Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Рецензии и обзоры
Татарский шамаиль: слово и образ
26.03.2012
Иллюстрация

Кат. выставки. - М.: Издательский дом Марджани, 2009. – 112 с.: ил. – ISBN 978-5903715-10-7.  

Российское искусствоведение пополнилось еще одним замечательным научным изданием – каталогом татарских шамаилей 19-21 вв. , выпущенном в свет Издательским домом фонда Марджани.

Каталог представляет собой своеобразное наглядное пособие по истории татарской культурной жизни, в которой исламское духовное начало было и остается определяющим. Из всех видов искусств, получивших развитие в татарской национальной среде, искусство каллиграфии является наиболее очевидным, зримым свидетельством этого постулата.

Интересно отметить, что этот вид искусства оказался чрезвычайно живучим, несмотря на свою очевидную связь с религиозной традицией. Более того, и возрождение культуры ислама в России началось с интереса искусства каллиграфии – универсального по своей природе, общего для азиатских культур, легко преодолевающего этнические и цивилизационные границы, дающего простор не только для художественного самовыражения, но и наиболее удобного для передачи информации. На едином пространстве шамаиля есть место и чистой каллиграфии, и графике, и поэзии, и живописи, и религиозной миссионерской идее, и даже, как показывают произведения, размещенные в каталоге, политической пропаганде.

Интересно отметить, что эстетизм и информативность, а также огромные возможности для эстетического самовыражения привели к тому, что этот вид искусства в современную эпоху стал развиваться не только и не столько в религиозной среде, но в среде светских художников, имеющих склонность к утонченному восприятию мира. Именно это доказывают современные шамаили, которые, никак не связанные с традицией шамаиля прошлых веков, каким-то чудесным образом повторяют эстетизм и некую общеазиатскую филосософичность восприятия красоты мира. В этой эстетике умещается и этнонациональная идея – сугубо татарский эстетизм Наджипа Накаша (с.104, «Сююмбике с полумесяцем», в середине айат Корана «Явилась правда, и исчезла ложь») до «японского» применения его в произведении известнейшего в кКаазни художника- мастера мусульманской тугры - Владимира Попова (Тугра императора Японии, с.107).

Надо отметить, что это эстетическое расширение границ во всю ширь азиатского мира представлена также и в неожиданных для современного зрителя параллелях, прослеживаемых, например, в старинных шамаилях, например, «Цепь Дауда» (с. 71, илл.2.6.1.) и др.

Что касается самого каталога, то следует отметить, что выполнен он безупречно и на высоком полиграфическом уровне. Безусловным главным интеллектуальным украшением каталога является размещенная в нем статья Рустема Шамсутова – идейного вдохновителя данного издания.

Приятно удивляет и то, что составители каталога проявили высокие образцы хорошего тона в книгоиздательстве, присовокупив к исследованию также и понятийный словарь. Так, если широкой мусульманской просвещенной публике и известны термины, обозначающие почерки арабской графики (талик, куфи, насх, насталик), то термины для различных видов шамаиля - джамалты, кытта, ляуха, а также их описания оказались здесь весьма уместны и познавательны. Благодаря этому каталог «держит» зрителя и читателя, буквально заставляя изучить все тексты, включая описания шамаилей «от корки до корки».

Кстати, обратим внимание и на описание шамаилей. Каталог ввел в оборот отдельный вид искусства - искусство академического описания такого сложного предмета исследования как шамаиль. Что называется «бонус» для заинтересованных лиц от издателя. Более ясную и доходчивую методику трудно себе представить себе и представить. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, если знать, что она принадлежит сотруднику ИВ РАН В.О.Бобровникову. Теперь эта методика может быть взята на вооружение теми, кто продолжит академическое изучение произведений каллиграфического искусства.

В целом, каталог производит впечатление на редкость добротного для наших дней издания, над которым серьезно поработала весьма профессиональная команда представителей различных направлений востоковедения - искусствоведов, историков, лингвистов, арабистов, тюркологов, философов, религиоведов. Надо отметить, что среди тех, кто помогал осуществлению этого проекта есть весьма известные имена: кроме уже упомянутых, отметим также заместителя директора Института востоковедения РАН И.В.Зайцева (Москва), специалиста по старотатарскому языку И.Ф.Гимадеева (Казань).  

Если учесть, что к проекту был привлечен Михаэль Кемпер (Германия), то можно сказать, что здесь поработала международная команда. Думается, что без этой широкой профессиональной коалиции сотрудникам фонда Марджани И.Л.Алексееву, А.Ю.Хабутдинову и П.В.Башарину, также вложившим свой труд, едва ли удалось справиться со столь серьезной задачей и подготовить издание столь высокого уровня.  

Особенно хочется отметить работу дизайнера Д.Н.Залялетдинова и редактора каталога Т.М.Мастюгиной, без которых никак нельзя было бы создать столь безупречное по гармоничности и грамотности оформления издание.

Думается, что каталог татарских шамаилей, изданный Фондом Марджани найдет достойное место в искусствоведческой литературе и будет долгие десятилетия вдохновлять художников на создание каллиграфических шедевров, а искусствоведов на исследования образцов изобразительного творчества, клад которого все еще находится под спудом исторической памяти мусульманских народов России.


Руслан Гилязетдинов

IdMedina



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.