Warning: mysql_fetch_array() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/idmedina/idmedina.ru/docs/includes/top.php on line 26
Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Иллюстрация

С эпохой муфтия Габдуррахмана Расули (муфтий в 1936-1950 гг.) связаны, пожалуй, самые черные дни в истории российских мусульман, когда миллионы из них погибли в сталинских и гитлеровских тюрьмах и концлагерях, пали на фронтах Великой Отечественной войны. Две страшные даты нашей истории: 1937-й и 1941-й пришлись на время его руководства российской уммой. В эти годы были уничтожены не только медресе и мектебы, закрыты мечети, но и началась первая волна закрытия татарских школ в городах.

 

Иллюстрация

Изменение политической ситуации в дни Крымской войны 1853-1856 гг., выразившиеся в ликвидации Казанской Татарской Ратуши и Ратуши в Каргале, наступление на монопольное экономическое положение татар и их пропаганду Ислама среди казахов и башкир, запрет на приобретение татарами недвижимости в Казахстане и Средней Азии приводит к периоду отношений между российским государством и татарской элитой, который называют «эпохой конфронтации» (1860-1880-е гг.). В ходе Великих реформ в России не был создан правовой конституционный режим, и мусульмане соответственно не получили гражданского и политического равноправия. В земельном вопросе их ситуация только ухудшилась. Наиболее тяжелыми примерами была массовая эмиграция крымских татар после Крымской войны 1853-1856 гг. и адыгских (черкесских народов), а также части народов Центрального и Восточного Кавказа после окончания Кавказской войны в 1865 г. В Приуралье после ликвидации Башкирского-мещеряцкого войска и передачи с 1 февраля 1865 г. в гражданское ведомство населения кантонов начался процесс сокращения их земельных владений. Оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский (на посту в 1865-1881 гг.) стал инициатором принятия Указов от 11 февраля 1869 г. и от 4 июня 1871 г., в итоге действия которых, площадь башкирских вотчинных земель сократилась от 13,8 млн. дес. в начале 1860-х гг. до 6,6 млн. дес. к концу XIX века. Именно эти конфискации земель определили программу общественного движения мусульман Приуралья и основу программы башкирской автономии в 1917 г. Муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Салим-Гирей Тевкелев (1865-1885) по проекту «О правах магометан по вероисповеданию» в 1867 г. стремился возродить традиции упраздненных кантонов, где кантонное начальство в лице сотских (1798-1838, 1863-1865) и деревенских начальников (1838-1863) контролировало сферу собственности. Именно этот контроль над землей не мог не вызвать сопротивление оренбургского генерал-губернатора Н. А. Крыжановского. Последний назвал С.-Г. Тевкелева «религиозным фанатиком». Затем и он понял, что такая характеристика как минимум странна для гусарского офицера, получившего ордена в сражениях с мусульманскими государствами. Н. А. Крыжановский указал здесь на влияние «магометанского духовенства». Как представляется нам, вопрос здесь стоял в сфере собственности, а не религии. Содержание же всех этих религиозных и благотворительных учреждений общины потребовало бы доходов, то есть сохранения за ней общего земельного фонда. По одной из версий именно борьба за контроль над землёй стала причиной ссылки З. Расули.

 

Иллюстрация

В дни пандемии коронавируса необходимо вспомнить опыт борьбы с эпидемиями, которые были частью жизни еще в позапрошлом веке. В обеспечении здоровья мусульман роль играло мусульманское духовенство. Имя муфтия Оренбургского Магометанского Духовного собрания (ОМДС) Габдессаляма Габдрахимова неразрывно связано с борьбой против эпидемий и началом просвещения татар по европейскому образцу. В 1830 г. по указанию властей муфтий ОМДС Г. Габдрахимов принял непопулярную среди мусульман меру, требующую отказа от похорон в тот же день. Муфтию пришлось занять позицию в данном вопросе. 9 февраля 1827 г. последовало утвержденное императором мнение Государственного Совета о погребении умерших через три дня после кончины. Старший ахун Казани, имам 5-й мечети Габдессаттар б. Ахмет (Сагитов) по запросу Казанского губернского правления указал, что данное решение противоречит Шариату. В поддержку его позиции выступил муфтий Таврического Магометанского духовного правления. Однако муфтий ОМДС Г. Габдрахимов заявил, что закон 9 февраля 1827 г. можно распространить на мусульман. Данная норма была утверждена «Указом сенатским по высочайше утвержденному положению комитета министров» от 13 мая 1830 г. «О неотступлении от общих правил при погребении магометан».

