Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Габдуррахман Расули (1881–1950) — муфтий дней великой трагедии и великой Победы
08.05.2020
Иллюстрация

С эпохой муфтия Габдуррахмана Расули (муфтий в 1936-1950 гг.) связаны, пожалуй, самые черные дни в истории российских мусульман, когда миллионы из них погибли в сталинских и гитлеровских тюрьмах и концлагерях, пали на фронтах Великой Отечественной войны. Две страшные даты нашей истории: 1937-й и 1941-й пришлись на время его руководства российской уммой. В эти годы были уничтожены не только медресе и мектебы, закрыты мечети, но и началась первая волна закрытия татарских школ в городах.

Габдуррахман родился в семье шейха Зайнуллы Расули в д. Аккужа (Акхужино) 4-й Усерганской вол. (по др. версии, в д. Ахунова Тептярско-Учалинской вол.) Верхнеуральского уезда Оренб. губ. в семье шейха З. Расулева, который в 1884 г. переехал в Троицк. Он получил образование в медресе своего отца «Расулия» в Троицке, в 1899 г. совершил хадж, стал шейхом ордена Накшбандийа, затем продолжил образование в каирском университете аль-Азхар. С 1901 г. он стал преподавателем, с 1903 г. — директором медресе «Расулия», где начал преподавание арабского яз. и нового тогда предмета «История ислама». По инициативе Габдуррахмана было значительно расширено преподавание светских дисциплин. Новая программа, утвержденная советом медресе, предусматривала 11-летний курс обучения (4 года в мектебе и 7 лет в медресе). Она включала вероучение, чтение и толкование Корана, изречения Пророка (хадисы), историю ислама и священную историю, теологию, этику, распределение наследственных долей (фараид), логику, татарский и арабский языки, диктовку, чистописание и правописание, грамматику, синтаксис, чтение и литературу, русский языки, арифметику, алгебру, геометрию, естествознание, зоологию, физику, химию, географию, всеобщую, российскую и татарскую историю, педагогику и гигиену. Для поступления необходимо было сдать экзамены по всем предметам предыдущего класса, а также представить медицинское свидетельство о состоянии здоровья. Габдуррахман создал в библиотеке медресе фонд художественной литературы.

Под его руководством в 1903 г. при учебном заведении была открыта типография, где печаталась учебная литература, религиозные книги, мусульманские календари, художественные произведения, преимущественно на татарском языке, печатался в частности первый казахский журнал «Айкап» («Заря», 1911-1915). Весной 1903 г. началось возведение нового учебного корпуса и 2-этажного пансионата со столовой для приезжих учеников, причем сам З. Расулев пожертвовал на эти цели 19 тыс. руб. В Германии были закуплены дизельные генераторы для освещения мечети, хозяйственных и учебных построек. После окончания строительства осенью 1905 г. по европейскому образцу была реформирована организация учебного процесса, новые классы укомплектованы партами, шкафами, наглядными пособиями. Неподалеку от медресе устроили мастерские для обучения ремеслам, куда были завезены станки и необходимые инструменты. Здесь, как и в Оренбургской «Хусаиние», готовилась элита для миллета (этноконфессиональной общины) Оренбургского магометанского духовного собрания, объединяющего татар, башкир и казахов. Преподавание велось на татарском, изучались татарская история и литература.

В «Расулие» учились шакирды из Волго-Уральского региона, Сибири, Казахстана, Средней Азии, Северного Кавказа. В 1913–14 уч. г. 13 педагогов обучали здесь уже 240 шакирдов, из которых 120 проживали в интернате при медресе. Выпускниками были классик татарской поэзии и один из основоположников башкирской советской литературы писатель Мажит Гафури (1880–1934); классики башкирской литературы: Шафик Аминев-Тамьяни (1858–1931), Хабибулла Габитов (1886–1939) и Габдулхай Иркабаев (1893–1919); двое последних вместе с тюркологом Абдулкадырым Инаном (1889–1976) были башкирскими общественными деятелями в период создания Башкирской автономии; советский партийно-государственный деятель, председатель СНК БАССР (1930–1937) Зинатулла Гизатович Булашев (1894–1938); основоположники казахской литературы Султанмахмут Торайгыров (1893–1920) и Акрам Галимов (1892–1913), фольклорист и первый исследователь эпоса «Манас» Касим Гайнанович Мифтахов. Среди религиозных деятелей необходимо отметить муфтия, председателя Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (1951–1974) Шакира Хиялетдинов (1890–1974), муфтия ДУМ Башреспублики (1921–1923) Мансура Халикова (1886–1934), муфтия ЦДУМ БАССР (1924-1936) Мутыгуллу Гатауллинв (1875–1936), имам-хатыба 1-й соборной мечети г. Уфы, казыя, член Правления и Президиума ДУМЕС Баймухаммеда Тугузбаева (1884–1965). В первые годы советской власти медресе было преобразовано в татаро-башкирский педагогический техникум.

