Уникальность Абдуррахмана Умерова (Габдуррахман б. Измаил Гумари,
В 1890-1900-е гг. А. Умеров выстраивает татароязычную мусульманскую инфраструктуру Нового времени в Астрахани: джадидское медресе «Низамия» (1893г.); типография, объединенная с книжным магазином в «Торговый дом А. Умеров и К» (1907); благотворительное общество «Джамияти-Исламийа» (1907); пресса: газета «Идель»
«Низамия» стало одним из первых джадидских медресе. Даже год его создания — 1893г. является годом
С 1906 г. Абдуррахман Умеров участвует во Всероссийском мусульманском общественном движении, начиная с III Всероссийского мусульманского съезда (Нижний Новгород), где основной целью было провозглашено создание единой религиозной автономии российских мусульман (дини мухтарият). После Февральской революции первоначальным толчком для организации мусульманских комитетов и бюро на местах стала телеграмма, направленная Оренбургским мусульманским бюро 10 марта 1917 г. Ее адресатом в Астрахани был А. Умеров, несмотря на то, что с 1914 г. он находился в ссылке в Казани.
Ключевым моментом, усилившим самостоятельность духовенства, стало избрание в мае 1917 г. независимого Духовного Собрания во главе с муфтием Г. Баруди, который выдвигался на пост Раис уль-Улама на вышеуказанном III Всероссийском мусульманском съезде 1906г. В мае 1917 г. А. Умеров был избран председателем Временного бюро Союза мусульманского духовенства в Казани (Бютенрусия руханиляр иттифакы). В этой функции он участвовал на I Всероссийском мусульманском съезде.
На Всероссийском съезде духовенства в июле 1917 г. Общество Духовенства вошло в состав Всероссийского Союза Духовенства. Его Центральное Бюро под председательством Х-Г. Габяши включало А. Умерова, З. Камали, М.-С. Хасани и К. Айдарова, Г. Апаная, М.-С. Иманколый. За исключением расстрелянного в 1919 г. Г. Апаная и М.-С. Иманколыя все остальные в
Умеров был избран в руководство съезда, получив 170 голосов за при 53 против. На съезде он выступил с докладом об организации газеты «Союза духовенства» с разделами, посвященными деятельности Духовного Собрания, известиями о жизни мусульман и их духовенства, мектебов и медресе, религии и жизни, национальной печати. Умеров считал, что тираж газеты будет около 7 тысяч экземпляров и она будет распространяться по всем махаллям Поволжья. Такой газетой стал «Иттифак» («Союз»), как орган Всероссийского союза (Руханлияр иттифакы). Она издавалась с 31 января по 7 июня 1918 г. в Казани и выходила под лозунгами: «Мусульмане всего мира, объединяйтесь!», «Да здравствует единство тюрко-татар!». Газета критиковала политику большевиков в Туркестане и Крыму; резко осудила правительственный Декрет о религии; решение властей о роспуск Милли Идарэ; поддержала создание Идель-Урал штата как субъекта федеративной России. 8 марта 1918 здание редакции газеты было обстреляно; 7 июня газета была запрещена.
На II Всероссийском мусульманском съезде в июле 1917 г. было создано Милли Идарэ, как правительство национально-культурной автономии, начали создаваться его губернские отделения. Абдуррахман Умеров как мухтасиб стал одним из лидеров Милли Идарэ Астраханской губернии. Он сумел сохранить этот пост до 1926 г.
В
Заметки А. Умерова о съездах 1920 г. и 1923 г. при ЦДУМ носят уникальный характер. По съезду 1923 г. сохранилась уникальная документация, раскрывающая деятельность ЦДУМ и мухтасибатов в
Поскольку Советский режим трансформировал медресе в светские национальные учебные заведения, а собственность мусульманской элиты, обеспечивавшей деятельность медресе, была конфискована, то ключевым звеном, обеспечивающим подготовку духовенства, были намечены курсы. В 1923 г. на II Всероссийском съезде при ЦДУМ был избран Голямалар Шурасы (Совет Улемов) как аналитический и теоретический центр ЦДУМ. В него вошли ахун Уфы Дж. Абзгильдин (секретарь), мухтасиб Астрахани А. Умеров, мухтасиб Казани Ш. Шараф, мухтасиб Уральской области Г. Расули (муфтий в 1936-1950гг.); бывшие казыи Х.-Г. Габяши, Х. Махмудов, С. Урманов; видные улемы Т. Ильяси, М.-С. Хасани, К. Айдаров. Основной целью Голямалар Шурасы было объявлено объяснение способов поддержания религии Ислама в чистоте членами уммы. А. Умеров участвовал в его общих заседаниях
В июне 1926 г. А. Умеров был секретарем делегации советских мусульман во главе с муфтием ЦДУМ Р. Фахретдином на Всемирном исламском конгрессе в Мекке. А. Умеров был единственным мусульманским лидером, представлявшим не столицу СССР, союзной (Узбекская ССР) или автономной (Башкирской, Крымской и Татарской) республики. Именно А. Умеров был секретарем делегации.
