Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Рецензии и обзоры
Рецензия на монографию Т. С. Сергеевой «Музыка ал-Андалус: рождение западно-арабской классики» - Казанская государственная консерватория - Казань, 2008 - 308 с. ISBN 978-5-85401-094-8
26.03.2012
Иллюстрация

Монография Татьяны Сергеевны Сергеевой — фундаментальный научный труд, посвященный музыкальной культуре арабского Средневековья. Впервые в отечественном музыковедении в нем подробно и обстоятельно рассматривается музыка мусульманского Запада (Магриба), что открывает новое направление для нашей науки.

Как известно, в наши дни западная часть мусульманского мира включает в себя страны Северной Африки, где и поныне живут и развиваются древние музыкальные традиции. Изучение их не входит в задачи автора монографии, однако его труд закладывает необходимую основу и для этого важного дела.

Разумно ограничивая объем исследуемого материала (который, в противном случае, мог бы оказаться поистине безграничным), Т. С. Сергеева посвящает свою работу музыке Кордовского халифата — могущественного мусульманского государства (VIII–XV вв.) на территории Иберийского полуострова. Выбор предмета исследования представляется мудрым и абсолютно верным для первого в отечественной науке обращения к музыкальному искусству арабского Запада. Ведь именно музыка мусульманской Испании (ал-Андалус), по мнению целого ряда авторитетных зарубежных исследователей, стояла у истоков музыкальной традиции всего региона и во многом определила ее облик.

В то же время, музыка средневековой Испании представляет большой интерес с точки зрения культурного взаимодействия крупнейших цивилизаций мира: рождение западно-арабской классики стало результатом синтеза музыкальных традиций арабского Востока (в частности, автор указывает на роль сирийских эмигрантов из Дамаска) и Европы, а также таких самобытных локальных явлений, как искусство испанских евреев.

Справедливо рассматривая проблему культурного синтеза как основу концепции работы, автор предлагает собственную модель взаимодействия музыкальных традиций в культуре Андалусии (в широком смысле данного понятия – как средневекового обозначения всей арабской Испании). Этому вопросу посвящен первая часть первой главы монографии, где лаконично и убедительно формулируются основные стадии синтеза и уровни его иерархии.
Благодаря ясному изложению основных теоретических положений работы в самом ее начале, в дальнейшем исследователь концентрируется преимущественно на ряде исторических аспектов заявленной темы. Каждый из них представляется уместным и необходимым для раскрытия темы; все проблемы освещаются автором на неизменно высоком научном уровне.
Так, во втором разделе первой главы история андалусской музыки рассматривается как часть общей истории Кордовского халифата.

Во второй главе представлен и обобщен богатый исторический материал о социальных институтах и механизмах функционирования музыки в мусульманской Испании, приводятся подробные сведения о наиболее известных музыкантах. В четвертой главе автор не только описывает инструментарий испанских арабов на основе доступных сегодня источников, но и рассматривает его с позиций современного культурологического подхода, включающего в себя филологический и философский аспекты изучения материала.

Возникновению основных жанров андалусской музыкальной классики и их специфике посвящена третья глава монографии. Анализ обширного музыкального материала в этом разделе работы позволяет читателю получить ясное и достаточно полное представление о богатстве и разнообразии средневековой арабской музыки, в том числе о ее ладовых и структурных особенностях, исторической эволюции ведущих жанров.

Монография Т. С. Сергеевой написана живым языком и представляет интерес как для специалистов, изучающих искусство арабского мира, так и для достаточно широкого круга читателей, интересующихся культурой европейского Средневековья. Считаю, что она послужит важным импульсом для дальнейших отечественных исследований в данной области.


Доцент кафедры Истории зарубежной музыки
Московской государственной консерватории
им. П. И. Чайковского, кандидат искусствоведения
Р. А. Насонов

Сергеева Т. С. – Придворная традиция на средневековом арабском Востоке: статус музыканта и проблема творчества

Дж. С. Маркус – Музыкальное измерение Мавлида

idMedina



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.