В 1906 г. Габдуррахман был членом религиозной комиссии III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде в 1906 г. По его инициативе были открыты татарская библиотека в предместье Янга-аул (Заречная слобода), аптека, книжный магазин, создан фонд помощи сиротам. После смерти отца он возглавил приход при V-й мечети г.Троицка. В июне 1917 г. Габдуррахман-хазрат вместе с муфтием и казыями и видными местными религиозными лидерами ЦДУМ подписывает фетву, признающую расходы на мектебы, медресе и другие просветительные и научные цели равной садака и богоугодным делам. Как минимум с этого момента мы можем считать его лидером мусульман Троицка. В годы революций 1917 г. и гражданской войны он был не столь внешне активен. В это время Советский режим преобразовывает «Расулию» в татаро-башкирский педтехникум, здания других образовательных и культурно-просветительных учреждений города конфискуются властями.

В 1919-1922 гг. национальные границы на Южном Урале неоднократно перекраивались. Оренбург стал столицей Казахской автономии в составе РСФСР, а преимущественно русские регионы вошли в состав Уральской области. С 1923 г. Габдуррахман был назначен муфтием ЦДУМ. Его авторитет как улема был широко известен. На II и III Всероссийских съездах улемов и мутаваллиев 1923 г. и 1926 г. при ЦДУМ Расули был избран членом Совета улемов (Голямалар Шурасы). Габдуррахман-хазрат был сторонником единства с Башкирским духовным управлением и выступил с этой инициативой на съезде 1926 г. Но ЦДУМ и БДУ не были готовы к диалогу. 24 октября 1926 г. на заседании Совета улемов был рекомендован к изданию сборник «О правилах Шариата» под авторством Г. Расули, Г. Гомери и Х. Махмудова. На III Всероссийском съездах улемов и мутаваллиев 1926 г. Г. Расули включен в президиум съезда. 27 октября 1926 г. Г. Расули председательствует на заседании III съезда, где дается отчет о поездке делегации ЦДУМ на Мекканский конгресс 1926 г. От имени Г. Расули посылается приветственная телеграмма на имя короля Хиджаза Сауда, где съезд «желает от Бога успехов в ваших освободительных делах Востока мусульман вообще».

В 1936 г. после смерти муфтия ЦДУМ Ризы Фахретдина не было дано разрешение на проведение съезда, в соответствии с Уставом ЦДУМ. Выбор стоял между заместителем председателя ЦДУМ К. Тарджемани и Г. Расули. Уязвимость позиции Тарджемани заключалась в его избрании казыем еще в 1917 г. и близостью к муфтиям Г. Баруди и Р. Фахретдину. В итоге муфтием стал Г. Расули. Одновременно было инспирировано «Дело о заговоре руководителей ЦДУМ», по которому было арестовано более 30 человек. Никто из них не вернулся живым. Деятельность ЦДУМ была почти парализована, БДУ было ликвидировано. Из 14.825 общин ЦДУМ в 1927 г. в 1941 г. оставалось около ста. В родном для Г. Расули Троицке были закрыты все семь мечетей.

В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны началась борьба за лояльность мусульман. В легионе «Идель-Урал» и других мусульманских воинских формированиях, созданных фашистами, появились муллы. В Крыму и на Кавказе началось массовое открытие мечетей. Гитлеровская пропаганда весьма умело использовала факты репрессий против духовенства и верующих. Массовое антисоветское восстание в горах Кавказа должно было открыть фашистам дорогу к бакинской нефти, без которой советская армия просто не могла бы вести военные действия. Но гитлеровцы просчитались... Большинство мусульман встало на защиту своей Родины.

Муфтий Г. Расули 2 сентября 1941 года написал обращение «Ко всем приходам мусульман», в котором призвал правоверных на фронте и в тылу не жалеть сил ради разгрома врага, убивать коварных захватчиков, издевающихся над женщинами и детьми. Все призывы муфтий подкрепил положениями Корана и хадисов.

В мае 1942 г., в дни, когда провалились наступательные операции Советской армии, и началось нацистское наступление на Кавказ, газета «Труд» опубликовала обращение под подписью муфтия ЦДУМа Г. Расули, оказавшегося единственным мусульманским деятелем, авторитетным в масштабе всего СССР. Оно было принято на состоявшемся 15-17 мая 1942 г. (впервые после 1926 г.) совещании мусульманского духовенства. В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии» говорилось:

«Великий Аллах в Коране говорит: „Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых“ (Бакара, стих 186)...

Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников».

Это обращение было переведено на языки мусульманских народов и распространялось властями в местах компактного проживания мусульман. К концу сентября обращение было издано на татарском и казахском языках тиражом по 4500 экз., на узбекском — 3000 экз., на таджикском, туркменском и киргизском — по 2000 экз.

3 марта 1943 г. в газете «Известия» была опубликована телеграмма Г. Расули о сборе средств мусульманами на строительство танковой колонны и о том, что он лично вносит 50.000 рублей на это дело. В ответ И. В. Сталин направил телеграмму Г. Расули с просьбой передать благодарность участвовавшим в сборе средств. В 1944 г. Политуправление Закавказского фронта в своих газетах, издающихся в Иране, опубликовало статью Г. Расули: «Участие мусульманского духовенства в борьбе народов СССР против гитлеровской Германии».

На совещании 15-17 мая 1942 г. Г. Расули удалось частично восстановить вертикаль власти ЦДУМ в лице казыев и мухтасибатов. В 1917 г. вначале отдельные губернии составили по 1 мухтасибату. По итогам I съезда улемов и мутаваллиев при ЦДУМ в 1920 г. каждая республика или губерния были также поделены на мухтасибаты ЦДУМ, объединявшие примерно по 50.000-100.000 мусульман, которые фактически были уничтожены к концу 1920-х гг. На совещании ЦДУМ в мае 1942 г. казыями были избраны Джаруллах хазрат Юсуфи (Ярулла Юсупов, Пенза), Киямуддин хазрат Кадири (Кадыров, Казань) и Халил Рахман хазрат Насруддин (Насретдинов, Москва). На 1947 г. мухтасибаты объединяли: Казанский (Татарская и Удмуртская АССР, Саратовская область, мухтасиб К. Кадыров); Московский (Московская, Кировская, Горьковская области, Марийская АССР и Чувашская АССР, мухтасиб Х. Насретдинов), Астраханский (Астраханская и Сталинградская области, мухтасиб Г. Расулев), Пензенский (Пензенская, Куйбышевская области, Ульяновская области, мухтасиб Я. Юсупов), Чкаловский (З. Рахманкулов), Новосибирский (Новосибирская, Иркутская, Омская, Тюменская, Свердловская область, Х. Хамидуллин), Башкирская АССР (Ш. Кадиркулов). Таким образом, Г. Расули расставил на ключевые посты своих соратников. Мухтасибом Астрахани стал его родной брат Габделькадир Расулев. Лично близки были к муфтию Х. Насретдинов (имам московской Соборной мечети в 1936-1953 гг., уроженец Троицка, затем имам 3-й мечети города З. Рахманкулов (имам в Чкалове в 1945-1952гг.). И. Муштариев до 1947 г. были имамом в центре ишанизма Кизляу-Курманаево. Имам мечети «Марджани» (с 1941 г.) мухтасиб по ТАССР Киям Кадыров отмечен как ишан в списке ОГПУ еще 1927 г. Напомним, что в мае 1917 г. муфтий и шесть казыев были избраны I Всероссийском мусульманском съезде. На I-III съездах улемов и мутаваллиев при ЦДУМ в 1920г., 1923г., 1926г. — проходило избрание муфтия и казыев, репрессированных в 1936 г. по делу ЦДУМ.

После IV Всероссийского съезда мусульманского духовенства 25-29 октября 1948 г. в составе 53 человек были избраны 6 новых казыев. Кроме муфтия ДУМЕС и казыя—имама Уфы М. Тугузбаев казыи 1948г. представляли ключевые центры—мухтасибаты мусульман округа ДУМЕС. Это были Х. Насретдинов (Москва), Я. Юсупов (Пенза), К. Кадыров (Казань), З. Рахманкулов (Чкалов) и Х. Хамидуллин (Новосибирск). На собрании представителей мусульманского духовенства в июне 1954 г. казыями-членами ДУМЕС были избраны: муфтий Ш. Хиялетдинов, Ш. Тугузбаев (Уфа), И. Муштариев (Москва), Х. Латыпов (Казань), Я. Юсупов (Пенза), М. Рахимов (Чистополь Татарской АССР), Б. Юнусов (Ишимбай Башкирской АССР). Таким образом, казыи стали одновременно мухтасибами ряда соседних регионов, соединив судебную и контрольную функции, что является абсолютным новшеством.