Как имам и мухтасиб вначале ОМДС, затем ЦДУМ А. Умеров в своей официальной переписке, как и в преподавании в медресе придерживался тюрко-татарского языка, прежде всего в варианте среднего (литературного) языка И. Гаспринского. Это видно по его трудам и переписке. Вместе с тем, он не забывал о своей этнической ногайской принадлежности. Поскольку в
В 1925 г. он совершает поездку на Северный Кавказ, где указывает на то, что ногайцы покинули родные земли и ушли в Османскую империю. (мухаджирлек), в последние годы сократилась численность ногайцев. В 1929 г. он называет ногайцев «факыйр миллет» — «несчастной, бедной нацией». В качестве решения проблемы он видит организацию ногайцев в единую территориальную единицу. Причем он указывает в качестве основы на три группы ногайцев: Таркинские (то есть район Махачкалы), Костекшилер (Костековские) и Яксайшылар (Яксаевцы), то есть сосредоточенные преимущественно на территориях современных Дагестана и Чечни. А. Умеров утверждает, что правительство Дагестана ведет переговоры об объединении этих трех групп. А. Умеров также говорит о ногайцах Едисана, Едичбуйлука и Джамбуйлука, как примерах потери исторической родины. Нам, как специалисту по истории мусульман Волго-Уральского региона трудно говорить о планах автономии ногайцев в конце
Вместе с тем, А. Умеров во время поездки 1925 г. интересуется шариатским судопроизводством, инкорпорированным в советскую судебную систему Дагестана, в частности деятельностью судьи Судакара Баркуева.
Своеобразным завершением свободной жизни А. Умерова до ареста в 1930 г. предстает его поездка на Селитренное городище, которое обычно соотносят со столицей Золотой Орды —"Сарай аль-Махруса«, как на место расцвета мусульманской цивилизации и государственности в Поволжье. В связи с началом сталинской «революции сверху» А. Умеров, вероятно понимал, что ожидает его в ближайшее время.
После начала атеистической кампании 8 марта 1930 года в селе Татаро-Башмаковка жители объявили забастовку против закрытия мечети. В Старой Кучергановке упорно отстояли свою мечеть. 200 женщин Солянки потребовали открыть мечеть, но сельсовет отказал, тогда 300 мужчин, сбив замки на дверях, силой открыли мечеть. В результате, было создано дело об антисоветской группе. Абдуррахман Умеров, Абдурахман Ниязов и ряд других были арестованы и осуждены. Абдуррахман Умеров был сослан на 3 года в Архангельскую область, в деревню Малые Карелы. Незадолго до окончания к нему пришли ссыльные имамы, в конце встречи они попросили его прочесть молитву за здоровье и благополучное возвращение всех в родные края. Хазрат им ответил: «В молодости я просил у Аллаха счастливую жизнь — и получил ее, просил — разума, и эту просьбу творец не оставил без внимания. Теперь же на пороге смерти просить у Всевышнего еще чего-то для себя не позволяет совесть. Буду молиться за ваше возвращение». Скончался Габдуррахман-хазрат 17 марта 1933 г.
Таким образом, А. Умеров обладал 40 летним опытом религиозной и общественной деятельности
В 1917 г. А. Умеров был избран председателем Временного бюро мусульманского духовенства в Казани (Бютенрусия руханилэр иттифакы) и вошел в Центральное Бюро Всероссийского Союза Духовенства. После II Всероссийского мусульманского съезда А. Умеров как мухтасиб стал одним из лидеров Милли Идарэ (органа национально-культурной автономии) Астраханской губернии. Он сумел сохранить этот пост до 1926 г. В
Уникальность А. Умерова заключалась в его способности видеть любую проблему на разных уровнях от ногайского аула и астраханской городской мусульманской общины до всемирной исламской уммы через использование как религиозной, так и национально-культурной и территориальной автономии. Такая многогранность и понимание необходимости эволюции мусульман в соответствии с потребностями времени превращают А. Умерова в одного из выдающихся деятелей российской уммы в 1890-1920-х гг.
А. Умеров занимался вопросами всех трех видов автономии: религиозной, национально-культурной и территориальной. Он выстраивал различные уровни идентичности мусульманской уммы, начиная от аула, через отдельные этносы российских мусульман к российской и мировой умме. А. Умеров на протяжении свой деятельности взаимодействовал с поколениями получивших образование в Бухаре (Ш. Марджани); поколением джадидов-сторонников единства российских мусульман (И. Гаспринский, Г. Баруди, Р. Фахретдин); поколением, развивавшим культуру отдельных этносов российских мусульман (А.-Х. Джанибеков).