрашении (ваид), [но не в оправдании полной свободы воли], хотя Всевышний и гласил: «А самудитов Мы вели прямым путем, но они же полюбили слепоту вместо прямого пути» (41:17), то есть вместо дарованного Нами виденья и понимания. Слова же Всевышнего: «Кто желает, пусть верует, а кто не желает, пусть не верует» (18:29) — устрашение, хотя Всевышний и гласил: «Я ведь создал джиннов и людей только для того, чтобы они стали поклоняться Мне» (52:56), то есть чтобы почитали как Бога лишь Меня одного.

Однако все это: доброе и худое, сладость и горечь, вред и польза — происходит лишь в соответствии с Божьим предопределением. И гласил Бог: «А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ты вынуждаешь людей к тому, чтобы они стали верующими?» (10:99). И гласил Бог: «А если бы Мы низвели на них ангелов, и заговорили бы с ними мертвые, и собрали бы пред ними все лицом к лицу, они бы непременно уверовали, не иначе как только по Божьей воле» (6:111). И гласил Всевышний: «Не придется душе веровать, не иначе как только с соизволения Божьего» (10:100). И гласил Всевышний: «Господь твой, если бы пожелал, сделал бы всех людей одной религиозной общиной; но они не перестают разногласить между собой, кроме тех, к которым милосерден Господь твой», — то есть [не перестают разногласить] в соответствии с Его волей — «на это Он сотворил их» (11:118–119). И гласил Всевышний: «Мы отправили каждому народу посланника: “Поклоняйтесь Богу и сторонитесь язычества”». Были среди них те, кого Бог повел прямым путем, а были те, кому оказалось суждено заблуждение» (16:36). И гласил Всевышний: «Но не пожелаете вы, если не пожелает Бог» (76:30), то есть [не пожелаете] в соответствии с Божьим предопределением. И сказал Шуайб: «Мы измыслим на Бога ложь, если вернемся к вашему исповеданию после того, как Бог спас нас от него. Не бывать тому, чтобы мы вернулись к вашей вере, если только не пожелает того Бог, наш Господь. Объемлет наш Господь всякую вещь своим знанием! На Бога мы уповаем! Господь наш! Разреши спор между нами и нашим народом по истине, ведь Ты Лучший из разрешающих» (7:89). И сказал Ной: «Вам не поможет и мой совет, если бы я захотел наставлять вас, а Бог захотел бы оставить вас в заблуждении; воистину, Он — Господь ваш. И к Нему будете возвращены» (11:34). И гласил Всевышний [об Иосифе и Зулайхе, пытавшейся совратить его]: «Она возжелала его и он возжелал бы ее тоже, если бы не увидел прежде знамение Господа своего. Так [повелели Мы], чтобы отвратить от него зло и прелюбодеяние, ибо он, воистину, из числа Наших верных рабов» (12:24). И гласил Всевышний: «Мы искушали Соломона, когда посадили на его престол [джинна]. После того он раскаялся» (38:34).

Богу же виднее!

Из книги Рустама Батрова
«Абу-Ханифа: жизнь и наследие». Под общ. редакцией

Д. В. Мухетдинова. — Нижний Новгород — Ярославль, 2007.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.