Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Бадрульбанат б. Иманкул Буби, жена мударриса и мать выдающихся деятелей
01.05.2020
Иллюстрация

В сохранении и развитии религии Ислама, татарского языка, национальных традиций сыграли не только имамы и мударрисы, но и абыстай. Вероятно это слово происходит от татарского слова «абыз» — просвещённый. Жены имамов были обычно образованы, знали арабский и зачастую фарси, читали Коран, занимались организацией религиозных обрядов среди женщин, так как до 1920-х гг. женщины обычно не ходили в мечеть. Абыстай также занималась обучением девочек, а иногда на начальном уровне и мальчиков, обычно у себя дома. Уже в начале XIX века, когда сформировалась корпорация духовенства Оренбургского магометанского духовного собрания мы видим, что наряду с сетью имамов возникает и сеть абыстай, о чем пишет Риза Фахреддин в «Асар». В 1903 г. выходит в свет книга «Машхур хатыннар» («Знаменитые женщины»). Наряду с женщинами всего мусульманского мира, начиная с эпохи пророка Мухамммада, в «Машхур хатыннар» даны и биографии абыстай Волго-Уральского региона. Я горжусь тем, что наряду с другими женщинами там рассказывается о Магданужамал бинт шейх Фазлулла, дочери шейха Фазлуллы и жена имама и мударриса Якуба б. Нигматуллы Мансурова, моего прапрапрадеда. Якуб б. Нигматулла в медресе ауле Терси, ныне Агрызского района Татарстана был мударрисом Габдулгалляма бин Нигматуллы бин Мунасиба, мужа Бадрульбанат б. Иманкул.

В конце XIX-начале XX вв. под влиянием реформы образования в России и джадидской реформы образования начинается открытие женских мектебов, иногда их называют женскими училищами. Наиболее известны из них школы Магруй Баруди и Лябибы Хусаиновой школа, гимназия Фатихи Аитовой в Казани, школа Гайши Абзгильдиной в Уфе, школы Багбостан Мукминовой и Фатимы Адамовой в Оренбурге, женское педагогическое училище («Дар уль-мугаллимат») Гайнии Яушевой в Троицке, женские классы при медресе «Буби», школа в деревне Яубаш Касимовского уезда Рязанской губернии. На 1 января 1913 г. в Казанской губернии преподаванием занималось 751 жен приходского духовенства при 943 муллах.

Бадрульбанат была дочью мударриса Иманкула бин Махмуда, выходца из ныне не существующей деревни Чебенле (Тойгузино) Мензелинского уезда Уфимской губернии, в 1970-е гг. эта деревня Мензелинского района Татарстана оказалась под водой Нижнекамского водохранилища. Она прежде всего известна как дочь трех выдающихся деятелей татарского просвещения и общественного движения Губайдуллы, Мухлисы и Габдуллы.

«Машхур хатыннар» Ризы Фахреддина был переведена на современный русский язык Алсу Хасавнех для издательского дома «Медина», книга готовится к презентации, которую мы надеемся провести осенью этого года.

Приведем здесь биографию Бадрульбанат-ханум из данного издания: «Когда Бадрульбанат не исполнилось и 16 лет, она вышла замуж за бедного шакирда медресе Габдулгалляма бин Нигматуллу, который переехал из деревни Береске (ныне в Атнинском р-не РТ) в Буби, чтобы стать имамом. Вслед за своим мужем она также переехала в деревню Буби. Еще до своего замужества она изучила тюркский, арабский и персидский языки у старшего брата и матери Хасбиджамал бинт Рахимкула. Для своего времени это образование считалось вполне достойным.

Что касается Хасбиджамал абыстай, то она получила известность благодаря своему педагогическому таланту и безукоризненному мастерству писания. Многие девушки в окрестностях деревни стекались к ней на учебу. В то время печатные книги еще не получили широкого хождения, поэтому она преподавала ученицам по рукописям, переписанным ею самой. К сожалению, такие учебные книги, как «Маслак ал-муттакин», «Мурад ал-‘арифин», «Хамд би-хадд» и др. были уничтожены при пожаре, который случился в медресе в 1905 году.