 

Иллюстрация

Лябиба Хадиевна Хусаинова родилась 7 декабря 1880 г. в деревне Новая Амзя Чистопольского уезда Казанской губернии, ныне Нурлатского района Татарстана в семье сельского муллы. Образование получила у своего отца, а затем у брата, который более известен как Мунир Хади. Мухаммадмунир Мухаммадхадиевич Хадеев (Гадиев) был известен как имам, историк, и писатель. Он учился, а затем в 1902-1904 гг. преподавал в казанском медресе «Мухаммадия». В Казани в 1902 г. вышел его перевод на татарский язык труда великого исламского реформатора Джамаль ад-Дина аль-Афгани Татимати аль-баян фи тарих аль-афган. «Краткий очерк истории Афганистана». В 1906 г. он стал вторым имам-хатибом Соборной мечети Челябинска, перевел местное медресе на джадидскую систему образования. В 1906 г. он выступил как один из учредителей Челябинского мусульманского благотворительного общества и мусульманской библиотеки Челябинска. Уроженец Закамья он глубоко занимался историей мусульман Приуралья, став с 1911 г. членом Оренбургской ученой архивной комиссии. В 1912 г. в Казани издал книгу «История башкир» («Башкорт тарихы»). Используя широкий круг источников, в том числе народные предания, показал общественный строй, обычаи, образ жизни башкир, изложил их историю до середины XVIII в., предоставил информацию о башкирских восстаниях 1735–40 и 1755–56 гг. В номерах журнала «Шура» за 1911–12 гг. он опубликовал в качестве продолжения к «Истории башкир» статью «Пугачев», в которой воспроизвел ход Крестьянской войны 1773–75 гг., объяснил социально-экономические причины массовой поддержки Е. И. Пугачева населением, в т. ч. мусульманами: налоговый гнет, отчуждение земель, религиозные притеснения. В конце жизни работал над книгой «История киргизов» [казахов]. К сожалению, Мунир Хади скончался уже в 1913 г.

 

Иллюстрация

Фатиха ханум родилась в Троицке в семье Габдулвали Яушева. Его дед Гайса Юсупович (Гайса б. Юсуф б. Бикбау б. Мустафа б. Мурадым б. Абдулла б. Дусмухаммед б. Багиш б. Явыш, ?—1870?) приехал в г. Троицк из д. Старый Менгер в Казанского уезда и губернии, ныне Атнинского района Татарстана. В г. Троицке он начал торговлю мануфактурными товарами, в 1852–59 гг. открыл кожевенный и мыловаренный заводы, стал троицким купцом 1-й гильдии. В 1863 г. на его средства была сооружена III-я мечеть г. Троицка. Сам Гайса в 1864 г. перешел из 1-го во 2-й мусульманский приход г. Троицка, и с этого времени его потомки стали наследственными попечителями мечети с учебными заведениями.

 

Иллюстрация

Мухлиса-ханум родилась в селе Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии, ныне Агрызского района Татарстана. Она была дочкой имама и мударриса и сестрой выдающихся педагогов Габдуллы и Губайдуллы Буби. Первоначальное образование Мухлиса получила у своей матери — Бадрульбанат-абыстай. С 1895 г. Мухлиса с женами своих братьев принимала активное участие в создании женского медресе. В 1901 г. была открыта 6-летняя татарская женская школа, где она стала заведующей. Как пишет Габдулла Буби, эти три женщины «отдавали работе в этой школе всю душу, все свои способности, жертвовали всем ради благополучия и процветания женской школы. Они втроем по вечерам брали у нас уроки, целыми днями обучали в школе и преодолевали немыслимые, никем до сих пор невиданные препятствия. Во имя направления женщин России по пути знания и просвещения, они, выслушивая самые грубые обвинения, брали на себя многие беды и тяготы, и, не получая ни копейки жалования, лишь ради нации вкладывали огромные труды и старания, присущие только великим людям».

