Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Габдулла Сулеймани (1876–1938) — род имамов и мударрисов от бассейна Оки до Уральских гор
22.05.2020
Иллюстрация

Биография Габдуллы Сулеймани характерна для родов имамов, улемов и мударрисов Волго-Уральского региона. Они чувствовали себя как дома от бассейна Оки до Уральских гор. Его дед Абдулгаллям б. Абдулкадыр б. Сулейман аш-Шарифи ас-Сабави (ок. 1796–1876) был имамом и мударрисом в с. Богатые Сабы Мамадышского уезда Казанской губернии (ныне райцентр Татарстана). Он родился в д. Каршин-Шариф близ Уфы в семье ахуна Сулеймана, предки которого, как указывает Риза Фахретдин, «переехали сюда из-под Нижнего Новгорода». Его учителями были отец Абдулкадыр-ахун, Абдуррахман б. Мухаммадшариф аль-Кирмани в медресе Каргалы, Абдулкарим б. Халил аль-Буби и Сайфуддин б. Абубакир аш-Шинари в Сабах.

Сайфуддин б. Абубакир б. Салим аш-Шинари был родом из д. Большой Шинар Мамадышского уезда (ныне Сабинский район Татарстана). Его учителями были казый ОМДС Абдулхалик б. Агзам ат-Тенеки, Абдуррахман б. Мухаммадшариф аль-Кирмени, Ибрагим б. Худжаш аль­Казани в Казани, в Бухаре — Мухаммадгата аль-Бухари, в Кабуле — шейх Фаезхан б. Хозурхан аль-Кабули. Его учениками были ряд известных мударрисов: Фахретдин б. Сайфуддин б. Субханкул аль-Кичучати (отец Ризы Фахретдина), Рамкул б. Максуд б. Мухсин аль-Иштиряки в Иштеряково, Абдулгафур б. Абдулманнан аль-Чистаи, Ярулла б. Бикмухаммад б. Биктимер аль-Ишки ас-Сатыши в Сатышево, Абдуллатиф б. Абубакир аль-Юлыки в Юлуке. Отправившись в 1823 г. в хадж, он сделал своим преемником внука Абдулгалляма б. Абдулкадыра б. Сулеймана аш-Шарифи ас-Сабави. Последнего на посту имама 1-й Соборной мечети с. Богатые Сабы сменил сын Халиль б. Абдулгаллям б. Абдулкадир Сулейманов с нисбой ас-Сабави (?-1909). Как пишет Р. Фахретдин, Халиль был знаменитым казыем, по выбору мулл Казанской губернии был членом ОМДС в период 1887–1892 гг., жил в Уфе. Он был из последних казыев ОМДС, избранных на этот пост. Затем он стал имамом и ахуном Нижегородской Ярмарочной мечети. Как отец, так и сын Сулеймановы были казыями.

Сам Сулеймани Габдулла (Абдулла б. Мухаммадхалиль б. Абдулгаллям б. Абдулкадыр б. Сулейман — Сулейманов Абдул-Мухамет Халилович) родился в Б. Сабах, в Казани учился в медресе «Мухаммадия» и стал мюридом Г. Баруди (см. статью). По окончании обучения занял место отца и стал 2-м, затем 1-м имамом Нижегородской ярмарочной мечети в 1912–1917 гг. В начале апреля 1917 г. Габдулла-хазрат создал Нижегородский губернский мусульманский комитет. На I Всероссийском Мусульманском съезде в мае 1917 г. в Москве он был избран казыем тогда еще ОМДС. На съезде Сулеймани первым из татар выступил при обсуждении вопроса о превращении России в федерацию. Он высказался за развитие религиозных институтов и необходимости учета интересов различных народов в едином российском государстве и при тщательной разработке принципов территориального деления России.

