Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Юсуф Акчура (1876–1935) и теория стадиального развития
16.05.2020
Иллюстрация

Юсуф Акчурин был выдающимся политическим и общественным деятелем, журналистом, первым у татар политологом, социологом и политическим историком. Обычно его знают как классика тюркизма, то есть сторонника чисто светского развития тюркских народов. Однако Акчура учитывал особенности развития, понимал необходимость эволюционного прохождения различных этапов развития общества и роли в них религии.

Он родился 2 ноября 1876 г., происходил из рода симбирских купцов Акчуриных, который дал российским мусульманам многих общественных деятелей (см. статьи по З. Акчурину-Гаспринскую и М. Султанову). В 1883 г., после смерти отца Хасана Акчурина (?—1878), вместе с матерью Бибикамербану (дочерью казанского фабриканта А. Юнусова) переехал в Стамбул, где учился в Лицее, затем в Военной школе (Харбийе), принял активное участие в младотурецком движении. Во время учебы неоднократно приезжал в Россию. В 1897 г. он был выслан в ливийский город Триполи, откуда бежал в 1899 г. В 1899 — 1904 гг. до отъезда в Казань Юсуф учился в Свободной школе политических наук в Париже. Здесь Акчура слушал лекции великих историков, социологов, философов — Анри Бергсона, Альбера Сореля, Анатоля Леруа-Болье, Теофиля Функ-Брентано, Эмиля Дюркгейма, Шарля Сеньобоса, Габриэля Тарда. В социальной философии на него наибольшее впечатление произвела концепция Эмиля Бутми, противника насильственного варианта Французской революции 1789 г. и сторонника английской «молчаливой революции» 1688 г., приведшей буржуазию к власти путем бескровного переворота.

В 1903 г. он написал статью «Свет и угнетение». Акчура полагал, что в соответствии с позитивистской доктриной Огюста Конта и Герберта Спенсера научная революция была неразрывно связана с политическими изменениями в Европе, приведшими к возникновению демократических институтов. Свободная мысль является также необходимой предпосылкой революции. Следовательно, только образованный человек, овладевший знаниями о мире, может стать творцом демократического общества. Чем больше таких людей в обществе, тем быстрее идет его развитие, тем прочнее социальный порядок. Такое общество расходует свои силы не на бесплодную внутреннюю борьбу, а на прогресс и обеспечение потребностей своих членов. Научная революция неразрывно связывалась с социальной революцией. Таким образом, Акчура рассматривал научную революцию как необходимую предпосылку социальной, и создания либерального режима. Акчура считал, что знание о мире носит рациональный и опытный характер, а не является плодом спекулятивных измышлений.

Реформы мусульманского общества России, были нацелены, в соответствии с концепцией Конта, на переход от теологического и военного средневекового общества, основанного на вере, к научному и индустриальному обществу, основанному на знании. «Ученые заменяют жрецов или теологов в качестве общественной группы, образующей интеллектуальную и моральную основу общественного порядка. В наследство от жрецов они приобретают духовную власть, которая непременно воплощается в каждую эпоху в тех, кто предлагает господствующий образ мыслей, а также идеи, служащие фундаментом социального строя. Также как ученые заменяют жрецов, индустриалы в самом широком смысле этого термина (предприниматели, управляющие фабриками, банкиры) приходят на место военных. С того момента, как люди начинают мыслить научно, война людей между собой перестает быть преобладающей деятельностью коллективов — таковой становится борьба людей с природой и, кроме того, рациональная эксплуатация естественных ресурсов». Но поскольку российские мусульмане были объединены только сетью мечетей, медресе и мектебов, то Ю. Акчура понимал, что опираться нужно именно на существующую религиозную инфраструктуру.

Среди российских мусульман эти планы реформ воплощал в жизнь Исмаил Гаспринский. Поэтому в 1903 г. по инициативе обучающихся тогда в Париже Садри Максуди и Юсуфа Акчуры 20-летний юбилей газеты «Тарджеман» отмечается общенациональным съездом в Бахчисарае. Здесь идеи Гаспринского получают одобрение мусульман всей России.

