Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Зия Камали (1873–1942) и выделение этнических групп в медресе
14.05.2020
Иллюстрация

Зия Камали (Парваз ад-дин бин Джамал ад-дин бин Камал ад-дин) родился 9 декабря 1873 года в деревне Кляшево Уфимского уезда и губернии. Отец Зия Камали Джамалетдин, бывший долгие годы батраком, понимал, что у его сына будет будущее, если дать ему образование. Начальное образование получил в мектебе родного аула, а затем в медресе «Усмания» в Уфе. Зия Камали подрабатывал — зимой топкой печи в медресе, а летом, как и его отец, уходил на заработки, батрачил у богатых. После окончания курса обучения он был оставлен в медресе преподавателем богословских дисциплин на арабском языке. По предложению мударриса Хайруллы Усманова в 1898 г. Уфимским благотворительным обществом он был направлен для обучения в Стамбул. Позднее перевелся в Медину, затем в каирский университета Аль-Азхар, где стал учеником улема-реформатора Мухаммада Абдо. Под его влиянием он решил посвятить себя науке и распространению знаний и сменил свое имя на Зия (Зийа ад-дин — «свет религии»), став убежденным сторонником обновления ислама, европеизации быта мусульманских народов. В это время в Аль-Азхаре существовали самые различные идеи, в том числе и радикального толка. В отличие от Ризы Фахреддина, который заимствовал у Абдо идею создания правового конституционного государства, Камали скорее импонировали антиколониальные идеи довольно фундаменталистского толка. В Россию Зия Камали вернулся в 1904 г. и стал преподавать философию Ислама и тафсир в медресе «Усмания». Свои идеи он пропагандировал и на страницах периодической печати, в частности, в газете «ал-Алам ал-Ислами» («Мусульманский мир»), которая издавалась в Уфе в мае 1906 — янв. 1907. З. Камали, был членом редколлегии и фактическим редактором некоторых ее номеров. С 1909 г. Камали стал имамом 2-го прихода г. Уфы,

В 1906 г он стал основателем медресе «Галия». В 1914г. религиозным предметам в медресе отводилось 28,2% времени, арабскому языку — 14,7%, татарскому — 4,9%, русскому — 14, 1%, светским наукам — 35,6%, другим предмета — 2,5% времени. Образование в Г. составляло 2 разряда: подготовительное к высшему «игъдадия» — 3 класса; высшее «галия» — 3 класса и охватывало 6 лет. Наряду с традиционными для джадидского медресе предметами особое внимание уделялось философии (в том числе Ислама), истории религий. Программа «Галии» была близка по программе к светскому учительскому институту: сюда входили психология, педагогика, логика, музыка, французский язык, химия, физика. Изучались также история тюркских народов, арабский язык, татарский язык и литература. 7-го мая 1907 года состоялось торжество закладки здания медресе, а 18 ноября того же года трёхэтажное здание в самом начале улицы Уфимской (Чернышевского) было построено. На первом этаже — кухни, столовая и гардероб. На втором — спальни, библиотека, химический кабинет, комнаты для учителей и директора. На третьем этаже — классы и помещения для молитвы. В здании был водопровод. По окончании строительства стоимость здания составила 40 тысяч рублей, разницу в 14.300 рублей компенсировал купец Садри Назиров. Медресе также финансировали Суфия Джантюра, Бадри Назиров, Сабирджан Шамигулов, супруги Султановы (см. статью про М. Султанову). В 1907 году в Галию приняли 160 шакирдов. Открылись 2-й приготовительный и 2-й высший классы. В 1908-1909 учебном году в медресе было уже пять классов. С 1913 г. «Галия» получила полный планируемый цикл обучения.

После Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае (12–29 января 1910 г.) и Совещания по вопросу о постановке школьного образования для инородческого, инославного и иноверного населения (30 ноября 1910г.-14 декабря 1911 г.) учителя (кроме этнических русских) должны были принадлежать к аналогичной с учащимися национальности. В итоге начинается массовое изгнание татарских мугаллимов из казахских Степей и Туркестана В ответ Галия резко увеличила прием шакирдов нетатар (казахи, туркменв, черкесы, адыги, крымские татары, киргизы ит.д.). В 1913 г. здесь обучалось 114 шакирдов. Всего Галию закончило более 1400 шакирдов.

В стенах медресе «Галия» царил свободолюбивый дух. По четвергам учащиеся собирались на диспуты, где обсуждали политич. темы. Проходили литературные вечера, даже вне стен медресе — в зале Дома дворянского собрания, в Сибирской гостинице, издавались многочисленные рукописные журналы. В 1912 г. шакирды медресе провели забастовку (65 учащихся покинули медресе). На занятиях литератур­ных кружков читались стихи известных поэтов, присутствовали известные поэты и литераторы, как Мажит Гафури, Галимджан Ибрагимов, Сагит Рамеев, Сагит Сюнчелей, композитор Султан Габаши и другие. Учащиеся организовывали спектакли и литературные вечера и в масштабе города. Место проведения таких вечеров — залы «Сибирской гостиницы» (ныне Дом офицеров), Дом дворянского собрания (ныне Институт искусств).

