В сохранении и развитии религии Ислама, татарского языка, национальных традиций сыграли не только имамы и мударрисы, но и абыстай. Вероятно это слово происходит от татарского слова «абыз» — просвещённый. Жены имамов были обычно образованы, знали арабский и зачастую фарси, читали Коран, занимались организацией религиозных обрядов среди женщин, так как до
В конце
Бадрульбанат была дочью мударриса Иманкула бин Махмуда, выходца из ныне не существующей деревни Чебенле (Тойгузино) Мензелинского уезда Уфимской губернии, в
«Машхур хатыннар» Ризы Фахреддина был переведена на современный русский язык Алсу Хасавнех для издательского дома «Медина», книга готовится к презентации, которую мы надеемся провести осенью этого года.
Приведем здесь биографию Бадрульбанат-ханум из данного издания: «Когда Бадрульбанат не исполнилось и 16 лет, она вышла замуж за бедного шакирда медресе Габдулгалляма бин Нигматуллу, который переехал из деревни Береске (ныне в Атнинском р-не РТ) в Буби, чтобы стать имамом. Вслед за своим мужем она также переехала в деревню Буби. Еще до своего замужества она изучила тюркский, арабский и персидский языки у старшего брата и матери Хасбиджамал бинт Рахимкула. Для своего времени это образование считалось вполне достойным.
Что касается Хасбиджамал абыстай, то она получила известность благодаря своему педагогическому таланту и безукоризненному мастерству писания. Многие девушки в окрестностях деревни стекались к ней на учебу. В то время печатные книги еще не получили широкого хождения, поэтому она преподавала ученицам по рукописям, переписанным ею самой. К сожалению, такие учебные книги, как «Маслак ал-муттакин», «Мурад ал-‘арифин», «Хамд би-хадд» и др. были уничтожены при пожаре, который случился в медресе в 1905 году.
Прибыв в деревню Иж-Буби, Бадрульбанат организовала школу для девочек. Ученицы с энтузиазмом приходили к ней на уроки. Видя, каких хороших результатов в обучении добиваются девочки, их матери также вовлеклись в учебный процесс — изучали религиозные дисциплины, исламские предписания богослужения и т.д., почерпнули полезные знания и навыки. Бадрульбанат не была из тех ленивых женщин, что любят поспать в дневное время, ее выделяло редкое трудолюбие. После занятий в медресе она отправлялась к себе домой, где занималась домоводством: кроила, шила одежду мужу и детям, вязала носки и шали.
Бадрульбанат была достойной супругой своего мужа, Габдулгалляма-хазрата. Вся ее жизнь была подчинена законам шариата: она старательно исполняла все предписанные намазы, выстаивала молитвенные бдения, совершала дополнительные намазы (ишрак и тахаджуд), проявляла большое усердие в чтении Корана, зикров, книг «Далаʼил ал-хайрат» и «Хизб ал-аʽзам». Она была очень благодетельной и добропорядочной женщиной. Обладала удивительно чистым и красивым голосом. На женских меджлисах читала Коран макамом Вали-кари, известного в Казани чтеца, приводя присутствующих в состояние восторга.
Незадолго до своей кончины Бадрульбанат абыстай мне рассказала об одном удивительном событии в ее жизни: «Поначалу все мои дети умирали в раннем возрасте. Это так сильно удручало меня, что я все время ходила подавленная и печальная. Я просила Всевышнего Аллаха в своих молитвах и мунаджатах даровать мне здоровых и благочестивых детей. И вот в одну из ночей я увидела сон. Плывет ко мне ветвь финиковой пальмы, а на ней — три зрелых плода. В то время, когда я смотрела на эту ветвь, человек, стоявший рядом со мной, произнес: „Бадрульбанат, эти финики плывут к тебе. Достань их из воды и съешь“. Я так и сделала: вытянула ветку с поверхности воды и съела все три финика. Пробудившись ото сна, я была в изумлении от увиденного, ведь я даже и не думала о финиках. О своем сновидении я поведала своему мужу, уважаемому Габдулгалляму-хазрату. Он мне сказал так: „Если на то будет воля Аллаха, вскоре у нас родятся трое детей. И каждому из них будет уготовано совершить хадж“. Толкование мужа оказалось верным: один за другим на свет появились трое наших детей: Губайдулла, Мухлиса и Габдулла. Когда они были еще маленькими, отец брал их на руки и с улыбкой говорил: „Вот они, твои финики!“ Двое моих детей, Губайдулла и Габдулла, уже совершили хадж. Дочь Мухлиса также, даст Бог, когда-нибудь удостоится такой великой чести и отправится в святое паломничество мусульман. И тогда, если Аллаху будет угодно, сбудется толкование моего сна».
Имам и мударрис Габдулгаллям-хазрат скончался в 1319/1901 году. Оставшись вдовой, Бадрульбанат абыстай совершила хадж вместе со своим старшим сыном, имамом и мударрисом Губайдуллой. Пребывая в лучезарной Медине, она навестила благословенную могилу пророка Аллаха (ﷺ). В 1341/ 1922 году в месяце Рамадан Бадрульбанат абыстай слегла от недуга. Но даже во время болезни она не оставляла ни одного намаза и молилась, стоя на ногах. Она покинула этот бренный мир в здравом уме, терпеливо перенося все тяготы судьбы,
Это первая биография, посвящённая татарским женищинам, создававшим систему национального образования. Именно они стали женами и матерями выдающихся деятелей не только у татар, но и у других тюркских народов СССР. Рассказ о них будет в следующих статьях...