1904-й год принес России поражения в войне с Японией. Впервые азиатское государство остановило колониальный натиск европейской державы. Эпоха империализма дала первые трещины. Для Акчуры японцы стали примером для подражания со стороны Османского государства. В 1904 г., во время пребывания в ауле Зюя Баши (Ст. Тимошкино) Сенгилеевского у. Симбирской губернии, Акчура написал работу «Три политические системы» («Уч тарз-и сеясят»). Теория тюркизма была сформулирована татарином Юсуфом Акчурой и азербайджанцем Ахмедом Агаевым на основе французских политических концепций и прежде всего идеи политической нации и расы (ирк). По утверждению Ипполита Тэна, под чьим интеллектуальным влиянием находился Акчура, именно в расе заложены корни «нетронутой и незыблемой национальной основы», которую не могут существенно изменить «ни переселение, не смешение крови, ни преобразование темперамента» 90.

В 1904 г. Ю. Акчура написал работу «Три политические системы» («Уч тарз-и сеясят»). В ней он ставил своей целью выяснение практической пригодности трех политических систем, которых может придерживаться Оттоманское государство, желающее добиться могущества и прогресса и воспользоваться плодами западного просвещения. Первый вариант состоял в формировании единой оттоманской нации при условии ассимиляции и объединения различных национальностей Османского государства. Второй — в политическом союзе всех мусульман, при котором используется роль оттоманского правителя как халифа всех мусульман. Акчура отмечал, что в Европе это движение называется исламизмом. Третьим вариантом являлось создание политической тюркской (турецкой) нации на основе расы (ирк). Акчура пишет, что до последнего времени идея тюркского единства разрабатывалась в основном на уровне языкового и культурного единства. Сама идея политического единства была распространена среди тюрок России и регионов Туркестана, Поволжья и Урала, которые, по его мнению, представляли собой наиболее благоприятную почву для распространения идей пантюркизма.

Акчура выдвинул идею о плодотворности идеи только тюркского единства, как единства языка, расы, обычаев и морали, а для абсолютного большинства, и религии. При этом оттоманское правительство должно сыграть основную роль как самого могущественного, самого модернизированного и самого цивилизованного из тюркских обществ. Акчура предлагал одновременно вести две политики: тюркскую и мусульманскую, при этом исламское единство должно возглавляться турками. Таким образом, Акчура оставлял открытым вопрос о преимуществе политики исламизма или тюркизма для Оттоманского государства.

В 1904–1908 гг. Акчура преподавал историю тюркского мира и политическую историю в казанском медресе «Мухаммадия». В сборнике лекций «Науки и история» (Гулум вэ тарих. — Казань, 1906) Акчура определил роль истории в познании и ее место среди других наук.

В статье «О революции в России», написанной в 1905 г. Акчура использует два термина для обозначения слова революция — «инкыйлаб» и «ихтилал». «Инкыйлаб» — это состояние постоянного изменения, в котором пребывают классы общества. «Ихтилал» — восстание, резкое и открытое нарушение социального равновесия. Революцию в России Акчура определяет как «ихтилал». Корни такого восстания исследователь видит в истории России, где всевластие принадлежало царю, а затем перешло в руки бюрократии. Одновременно с политическим конфликтом Акчура видит и конфликт межнациональный, а также нарастающее противостояние крестьянства и рабочего класса по отношению к имущим классам. Он высоко оценил роль реформ Александра II. По мнению Акчуры, они были вызваны европейскими революциями 1848 г. и особенно поражением в Крымской войне 1853 — 1856 гг. Особенно высоко автор оценивал реформы земского и городского управления, то есть введение элементов местного самоуправления. «Однако из-за сопротивления бюрократии на уровне государства не было введено конституционное правление». Убийство же Александра II в 1881 г. этот вопрос на время закрыло. Выход из тупика Акчура видел в просвещении по европейскому образцу. Ситуация в России противоречила взглядам политика о естественном социальном развитии общества путем растянутых на длительное время реформ по британскому образцу. У Акчуры был весьма своеобразный взгляд на русскую историю, заимствованный из французских исторических концепций. Так, он взял теорию великого историка Мишле о том, что во Франции дворянство и «третье сословие» имели различное этническое происхождение: дворяне произошли от завоевателей-франков, а «третье сословие» от покоренных галлов. В России, по словам Акчуры, полностью сохранились порядки времен Золотой Орды, только московский царь заменил хана в Сарае. Однако права простых людей, находящихся под гнетом чужеземного дворянства, не изменились. Акчура открыто называет статус крепостных крестьян словом «sегf» (фактически раб).

