Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Абдуррашид Ибрагимов (1857–1944) как основатель политического движения российских мусульман
13.05.2020
Иллюстрация

Накануне всероссийской переписи 2020 г. мы видим стремление разделить татар на мелкие этнические группы. Казанских татар обвиняют в стремлении ассимилировать другие тюркские народы России, термин «татары» объявляется созданием Шигабетдина Марджани, следствием деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), на базе мусульман которого и возникла татарская нация (миллет). Если это был проект имамов Заказанья, то почему ключевую роль в нем сыграли муфтии ОМДС и ЦДУМ —выходцы из Закамья и Приуралья, выходец из башкирского рода Зайнулла Расули, уроженец Нижней Волги Габдуррахман Гумери (Умеров)? У Рашид-казыя Ибрагима не прослеживается поволжских корней, но именно он сыграл ключевую роль в борьбе за единство милллета ОМДС, за объединение всех российских мусульман. Свет религии Ислама, зажженный в Поволжье еще в X веке, озарил огромные территории Европейской России и Сибири. И эти лучи Ислама объединили вокруг себя самые разные этнические группы из числа тюркских народов.

Рашид-казый родился в роду сибирских имамов и мударрисов. Его прадед (Г)Абдуррашид б. Ибрагим б. (Г)Абдуррахим известен как представитель династии улемов г. Тары (тогда Тобольской губернии, ныне Омской области), он был мутаваллием, попечителем каменной мечети, построенной в 1793г., по другим данным 1802 г. Среди первых в 1790 г. он получил назначение ахун от ОМДС. По Положению об ОМДС (1789г.) на уезд должно было приходиться не более двух ахунов. Причем под их наблюдением должны были находиться мечети, религиозные школы и их служители. Так в ОМДС за 1791 г. экзаменам подверглись 789 человек, включая только 7 ахунов. При отсутствии быстрой связи с Уфой, ахуны, как Ибрагим Худжаши в Казани, решали вопросы шариатского права в случае конфликтных ситуаций в сфере семейного права: никах (брак), талак (развод), мирас (раздел имущества). Они фактически выполняя функции апелляционной инстанции.

Его сыном был Ибрагим бин (Г)Абдуррашид бин Ибрагим бин (Г)Абдуррахим ат-Тарави (ок. 1790-1834) также имам и мударрис в г. Тара. Его учителем был (Г)Абдуррашид б. (Г)Абдулкарим ас-Сагиди (Абдулкаримов Абдрешит, 1741-1812) в медресе при 5-й соборной мечети Каргалы. Абдуррашид был уроженцем д. Адай (Адаево) тогда Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Кукморского района Татарстана). Основателем медресе Адаево ещё в конце XVII века считается Ишмухаммад б. Тукмухаммад (Тамат) б. Нияки б. Тунлячи б. Сабырходжа б. Ямаш б. Бараш б. Байтавкиль б. Абдурраззак б. Сардак б. Ямин Могила его находится в д. Адай. Абдуррашид б. Абдулкарим был сыном каргалинского муллы Абдулкарима Имангулова (1714 — после 1767). Сам течение 10 лет учился в Дамаске, стал знатоком хадисов, стал старшим ахуном Сеитовского посада (Каргалы)

В Азиатском музее (ныне Институте восточных рукописей Российской академии наук) в Санкт-Петербурге хранится рукопись книги «Хадият ас-саглук», созданная рукой Ибрагим сына муллы (Г)Абдуррашида в селение Каргала «вилаята Булгар». Риза Фахрредин считал, что это и есть имам г. Тары. Здесь мы вновь видим связь между татарами Поволжья, Приуралья и Сибири. Ибрагим б. (Г)Абдуррашид в 1829 г. оставил в вакф 12 тыс. руб. — для обучения религии мальчиков и 6 тыс. — для девочек и отправился в хадж. На обратном пути умер в Бейруте.

Сам Ибрагимов (Г)Абдуррашид (Габдерашит) родился 23.04.1857 г. в г. Тара. Его Отец занимался торговлей, хорошо владея русским, арабским и фарси. Его мать — башкирка (по другим сведениям ичкинская татарка) Гафифа-Банат (из рода Тынкачевых) в течение 40 лет учила основам ислама девочек. И. Сам Рашид обучался в медресе Тобольской (в Тюмени) и Казанской (мед ресе К(ы)шкар) губерний. .В Кышкаре его мударрисом был Исмагил б. Муса б. Абдулла б. Абдуссалам б. Утямыш. аль­Мачкарави (Утямышев, ок. 1803–1888). Мы писали о нем как о дяде Магруй Баруди. В 1879–85 гг. Рашид продолжил учебу в казанском текке (суфийской общине) в Медине, затем в Мекке и Стамбуле. Он воспринял у министра просвещения Османской империи Муниф-паши идею реформы образования, готового принять европейскую программу, но в стенах медресе и при сохранении мусульманских ценностей и норм.