Прибыв в деревню Иж-Буби, Бадрульбанат организовала школу для девочек. Ученицы с энтузиазмом приходили к ней на уроки. Видя, каких хороших результатов в обучении добиваются девочки, их матери также вовлеклись в учебный процесс — изучали религиозные дисциплины, исламские предписания богослужения и т.д., почерпнули полезные знания и навыки. Бадрульбанат не была из тех ленивых женщин, что любят поспать в дневное время, ее выделяло редкое трудолюбие. После занятий в медресе она отправлялась к себе домой, где занималась домоводством: кроила, шила одежду мужу и детям, вязала носки и шали.

Бадрульбанат была достойной супругой своего мужа, Габдулгалляма-хазрата. Вся ее жизнь была подчинена законам шариата: она старательно исполняла все предписанные намазы, выстаивала молитвенные бдения, совершала дополнительные намазы (ишрак и тахаджуд), проявляла большое усердие в чтении Корана, зикров, книг «Далаʼил ал-хайрат» и «Хизб ал-аʽзам». Она была очень благодетельной и добропорядочной женщиной. Обладала удивительно чистым и красивым голосом. На женских меджлисах читала Коран макамом Вали-кари, известного в Казани чтеца, приводя присутствующих в состояние восторга.

Незадолго до своей кончины Бадрульбанат абыстай мне рассказала об одном удивительном событии в ее жизни: «Поначалу все мои дети умирали в раннем возрасте. Это так сильно удручало меня, что я все время ходила подавленная и печальная. Я просила Всевышнего Аллаха в своих молитвах и мунаджатах даровать мне здоровых и благочестивых детей. И вот в одну из ночей я увидела сон. Плывет ко мне ветвь финиковой пальмы, а на ней — три зрелых плода. В то время, когда я смотрела на эту ветвь, человек, стоявший рядом со мной, произнес: „Бадрульбанат, эти финики плывут к тебе. Достань их из воды и съешь“. Я так и сделала: вытянула ветку с поверхности воды и съела все три финика. Пробудившись ото сна, я была в изумлении от увиденного, ведь я даже и не думала о финиках. О своем сновидении я поведала своему мужу, уважаемому Габдулгалляму-хазрату. Он мне сказал так: „Если на то будет воля Аллаха, вскоре у нас родятся трое детей. И каждому из них будет уготовано совершить хадж“. Толкование мужа оказалось верным: один за другим на свет появились трое наших детей: Губайдулла, Мухлиса и Габдулла. Когда они были еще маленькими, отец брал их на руки и с улыбкой говорил: „Вот они, твои финики!“ Двое моих детей, Губайдулла и Габдулла, уже совершили хадж. Дочь Мухлиса также, даст Бог, когда-нибудь удостоится такой великой чести и отправится в святое паломничество мусульман. И тогда, если Аллаху будет угодно, сбудется толкование моего сна».

Имам и мударрис Габдулгаллям-хазрат скончался в 1319/1901 году. Оставшись вдовой, Бадрульбанат абыстай совершила хадж вместе со своим старшим сыном, имамом и мударрисом Губайдуллой. Пребывая в лучезарной Медине, она навестила благословенную могилу пророка Аллаха (ﷺ). В 1341/ 1922 году в месяце Рамадан Бадрульбанат абыстай слегла от недуга. Но даже во время болезни она не оставляла ни одного намаза и молилась, стоя на ногах. Она покинула этот бренный мир в здравом уме, терпеливо перенося все тяготы судьбы, 27-го числа месяца Рамадан того же года. Ей было 84 года. Могила Бадрульбанат бинт Иманкул находится на кладбище деревни Буби. Да пребудет с ней милость Всевышнего Аллаха, и отпустятся ей ее грехи".

Это первая биография, посвящённая татарским женищинам, создававшим систему национального образования. Именно они стали женами и матерями выдающихся деятелей не только у татар, но и у других тюркских народов СССР. Рассказ о них будет в следующих статьях...



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.