На II Всероссийском Мусульманском съезде в Казани в 29 июля 1917 г. членом президиума съезда от духовенства казый Г. Сулеймани. В своем докладе от имени ЦДУМ он проанализировал его деятельность в послереволюционный период. Он заявил, что в соответствии с постановлениями Московского съезда в мае 1917 г., уравнявшего права женщин и мужчин в сфере семейного права, Собрание упорядочило вопросы брака и развода. Оно столкнулось с ситуацией, когда «в некоторых местностях народ восстал против крайне консервативного духовенства, а в других местах — наоборот, не любит, что духовенство слишком либеральное». Сулеймани отметил, что в правовом положении женщин сложилось критическое положение. Он констатировал: с одной стороны вышеупомянутые постановления Московского съезда, «с другой стороны Шариат и Коран... Со всех сторон эти постановления опротестовываются, и даже по этому вопросу прибыла делегация военных. Некоторые военные в Уфе из мечети выгнали женщин». Г. Сулеймани отметил, что эти радикалы даже не отреагировали на замечания имамов, что пребывание женщин в мечети не противоречит нормам Корана.

Г. Сулеймани от имени Собрания призвал внести изменения в постановления Московского съезда, особо отметив, что вопросы норм Шариата должны решаться только Духовным Собранием, а не голосованием на съездах. Поправка Сулеймани сводилась к констатации того, что женщины обладают всеми правами, содержащимися в Коране, а также всеми политическими правами и свободами. Вместе с тем, Духовное Собрание регулирует вопросы многобрачия и развода (талак), контролируя соблюдение прав женщин. Вопросы же свидетельствования (шахада) и наследования (мирас) должны решаться по Корану. Против такого варианта выступили молодые социалисты, включая Мулланура Вахитова, Ильяса Алкина, Галимджана Ибрагимова и других. Позицию Сулеймани подержали муфтий Галимджан Баруди и ахун Белебея Джамалетдин Хурамшин. Поправка Духовного Собрания была отклонена большинством голосов, а его членов упрекнули в невыполнении решений съезда, на котором они были избраны. В ответ Сулеймани заявил, что в случае неприятии их поправки, Духовное Собрание в полном составе уходит в отставку. В итоге съезд покинули радикалы, а поправка Духовного Собрания была принята единогласно. Таким образом, имамы сохранили единство нации. Духовное Собрание донесло до общественных деятелей позицию большинства народа, которое выступало тогда против полного равноправия женщин.

В целом, участники съезда духовенства смогли противопоставить свою позицию в женском вопросе либералам. Но именно объединенное заседание казанских мусульманских съездов 22 июля 1917 г., включив муфтият, как один из назаратов (министерств) в Милли Идарэ (правительство национально-культурной автономии), фактически поставило духовную власть под контроль светской. Путем отказа от ряда либеральных положений, важнейшим из которых стало частичное ограничение женского равноправия, светским лидерам удалось заключить альянс с большинством духовных лидеров. Сулеймани сохранил пост казыя.

12–18 августа 1917 г. на Нижегородском губернском мусульманском съезде был избран губернский Милли Шуро (Национальный совет) во главе с Сулеймани. В январе 1918 г. он стал членом Диния Назараты (Религиозного ведомства) Милли Идарэ (Национального управления). В 1921-1922 гг. Сулеймани входил в комиссию ЦДУМ по помощи голодающим, в 1923 и 1926 гг. на II и III Всероссийских съездах мусульманского духовенства при ЦДУМ Сулеймани был переизбран казыем и членом Диния Назараты, на съезде 1926 г. он вошел в состав Голямалар Шурасы (Совета улемов). С конца 1920-х гг. он стал вторым имамом Московской Соборной мечети и попеременно с Абдулвадудом Фаттахетдиновым читал пятничные проповеди. После ареста последнего Сулеймани возглавил мечеть и осуществлял руководство ею в течение 1929–1930 гг. По данным книги памяти политических репрессий в СССР, в 1931 г. он был арестован и приговорен к 10 годам концлагерей, освобожден через 6 лет. 27 декабря 1937 г. он был вторично арестован по статье 58 УК РСФСР (58-10, 58-11, «участник националистической атласовской организации, провокационная, профашистская агитация») и был расстрелян 8 января 1938 г.

www.idmedina.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.