После Великих реформ 1860-1870-х гг. следующая возможность для проведения реформ ОМДС возникла в период российской революции 1905-1907 гг. 10-15 апреля 1905г. в Уфе при Оренбургском магометанском духовном собрании (ОМДС) под председательством муфтия М. Султанова (1885-1915) прошло совещание «Голяма жэмгыяте» («Общества улемов»). Совещание было созвано по указанию Председателя Кабинета Министров Сергея Юльевича Витте для составления официального доклада, касающегося проблемы мусульманской общины. Наиболее целостным проектом светских деятелей был проект Ю. Акчуры, затрагивавший уровень ОМДС. По нему «духовенство (руханиляр) делится на две группы: а) высшее — муфтий, ахун(д), мухтасиб, мударрис; б) приходское (махалли) духовенство — имам-хатиб, имам-мударрис, муэдзин» (п.5). Мы используем здесь термин «духовенство» но в отличие от «указных мулл» эти лица не должны были получать утверждение от органов администрации на местах. Как и в проектах 1860-х гг. Ю. Акчура предлагал двухуровневые общенародные выборы муфтия. Причем на втором этапе выборщики избирались бы примерно от 50 приходов. Съезд выбрал бы трех кандидатов, при окончательном решении по усмотрению императора.

Ю. Акчура предлагал разделить духовные лица на три отрасли: "Ахуны, мухтасибы, мударрисы обладают правами и обязанностями по закону. Ахуны управляют (назарат итеп) и контролируют вопросы правосудия (юридические-гаделия) в рамках махаллей, мухтасибы — финансовые (малия) и организационные (идария) вопросы, мударрисы — вопросы образования (таглим). Каждый из них является руководителем местного духовенства в означенных вопросах«(п.12). Само Духовное управление (ДУ) состоит из муфтия и шестерых кади, подразделяется на три управления: 1) отдел юридический (гаделия) состоит из ахундов; 2) отдел управления, состоит из мухтасибов; 3) отдел образования, состоит из мударрисов (п. 17). Тем самым, мы фактически видим здесь принципы, положенные в основу создания Милли Идарэ (Национального Управления) в 1917 г. Здесь в рамках ОМДС возникают основы трех ведомств (назаратов): духовного (диния), финансового (малия), образования (магариф). В Духовное управление входят шестеро казыев — два ахуна, два мухтасиба, два мударриса. Один из шестерых, по решению муфтия, считается старшим кадием, заместителем муфтия (п.15). В 1917 г. эту последнюю позицию займет Р. Фахретдин, хотя и не сразу приедет в Уфу и приступит к деятельности. Отметим, что в 1917 г. Милли Идарэ состояло из председателя и членов трех ведомств. При этом каждое из ведомств, в свою очередь, состояло из председателя и шести членов. Ю. Акчура предложил также создание «Совета улемов», реализованное в 1923 г. Записку Ю. Акчуры подписали будущие участники I Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде. Среди них будущие депутаты I Гос. Думы: А. Ахтямов, М.-З. Рамиев (Дардменд), С.-Г. Алкин.

С осени 1905 г. Акчура является лидером Казанского бюро «Иттифака», пишет статьи о текущей политической ситуации в газете «Казан мюхбире». 5–6 февраля 1906 г. Ю. Акчура от имени мусульманского съезда заключил соглашение с ЦК партии кадетов. ЦК кадетов принял решение о поддержании постоянных контактов между «представителями мусульманами и центральными органами партии, а также между местными партийными комитетами и комитетами мусульманскими для согласования действий в избирательной кампании». 26 апреля 1906 г. Ю. Акчура был избран членом ЦК партии кадетов. Идеалом Ю. Акчуры было политическое устройство Великого Княжества Финляндского, но он считал его нереальным для татар, составлявших лишь около четверти населения на территориях бывшего Казанского и Астраханского ханств.

Ю. Акчура свято верил в единство нации и призывал к единству всех мусульман России. В 1906 г. на III Всероссийском мусульманском съезде он так сформулировал свое кредо: «Цель наша — объединить большинство мусульман России, создать политическую партию, повысить силу, влияние и авторитет перед русскими партиями, а также не лишиться, подобно мусульманам Болгарии, своих национальных и политических прав. Болгарские мусульмане спорили между собой... и, благодаря разрозненности, очутились бессильными, невлиятельными в глазах правительства и лишились своих национальных и политических прав. Положение болгарских мусульман вполне может послужить нам примерным уроком. А чтобы не очутиться и нам в таком положении, необходимо подобно национальным партиям ляхов (поляков — А. X.) и чехов Австрии, создать политическую партию, основанную на националистических принципах...