В 1885 г. Рашид возвратился в Россию, стал указным муллой в г. Таре и мударрисом медресе. В 1892 г. муфтий М. Султанов назначил его на должность казыя ОМДС. С 1889 г. должность казыев перестала быть монополией имамов Казанской Губернии, и Рашид-казый стал первым сибиряком на этом посту, но он не был человеком, подчинявшимся жестким правилам официальной структуры. По просьбе благотворителя Гани-бая Хусаинова он дал фетву на направление закята на нужды школ, а также на преподавание по новому методу. Фетва Рашид-казыя означала, что колеблющиеся мусульмане могут пойти в новометодную школу, не опасаясь бойкота со стороны общины

В 1894 г. он оставил должность казыя и уехал в Стамбул, где опубликовал книгу «Чулпан йолдызы» («Утренняя звезда»), призывавшую, в частности, к религиозной автономии мусульман России. В 1897–1900 гг. И. совершил длительное путешествие по странам мусульманского Востока и Европы, а по возвращении в Россию развернул активную общественно-политическую деятельность. В 1900 г. в Санкт-Петербурге он начинает издавать альманах «Миръат» («Зеркало»), где агитирует за создание нац. автономных учреждений и реформы российского режима по европейскому образцу.

Муса Биги так описывал начало всероссийского мусульманского политического движения, основной объединяющей фигурой которого стал Рашид-казый Ибрагим. 13 августа 1904 г. прибывший из Стамбула Р. Ибрагим был арестован в Одессе. 21 августа по настоянию мусульман он освобожден. В начале сентября в Петербурге Рашид казый встретился с министром внутренних дел П. Святополк-Мирским и деятелями «Союза Освобождения» (единого союза всей российской оппозиции). Позднее в Москве он беседует с известным земским деятелем М. А. Стаховичем. В начале октября Рашид Ибрагим начал свои поездки по России с целью подготовки съезда мусульман. На первом этапе его деятельность концентрируется среди татар Волго-Уральского региона. Он приезжает в Иж-Буби, затем в Оренбург, Троицк, Уфу, и приходит к заключению, что «необходимо устроить съезд во время ярмарки в Мензелинске». 26 ноября он рассылает письма Абулвали Яушеву (троицкому купцу-миллионеру и благотворителю и отцу Фатихи Аитовой), братьям Буби, Шайхулле Шафигуллину (миллионеру и стороннику джадидской школы), а 28 ноября Шакиру Хальфину (представителю мензелинского рода баев Хальфиных), казанскому мулле Зарифу Амирхану и книгоиздателю Галиаскару Камалу. В конце 1904 г. на имя премьер-министра С. Ю. Витте поступает первое прошение мусульман о даровании им политических и гражданских прав. Его непосредственным инициатором был Петропавловский ахун Яушев. В январе 1905 г. Рашид Ибрагим обсуждает с Юсуфом Акчурой, который был близок к Исмгилу Гаспринскому, вопрос о политическом союзе мусульман Казани и Крыма. Акчура отправляет письма Гаспринскому и лидеру азербайджанских либералов Топчибашеву. Именно тогда началось великое объединительное движение мусульман России, своим размахом поразившее даже Ленина.

В начале 1905 г. Ибрагим умудрился заложить основы и радикально-демократического политического движения татарской молодежи, которое все более переходило от просветительных к чисто политическим целям. Шакир Мухаммедъяров вспоминает, что в начале 1905 г. из Петербурга в Казань прибыл Рашид казый Ибрагим. В номерах «Сарай» на улице Московская он встречается с членами молодежного радикального кружка Гаязом Исхаки, Хусаином Ямашевым, Гумером Терегуловым. На встречи Рашид казый привозил прокламации, которые составили затем основу программы молодых радикалов.

На II Всероссийском мусульманском съезде в январе 1906 г. он был единственным из татар, кто поддержал пункты программы партии «Иттифак», провозглашавших широкую децентрализацию и автономию. По этой программе каждая область имела свой бюджет, парламент, законы, чиновников, и Россия образовывалась на основе союза свободных областей. Рашид казый был и одним из авторов этой программы.

Рашид казый Ибрагим был в то время единственным политическим деятелем, неустанно разъяснявшим принципы автономии. Так, в статье «Что такое автономия, и какой она бывает?» он настаивал на создании отдельных земских управ, формировании мусульманского корпуса, который бы размещался в невоенное время в мусульманских губерниях, и образовании школ, отдельных от русских— «для сохранения морали». Рашид Ибрагим писал: «Если мы не сможем сейчас решить земельный (территориальный) вопрос, то вопрос автономии обязательно поднимется, хотя и впоследствии.» Рашид казый считал, что вопрос дальнейшего увеличения автономии должен решаться потомками, но обеспечение вышеназванных пунктов является долгом их поколения. В целом, стремление Ибрагима к максимальной самоизоляции татар совпадает с приговорами собраний в сельских районах. Татарская деревня того времени стремилась к минимальным контактам с любыми органами российского государства и почти не до­веряла и земству.