К съезду 1948 г. ЦДУМ объединял 147 официально зарегистрированных мечетей, но на 20-е апреля 1952 г. ДУМЕС объединяет уже 129 мечетей. По регионам по максимуму это были: Башкирская АССР −23, Татарская АССР — 16, Астраханская область — 4, Горьковская область-3, Куйбышевская область — 20, Пензенская область −15, Ульяновская область −13.

С созданием в 1943 г. ДУМ на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии ЦДУМ окончательно утратило свои центральные функции. К Среднеазиатскому Духовному управлению мусульман (САДУМ) не только перешла территория Казахстана, но Ташкент как основной центр советских мусульман сменил Уфу. Поэтому в 1948 г. на съезде духовенства ЦДУМ было преобразовано в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). По новому Уставу оно потеряло право выдачи разрешений на открытие новых приходов, образование новых мухтасибатов, выдачу материальной помощи духовенству, составление метрических книг и выдачу справок на основании их, право на открытие религиозных школ и курсов. Оно сохранило права только на разрешение религиозно-догматических вопросов, контроль за назначением духовенства, учет мечетей и молитвенных домов. Фактически это обозначало разрыв отношений с обществом и превращение общин в коллективы вымирающих стариков.

В условиях сохранения жёсткого атеистического режима муфтий сосредоточился на выдаче шахадет-наме (свидетельств), то есть сохранении и обновлении кадров духовенства. З. Расули выдал 917 свидетельств, не связывая их получение с открытием приходов. Как и в дни массового разрушения мечетей в XVII-первой половине XVIII веков религию сохраняли «бродячие муллы», которые переходили из одного аула в другой, выполняя религиозные обряды.

По данным на октябрь 1948 г. при Казанской мечети Марджани существовала группа взаимопомощи, из которой получают «зарплату» муллы и оказывается помощь сиротам и инвалидам. В Татарской АССР действовали как минимум около так называемых санитарных мулл, совершающих «джаназа-намаз» (т.е. похоронный обряд), «никах» (брак) ит.п. Эти муллы руководили общественными богослужениями, совершаемыми верующими в явочном порядке. То есть речь идет фактически о полноценном совершении обрядов в незарегистрированных властями приходах. Муфтий Г. Расули поддерживал регулярные контакты как минимум с 200 муллами, являющимися главами общин, действующими в явочном порядке, получал от них систематические взносы. Он последовательно отстаивал интересы верующих, требовавших сохранения традиционных обрядов (жертвоприношение во время Курбан-байрама, громкого провозглашения такбира во время шествия в мечеть). Г. Расули пытался сохранить традиции мусульманской учености. Он ежегодно публиковал мусульманские лунные календари, в 1945 г. издал свое религиозное пособие «Ислам дине» («Религия ислама»). Однако его ходатайство об открытии богословских курсов при ЦДУМ не было удовлетворено. В 1945 муфтий совершил хадж. В 1947 г. биография Расули была включена в издание американского справочника «Who Is Who In Religion» («Кто есть кто в мире религии»).

К концу 1940-х гг. государство вновь перешло в наступление, начались рецидивы антирелигиозной довоенной политики. Некоторое ужесточение религиозной политики с 1948 г. наблюдалось повсеместно. С 1948г. по 1954 г. правительство не приняло ни одного положительного решения об удовлетворении ходатайств верующих на открытие мечетей, ограничивалась проповедническая, благотворительная и иная деятельность священнослужителей. В городах общины прятались по частным домам, молились на кладбищах. При этом только в праздновании Ураза-байрамы 1948 г. в Казани участвовало более 23.000 молящихся, собравшихся в единственной зарегистрированной мечети «Марджани» и еще в пяти местах. Причем мечеть вмещала не более тысячи верующих.

Послевоенный период во многом стал для советских людей временем «несбывшихся надежд». Власти не пошли ни на какие серьезные уступки народным чаяниям. Церкви были достаточно четко поделены на первенствующую (Русская Православная Церковь Московского Патриархата), терпимые (мусульмане, армянская григорианская церковь) и продолжавшие подвергаться репрессиям (католики, большая часть протестантов). Русская Православная Церковь Московского Патриархата получила максимальные уступки, включая восстановление 8 профессиональных учебных заведений и ряда монастырей (для мусульман было открыто только медресе «Мир-Араб» в Бухаре). Расули был последним советским муфтием, который мог позволить себе определенную самостоятельность от властей. С его смертью мусульмане потеряли авторитетного лидера, связанного как с многовековыми традициями ордена «Накшбандийа», так и с джадидским движением в лице его всероссийских мусульманских съездов 1905-1926 гг.

Габдуррахман Расули был похоронен в Уфе во дворе резиденции ЦДУМ у 1-й соборной мечети (по ул. Г. Тукая).

www.idmedina.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.