Левые говорят: „Среди мусульман существуют различные классы. Все эти классы объединить подобной программой нет возможности“. Должно быть, по мнению этих господ, партии основываются только на принципе классовых интересов и возникают от классовых раздоров. Не видели, должно быть, союзов, основанных на принципах национальности и происхождения. Поэтому всегда возможно, несмотря на материальные разногласия, объединиться и организовать самую сильную партию на принципах национализма и религии».

До приезда Садри Максуди из Парижа в августе 1906 г. именно Акчура был единственным политиком европейского уровня среди татар. В августе 1906 г. на III Всероссийском мусульманском съезде Гаспринский предложил его кандидатуру на должность заместителя муфтия по юридическим вопросам. Несмотря на скромное название должности, ее обладатель должен был сконцентрировать в своих руках все отношения с государственными властями, а также со светской политической элитой. В 1906 г. на III Всероссийском мусульманском съезде Акчура был избран членом секретариата съезда, а затем членом ЦК партии «Иттифак аль-муслимин».

Уже в начале 1906 г. Юсуф был арестован на 40 дней под предлогом авторства социал-демократических прокламаций. Власти не реагировали на заявление самого Акчуры, что он придерживается либеральных убеждений, и на ручательство за политика наиболее влиятельных членов татарской общины Казани. Действительной же причиной было нежелание властей видеть его среди депутатов I Государственной Думы. Роспуск II Государственной Думы в июне 1907 г. обозначил окончание поры либеральных надежд. Для кипучей деятельности Акчуры просто не оставалось места. Перед отъездом в августе 1908 г. из Казани в Стамбул Юсуф Акчура выпустил книгу «Юченче июнь вакыйгаи мюэсэффэсе» (В связи событиями третьего июня. — Оренбург, 1907), где оценил события 3 июня 1907 г. как государственный переворот, нарушающий движение России по пути европейских государств. Он утверждал, что III Государственная Дума не в состоянии, или почти не в состоянии, принять необходимые для страны законы. Таким образом, народ в России не может участвовать в издании законов и управлении государством, и утверждение о конституционном характере российской монархии является фикцией.

Ю. Акчуру больше привлекали фабриканты Баку, Оренбурга и Казани. В них он видел будущее российских мусульман. В 1912 г. в статье «Тюркский мир» Ю. Акчура писал, что «в современном тюркском мире возникает новая социальная сила — буржуазия (средний класс). Богатый средний класс крупных торговцев, промышленников и владельцев шахт в Баку, Оренбурге и Казани — основных центрах тюрок Севера и Азербайджана — служит здесь примером. Средний класс является националистическим. Его экономические интересы требуют прогресса и развития национальной идеи и чувств. Очень быстро теоретики (идеологи) национализма группируются вокруг буржуазии Казани, Баку и Оренбурга». Если Стамбул является нервным центром и мозгом тюркского мира, то тюрки Казани выполняют в этом мире функции центра торговли и образования, экономически объединяя тюркский мир. Центром объединения тюркского мира Ю. Акчура видит «Тарджеман», возглавляемый И. Гаспринским: «тюркский мир России» формирует единый блок, который можно характеризовать как «рождение новой нации Востока». Именно в этих экономически независимых и преданных интересам нации людях Акчура видел будущее мусульман России. Акчура был единственным из тюркских либералов, кто свободно владел западными экономическими теориями. Он верил в преимущества капитализма, но считал, что государство должно обеспечивать процветание экономики страны и воспитание класса производителей и предпринимателей. За это его считали отступником от принципов либерализма и иногда даже называли социал-демократом.

В 1911 г. в Стамбуле Акчура стал редактором журнала «Тюрк йорду» («Тюркский мир»). В 1913 г. этот журнал среди татар был наиболее популярным зарубежным периодическим изданием. Он имел до 50 подписчиков только в Казани. Именно в нем Акчура и азербайджанец Ахмед Агаев впервые сравнили процесс создания нации мусульманами России с созданием германской и итальянской наций. По этой теории, вся элита общества — буржуазия, богословы, писатели, редакторы — объединилась во имя создания этнических групп по образцу французской нации, рожденной революцией 1789 г. Именно владение новейшими достижениями французской социологии, истории и политологии дало возможность поднять исследования развития татар на качественно новый уровень.