 

Иллюстрация

Во второй половине XIX века Уфа превращается в крупный центр российской уммы. Численность мусульманского населения города стабильно увеличивается: в 1864 г. — 873 чел., в 1886 г. — 2.193 чел., 1897 г. — в 5.884, в 1913 г. — 19.527. Первое медресе в г. Уфе («Усмания») во главе с бывшим шакирдом Мачкары Хайруллой Усмановым появляется в 1887 г., в 1880-е гг. была построена 2-я мечеть. Центрами благотворительности стали Уфимский приют престарелых мужчин и мальчиков-магометан ведомства Императорского человеколюбивого общества, Уфимское попечительство о бедных мусульманах (Уфимское мусульманское благотворительное общество), Уфимское мусульманское дамское общество.

 

 

Иллюстрация

Вторая половина XIX века стала временем подъема женского образования в России. Оно впервые начало отходить от сословного характера, так как после отмены крепостного права и целого ряда других сословных ограничений, мужчины и женщины получили свободу передвижения и массово двинулись в города. Однако в отсутствии материального обеспечения многим пришлось пережить нищету, голод, даже маленьким девочкам грозила проституция, а затем и работорговля, когда их продавали в южные страны. Про эту незащищенность девочек и девушек в русской литературе писали Федор Достоевский и Максим Горький, в татарской — Габдулла Тукай и Гаяз Исхаки. Поэтому столь велика была роль дочерей и жен представителей буржуазии, которые могли не только организовать обучение, но и финансово поддержать девочек, научить их навыкам честного заработка на жизнь. Махруй ханум Барудия (1862-1904) сыграла выдающуюся роль в помощи бедным маленьким мусульманкам Казани.

 

Иллюстрация

В сохранении и развитии религии Ислама, татарского языка, национальных традиций сыграли не только имамы и мударрисы, но и абыстай. Вероятно это слово происходит от татарского слова «абыз» — просвещённый. Жены имамов были обычно образованы, знали арабский и зачастую фарси, читали Коран, занимались организацией религиозных обрядов среди женщин, так как до 1920-х гг. женщины обычно не ходили в мечеть. Абыстай также занималась обучением девочек, а иногда на начальном уровне и мальчиков, обычно у себя дома. Уже в начале XIX века, когда сформировалась корпорация духовенства Оренбургского магометанского духовного собрания мы видим, что наряду с сетью имамов возникает и сеть абыстай, о чем пишет Риза Фахреддин в «Асар». В 1903 г. выходит в свет книга «Машхур хатыннар» («Знаменитые женщины»). Наряду с женщинами всего мусульманского мира, начиная с эпохи пророка Мухамммада, в «Машхур хатыннар» даны и биографии абыстай Волго-Уральского региона. Я горжусь тем, что наряду с другими женщинами там рассказывается о Магданужамал бинт шейх Фазлулла, дочери шейха Фазлуллы и жена имама и мударриса Якуба б. Нигматуллы Мансурова, моего прапрапрадеда. Якуб б. Нигматулла в медресе ауле Терси, ныне Агрызского района Татарстана был мударрисом Габдулгалляма бин Нигматуллы бин Мунасиба, мужа Бадрульбанат б. Иманкул.

 

Иллюстрация

В немусульманском мире распространено крайне стереотипное и искаженное представление о правах и обязанностях, всём образе жизни мусульманок. Они представляются рабынями или тенями мужчин. К сожалению, по молодости и ряд татарских авторов (например Фатих Амирхан и Галимджан Ибрагимов) во многом копируя прежде всего произведения русской литературы (см. «Грозу» Островского) создали образ забитых и бесправных татарок. К сожалению, эта картина получает всё большее распространение примером чего стала вначале книга, а затем сериал «Зулейха открывает глаза». Она написана по лекалу колониального романа, где нехристианские народы представлены в виде дикарей. Такая аргументация использовалась и в царской России, когда, например профессор и цензор В.Д. Смирнов в 1891 г. дал заключение с отказом Зухре-ханум в ее прошении издавать газету для женщин: «Кадын». Он так оценивал мир мусульманки: «Мусульманская женщина „затворница“ „в силу своей жизни“?... По чьей это воле и в чём состоит затворничество? По воле мусульманина мужчины и состоит в полном разобщении с остальным миром, кроме тесной, замкнутой кругом домашней, устраиваемой и поддерживаемой по воле главы дома семьи». Еще в советское время, прочтя в библиотеке всемирной детской литературы «Судьбу татарки» Фатиха Амирхана я спросил свою бабушку Гульчиру Мансурову-Такташеву о жизни своих прабабок и услышал истории о женщинах, которые сами решали свою судьбу, в повседневную жизнь которых не вмешивались их мужья.