В 1909–1910 г. Зия-хазрат опубликовал четырехтомный труд «Фэлсэфэи Ислам» («Философия Ислама»). В нем, а затем в «Дини тэдбирлэр» («Рел. установления») Камали обосновал исламскую догматику с точки зрения философии, выступил сторонником реформ в соответствии с потребностями времени, и, в частности, подержал равноправие женщин. К. был сторонником примирения устоев Ислама с современной наукой и культурой, нац. доктриной. Его радикальные идеи в области реформы шариата не были подержаны большинством духовенства, но были восприняты молодым поколением шакирдов, преимущественно выходцами из низших и средних слоев. Камали создал перевод Корана на татарский язык, не увидевший свет. В 1911г. он выступил с речью, где заявил, что русское правительство лишило мусульман всех прав. Камали призывал к созыву Совета (Шуры) мусульман различных государств, подобно эпохе пророка Мухаммада (сас), для совместной борьбы с целью возвращения прежних прав. Камали был сторонником концепции исламского социализма и антиколониальной революции. «Галия» фактически превратилась в учительскую школу, что привело в 1915 г. к разрыву между ним и попечительским советом медресе, который подержала часть преподавателей. В 1915г. Камали потерял поддержку попечительского совета медресе, который обвинил его в превращении медресе в учительскую школу. Вместо сторонника совета Габдуллы Шнаси завучем медресе стал эсер Галимджан Ибрагимов, который в этот период начал активно заниматься пропагандой идей самостоятельности каждого из тюркских народов России. З. Камали организовал фонд дарственных средств, выезжал в другие города для сбора денег. Среди других преподавателей: Ахмад-Заки Валиди, Закир Кадыри, казый ОМДС Хасан-Гата Габяши, один из основателей татарской социал-демократии, лидер Уфимского губернского Милли Шуро (Национального Совета) Гумер Терегулов, языковед Худжа Бадиги. В Турции получили образование Габдулла Шнаси, Хабиб Зайни, Махмуд Сатаев. Закир Кадыри обучался в Египте. В Галие работала и женщина — Фатима Девлеткильдеева.

«Галия» была первым татарских медресе, где были созданы автономные организации казахов и башкир и их рукописные журналы. В 1917 г. вчерашние шакирды «Галии» Шарифджан Сунчаляй, Гасим Касимов, Салах Атнагулов, Фатих Сайфи, Гибадулла Алпаров составили ядро организации уфимских татарских левых эсеров под руководством Г. Ибрагимова. Они стали основными деятелями Советского режима среди мусульман Уфимской губернии, оппонентами Милли Идарэ и Уфимского губернского Милли Шуро и лично Гумера Терегулова. Здесь учился первый посол СССР в Хиджазе (затем Саудовской Аравии) и Йемене Карим Хакимов. Из медресе вышли классики татарской и башкирской литературы: Шаехзаде Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, учился Маджид Гафури. Здесь учились узбекский писатель Мирмухсин Ширмухаметов, казахские поэты Байембет Майлин и Магжан Жумабаев. На торжественном юбилее медресе 26 декабря 1916 года директор обнародовал следующие цифры: за 10 лет в «Галия» прошли обучение 950 юношей, из них 224 человека не татарской национальности. Выпускники работали в 28 губерниях, в 230 школах разных ступеней, обучая при этом 17 тысяч детей, по всей России. 38 человек работали указными, 14 военными муллами, а 29 выпускников стали к этому времени деятелями культуры.

В лице «Галии» и Камали возникла школа для средних и низших слоев буржуазии, отличная от общетюркской школы, руководимой сторонниками и лидерами «Иттифака». Медресе дало преимущественно функционеров Советского режима, вначале левых эсеров, потом ставших большевиками, а также литераторов. В 1917-1918 гг. на базе Галии прошли учительские курсы, а в 1919 г. оно было преобразовано в татарскую гимназию. Позже в здании находилась 92-я школа-интернат. В настоящее время здание занимает Российский исламский институт им. Р. Фахраддина. З. Камали выступал инициатором ежегодных педагогических курсов для мулл и учительниц. В 1915 г. один из создателей женского медресе «Анасия» с педагогическим уклоном.

В 1917–1918 гг. Камали активно участвовал в общественном движении. Сразу после Февральской революции 3 марта 1917 г. национальные деятели Уфы взяли под контроль Оренбургское Магометанское Духовное Собрание и сместили муфтия М.-С. Баязитова и казыя Г. Капкаева. 10 марта 1917 г. Камали был избран временным казыем. 25 марта было создано уфимское отделение Союза духовенства (руханиляр иттифакы). Оно обратилось к имамам с идеей организации губернского съезда с целью оказания помощи нации (миллет) и обеспечения потребностей и прав духовенства. От имени духовенства и мударрисов организатором выступил Зыя Камали. 14 апреля в ауле Арсланово Уфимской губернии было создано отделение Союза духовенства (Имамнар иттифакы). В собрании участвовало 58 человек, были делегированы представители в Уфимский уездный и губернский комитеты, на Уфимский губернский мусульманский съезд, Всероссийский мусульманский съезд, в постоянную комиссию при ОМДС. Собрание выступило за деятельность земских школ на родном языке.

В апреле 1917 г. Камали вместе с Г. Ибрагимовым предложили провести съезд мусульман Внутренней России до созыва Учредительного Собрания. В июле 1917 г. на Всероссийском съезде духовенства в Казани он выступил противник ограничения роли духовенства. В октябре 1917 г. Камали был избран мухтасибом Уфимской губернии. Зия-хазрат был избран депутатом Миллет Меджлисе по списку татаристов от Уфимской губернии и стал членом территориальной и просветительской комиссий. В январе 1918 г. Камали стал членом контрольной (тэфтиш) комиссии Милли Идарэ.

На II и III мусульманских съездах при ЦДУМ в 1923 г. Камали был избран и в 1926 г. переизбран казыем — членом ЦДУМ и членом Голямалар Шурасы (Совета улемов). Зия-хазрат был арестован в 1936 г. и осужден вместе с другими членами ЦДУМ, скончался в тюрьме г. Самары в 1942 г.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.