В годы бесконечных войн Акчура, как преподаватель, отдавал всего себя молодежи. В дни поражения Османской империи в I Балканской войне (1912 г.) он в университетской аудитории просил прощения у студентов за то, что не научил их жить по образцам процветающих наций Европы.

В 1915 г. в Казани вышел в свет сборник, посвященный Шихабутдину Марджани. Акчура объявляет Марджани великим предшественником начавшегося движения «таджаддуд» (реформации). Акчура тем самым строит своеобразную предысторию джадидизма, задавая тон для будущей либеральной тюркской историографии. Сам Акчура не сомневался, что по прошествии половины века в тюркском-мусульманском мире произойдет религиозно-мыслительная революция — «таджаддуд». В статье Акчуры мы впервые встречаемся с рассмотрением «джадидизма» («таджаддуд) как движения подобного европейской Реформации. Тень Лютера впервые встала над татарским обществом. Это, разумеется, не значит, что Акчура по примеру протестантов пытался изменить в мусульманском мире все, включая даже молитвы. Для него Лютер был символом духовного начала европейских реформ. Если Рашид Ибрагим и другие татарские социалисты видели в европейском превосходстве только превосходство техники, и, прежде всего, оружия, принимая европейские доктрины за догмы поведения, то для Акчуры причиной европейского доминирования было культурное превосходство, постоянное развитие, страсть к усовершенствованию себя и окружающего мира. Целью джадидизма для Акчуры была реформа всей духовной культуры и образа мыслей мусульманского общества России, включая реформу религии. Он верил в победу этого движения в ближайшие десятилетия.

По сравнению с историей Марджани, начинающей историю татар с эпохи хазар и Булгара, акцент переносится на более раннюю эпоху. Основное внимание концентрируется на истории единства тюркских народов, которое существовало в доисламскую эпоху Тюркских каганатов. Вторым периодом тюркского единства является история империи Чингиз-хана. Основной акцент в изучении истории переносится не на распространение Ислама среди предков татар, как в трудах улемов от Хисаметдина Муслими до Шихабутдина Марджани, а на историю тюркской расы, как таковой. Внимание переносится с истории религии на историю государств. В этом отношении история приобретает светский характер.

В 1915 г. Юсуф Акчура также под влиянием трудов Каэна, разработал следующую периодизацию тюркской истории:

1) Древний период: древняя тюркская цивилизация до монгольского завоевания.

2) Средний период: объединение тюркских народов в Империи Чингиз-хана и его преемников.

3) Новый период: государства, возникшие при распаде Империи Чингиз-хана.

4) Современный период: национальное пробуждение тюркских народов в современную эпоху.

Ю. Акчура еще в 1906 г. на страницах «Казан мюхбире» с горечью писал, что сарайские ханы-наследники Чингисхана не слезали с седел и пренебрегали государственным управлением, тогда как русские князья в Москве использовали все возможности для укрепления своих государств под сенью ордынского протектората. Здесь он был полностью солидарен с крупнейшим историком татарской государственности и политическим лидером Хади Атласи.

В 1917–1919 гг. Акчура последний раз побывал в России (включая Казань и Уфу) как представитель турецкого Красного Полумесяца и не принимал участия в политической деятельности. В 1919 г. он уже настолько чувствовал себя турецким гражданином, что отказался от предложения занять пост главы дипломатического ведомства намечавшейся «Федерации юго-восточных мусульманских областей».

В кемалистской Турции он был профессором Стамбульского и Анкарского университетов, в 1931 г. создал и возглавил Турецкое историческое общество, в 1932 г. он руководил работой Первого Турецкого исторического конгресса, являлся депутатом Великого Национального Собрания, советником президента Турции Ататюрка по вопросам культуры и науки.

Если Рашид Ибрагим только обозначил контуры татарского политического движения, то Акчура заложил его прочные основы. Одновременно его можно назвать первым татарским политологом, социологом и политическим историком. Его концепция общетюркской истории, происхождения и развития тюркского единства до сих пор остается боевым знаменем всех тюркских народов мира. В 1904 г. во время пребывания в родном ауле Зюя Баш под Симбирском он написал работу «Три политические системы» («Уч тарз-и сеясят»), про которую говорят, что она сыграла такую же роль в истории тюркизма, как «Манифест Коммунистической партии» в истории марксизма. Работы Юсуфа Акчуры создали татарскую политическую науку и публицистику, не уступавшую лучшим европейским образцам.

www.idmedina.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.