На III Всерос. мус. съезде (Н. Новгород, август 1906 г.) был избран членом ЦК партии «Иттифак аль-муслимин». И. призывал к единству и братству всех мусульман по примеру соратников пророка Мухаммада. И. агитировал мусульман России положить начало их политич. единству со всеми мусульманами мира в лице исламской нации («умма исламия»). На съезде Рашид казый Ибрагим заявил, что «нашей целью является организация общества с разрешения правительства. Нужно разъяснять основные цели этой организации, выпускать газеты и совершать другие действия, пробуждать к жизни ответственных людей. Потому что без таких людей мы не можем бороться, для этой цели нужно создавать общество, чтобы готовить народ для борьбы с правительством» (именно так!). В этом был весь Рашид казый. Он добивался разрешения на открытие съезда под предлогом борьбы с революционерами, но и сам был сторонником свержения правительства — правда, скорее через избирательные бюллетени.

В годы революции 1905–07 гг. И. выпускал еженедельник «ат-Тилмиз», журнал «Наджат», газету «Ульфат». Последняя в 1907 г. была закрыта за критику правительственной политики.

После поражения революции 1905-1907 гг. вместо лозунга единства мусульман России возрождается лозунг исламского единства. В книге Рашида Ибрагима «Бин бир хадиси шариф шархи» («Толкование тысячи и одного священного хадиса») (1907 г.) говорилось, что «у нас вера и „миллет“ (нация) составляет одно... если мы потеряем свою обособленность, то будем совершенно стерты, сделаемся ничем... Сколько у европейцев имеется изобретений и приготовленных орудий и материалов для сохранения политической жизни, столько же сполна и следует нам приготовить. Сколько бы не было новых наук, необходимых для мусульманской жизни, все их надо взять, но при условии остаться нам самими собой». В политической сфере утверждалось, что «все мусульмане составляют одну нацию». В военной сфере требовалось, чтобы «для защиты достоинства и чести Ислама каждый отдельный мусульманин обязан быть сведущим и в современных военных науках».

Эта книга была запрещена цензурой. Рашид-казый покинул Россию и с 1908 г. начал издавать журнал «Сират аль-мустаким» в Стамбуле. В том же году он отправился в длительное путешествие по странам Юго-Восточной Азии. В 1909 г. во время хаджа на горе Арафат Рашид-казый призывал мусульман к объединению против христианского завоевания. В 1911 г., во время войны Италии против Османской империи, он тайно приехал ливийский Триполи на помощь сражающимся мусульманам. В 1915 г. в сборнике «Марджани» Рашид-казый оценил этого богослова прежде всего как создателя истории татарских государств

В 1915 г. Рашид Ибрагим вместе с Ю. Акчурой стал членом Comite pour la Defense des Droits des Peuples Turco-Tatars musulmans de Rusie («Комитет по защите прав тюрко-татар мусульман России»). В мае 1916 г. он подписался под телеграммой президенту США Вудро Вильсону с просьбой о вмешательстве для защиты интересов нерусских народов России. В годы Первой мировой войны Рашид-казый занимался устройством мусульман — военнопленных в Германии и Австрии, а после её окончания вернулся в Россию.

До 1922г. Ибрагим находился в России и возлагал надежды на советскую власть в решении проблем мусульманских народов, в частности, в борьбе с Великобританией. В 1919 г. в Казани он провожал воинов 1-й Татарской стрелковой бригады, отправлявшейся в Среднюю Азию призывом изгнать вначале союзника-англичан-бухарского эмира, а затем самих англичан из Стамбула. В 1919 г. Рашид-казый вместе с Мусой Биги участвовал во встрече индийского мусульманского деятеля Баракатуллы с В.И. Лениным. В 1922 г. Р. Ибрагим побывал в Омске, Тобольске, а в Таре даже провёл съезд мусульман. Затем он пересёк китайскую границу и в Восточном Туркестане призывал уйгуров, казахов, татар к борьбе за национальное освобождение. Затем он переехал в Турцию, а в 1930–1931 гг. вновь совершил хадж. В 1934 г. он прибыл в Японию, где отстранившись от политики, продолжал, уже имамом в построенной по его инициативе токийской Соборной мечети (первой в стране), выполнять свою миссию (по его инициативе в 1939 г. ислам признан в Японии «допустимой» религией). Он умер 17 августа 1944 г. в Токио и был похоронен на мусульманском кладбище.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.