В 2016 году была переиздана книга «Домашнее насилие и исламская традиция» («Domestic Violence and the Islamic Tradition») Айеши Чоудхри.
Айеша Чоудхри — доктор философии (PhD), научный сотрудник Института перспективных исследований Гарвардского университета (США). Она также является доцентом кафедры исламских и гендерных исследований в Университете Британской Колумбии (Канада). Исследования автора сосредоточены на исламской правовой и религиозной реформе и продвижении прав человека путем сосредоточения внимания на правах женщин.
Аннотация. Каким образом восприятие насилия в браке и патриархальных пережитков современными мусульманами соотносится с исламской традицией? В последние годы дискуссия о толковании Корана приобрела весьма противоречивый характер. Особенно спорным является стих, в котором говорится о законности насилия в браке и о подчинении женщины (К. 4:34). Сегодня научный взгляд по этой теме подвержен сильному влиянию современного контекста, поэтому проблема остается в значительной степени нерешенной. Если говорить об ученых-правоведах доколониального периода, то они допускали применение насилия в отношении женщин и их дебаты были сосредоточены на его допустимом уровне и на том, каким образом следует правильно использовать три ступени дисциплинарного контроля: предостережение, изоляция (оставление в одиночестве) и, собственно, применение физической силы.
Автор утверждает, что все существующие религиозные традиции основаны на патриархальном, социальном и историческом контексте, и им (традициям) необходимы способы примирения с ценностями гендерного равноправия. Исламские ученые современного, постколониального периода, обращаясь к Корану в поисках гендерно-эгалитарных интерпретаций, должны быть готовы к противостоянию в уникальной и сложной дискуссии: обеспечение равноправия против властного авторитета. Поскольку в большинстве религий авторитет опирается на традиции, отказ от них приводит к потере доверия со стороны общества.
Чоудхри показывает, что научный дискурс проходит очень оживленно и разнопланово, а голоса и мнения современных мусульманских ученых обогащают также и сферу «исламской традиции». В книге рассматриваются этические проблемы бытового насилия, и ставится важнейший вопрос о том, как современные мусульмане могут относиться к религиозной традиции и тексту Корана.