 

 

Иллюстрация

Гаспринский (Гаспралы) Исмаил-бей (1851–1914) — выдающийся представитель крымских татар, обществ. деятель и публицист, лидер российских мусульман. Он родился в д. Авджикой в Крыму, в семье дворянина-прапорщика; учился в мектебе (в Бахчисарае), в Симферопольской мужской гимназии (1861–3), кадетском корпусе в Воронеже (1863–4) и военной гимназии в Москве (1864–7), Здесь он подружился с сыном издателя «Московских ведомостей» славянофила Михаила Каткова. Гаспринский воспринимает идеи самостоятельного национального развития, служения собственной нации, осознает и роль газеты как распространителя новых общественных идеалов и просветителя общества. С 1867 г. преподавал русский яз. в медресе Зинджирлы в Бахчисарае.

 

Иллюстрация

Марджани Харун б. Багауддин б. Субхан б. Абдалкарим, известный как Шихабаддин (Шигабутдин) Марджани (1818-1889) был знаменитым богословом, историком и просветителем. Он родился 27 января 1818 г. в с. Ябынчи (недалеко от с. Марджан) нынешнего Атнинского района Татарстана. Его предки со стороны отца и матери принадлежали к фамилиям известных имамов и мударрисов. Начальное образование получил в медресе Ташкичу, в котором преподавал его отец Багауддин, где уже с 17 лет начинает преподавать.

 

Иллюстрация

Султанов Мухаммедъяр (1837-1915) был пятым муфтием ОМДС. Его отец Габдельджалиль Султанов был начальником кантона. Сам Мухаммедъяр закончил Оренбургскую гимназию и поступил на медицинский факультет Казанского университета, откуда отчислен по болезни. Султанов дослужился до звания подпоручика, в 1861–65 был начальником 20-го и 7-го Мензелинского кантонов, в 1866–85 выполнял обязанности мирового посредника, затем мирового судьи в Мензелинском и Белебеевском уездах

 

Иллюстрация

Тевкелев Салим-Гирей б. Шагин-Гирей б. Юсуф б. Кутлугмухаммед (1805–1885) был четвертым муфтием ОМДС. Он родился в ауле Килимово Белебеевского уезда Оренбургской губернии, ныне Буздякского района Башкортостана. Его предки обладали поместьями в Центральной России, включая регион Касимова. Его прадед Кутлуг-Мухаммед в 1731г. подписал договор с ханом Абулахаиром, обозначавший начало присоединения Казахстана к России, заложил основу Оренбурга, за что был удостоен императрицей Анной Иоанновной звания генерал-майора. В 1826-1848 гг. Салим-Гирей служил в армии, где достиг чина штаб-ротмистра, в 1828-29 принимал участие в русско-турецкой войне, подавлении польского восстания1830—31. Военные заслуги штаб-ротмистра были отмечены орденами Св. Анны 2-й, 3-й и 4-й степеней, польским орденом. Он был богатейшим татарским землевладельцем и имел более трех тысяч десятин земли. Тевкелев имел опыт деятельности в органах дворянского самоуправления, так как в 1848-1851 гг. он был избран предводителем дворянства Бугульминского уезда.

 

Иллюстрация

Жизнь третьего муфтия Оренбургского Магометанского Духовного собрания (ОМДС) Габдулвахида Сулейманова (1786-1862) прошла в судьбоносные моменты мировой и российской истории. Он родился в те дни, когда средневековые монархические режимы правили Европой, и дожил до той поры Нового времени, когда победили конституционные режимы и избирательные права в ряде государств получили большинство мужчин. Европа пережила Великую Французскую революцию, Наполеоновские войны, индустриальную революцию и «весну наций» 1848 г. За это время Россия превратилась из империи дворян-гвардейцев в страну, которой управляли десятки тысяч чиновников. От просветителей, перелицовывавших европейские теории, Россия поднялась до уровня своих великих мыслителей: Сперанского, декабристов, Чаадаева, Аксаковых, Киреевского, Герцена. Для татар это было время А. Курсави и А. Утыз-Имяни, Ш. Марджани и Х. Фаизхани, заложивших основы идентичности российских мусульман-татар.

 

Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.