Тевкелев Салим-Гирей б. Шагин-Гирей б. Юсуф б. Кутлугмухаммед
В 1852 г. Тевкелев совершил хадж, начинает делать пожертвования мечетям и медресе. В
Тевкелев был первым из муфтиев ОМДС, не имевшим религиозного образования, но обладал значительными связями среди петербургской элиты. Тевкелев вначале поддержал проект реформы медресе, созданный Х. Фаизхановым и Ш. Марджани, а затем не оказал им реальной помощи. Поэтому Ш. Марджани резко негативно относился к деятельности муфтия.
В 1867 г. муфтий С.-Г. Тевкелев представил проект реформы ОМДС, известный как «О правах магометан по вероисповеданию». Вначале муфтий выступает за создание повсеместной религиозной инфраструктуры в лице молитвенных дом и мечетей: «1. Магометане могут везде отправлять общественные молитвы и богомоление, никто не имеет права препятствовать им в том ни словом, ни делом, по смыслу
2. Мечети пятивременные, соборные и богомольные дома вновь учреждаются не иначе как с разрешения губернского начальства, наблюдая, что если в городе или селении число магометанских семейств менее 20, то дозволяется магометанам иметь один молитвенный дом, если число семейств более 20, то сообразно средствам общества дозволяется иметь пятивременную мечеть, и ежели более ста семейств, то дозволяется магометанам иметь соборную мечеть. Примечание. Ежели бы магометане, за отдаленностью пятивременной или соборной мечети, стеснялись в посещении для богомоления, то разрешается им, ежели их средства позволят, устраивать с дозволения губернского и духовного начальства богослужебные здания, не ограничиваясь числом семейств».
В пункте 3 указывается, что «при каждом молитвенном доме, пятивременной и соборной мечетях дозволяется магометанам иметь школы и медресы для обучения детей правилам магометанской веры». Тем самым нивелируется разница между молитвенным домом и мечетью.
В проекте С.-Г. Тевкелева впервые ясно проговаривается вопрос о мусульманской ортодоксии: «4. В магометанской вере суннитского толка, исповедуемой живущими в России магометанами, разделение сект строго воспрещается».
Основной территориальной единицей в проекте выступает махалля, превращающаяся в самодостаточную общину. По проекту Тевкелева возникает должность назыра, как попечителя. В проекте указывается, что «Всякий приход... избирает назыра — попечителя мечети и молитвенного дома — сроком менее трех лет, главная обязанность которого заключается в попечении о средствах мечети и школы, ежели таковая при мечети существует, и попечении [о] благотворительных учреждениях прихода» (п. 13). «Состоящим при мечетях и молитвенных домах духовным лицам и назырам вменяется в обязанность: заведовать внутренним устройством и хозяйством мечетей, молитвенных домов, находящихся при них медресе, школ и благотворительных заведений, где они существуют, каковы богадельни [для] престарелых, сирот и увечных» (п. 14).
Назыру «будет предоставлено, собирать все рода добровольных приношений как для мечети, так для школ и для благотворительных учреждений, каковым пожертвованиям должен вести счет по каждому предмету отдельно, не смешивая пожертвования в пользу мечети с пожертвованиями на школу и на благотворительные учреждения. Назыр же обязывается вести приходо-расходные книги всех вообще пожертвований (п. 15). С.-Г. Тевкелев фактически стремится возродить традиции упраздненных башкирских кантонов, где кантонное начальство в лице сотских
С.-Г. Тевкелев выступал за введение должности заместителя (помощника) муфтия — избираемого ОМДС. Помощник должен был курировать вопросы просвещения и делопроизводства, и в случае ухода с должности или смерти муфтия автоматически возглавлять Духовное собрание. С.-Г. Тевкелев также выступал за проведение периодических совещаний в Уфе, где духовенство могло бы решать насущные вопросы религиозной жизни.
Правлению ОМДС, а не ахунам передаются и функция ревизий: «Помощник муфтия и муфтий ежегодно должны по возможности обревизовать медресе и мечети, обращая особое внимание как на познание учащих и учащихся, так и на самое направление образования, и отчет о ревизиях своих обязаны представлять по окончании оных в Департамент иностранных исповеданий» (ДДИИ). «Если же... ни муфтий, ни его помощник не могут отправиться в продолжение года для ревизии медресе, то они поручают эту обязанность... ахунам, но в таком случае отчет о ревизии школ представляется ахунами муфтию и от него с замечаниями муфтия и его помощника в Департамент иностранных исповеданий» (пункт 47). В 1870 г. С.-Г. Тевкелев предложил разрешить строительство мечетей во всех селениях, если жители возьмут на себя обязательство содержать храм и духовных лиц. .
С.-Г. Тевкелев был сторонником изучения русского языка башкирами и татарами. В своем обращении к имамам и ахунам в феврале 1873 г. муфтий писал о выгоде всякого знания, тем более русского языка, который необходим для всех мусульман. «Как ты попросишь хлеба у русского, если не знаешь по-русски? Как ты попросишь милости, как будешь защищаться в суде, как попросишь снисхожденья во взыскании, внимания к селу, к делу, к земле своей, к податям и повинностям, ежели не знаешь языка, на котором совершается суд, решающий участь человека, управления края, на котором пишутся указания, правила к твоему благосостоянию, довольству, облегчению?» — восклицал муфтий. При С.-Г. Тевкелеве открылись русские классы при медресе, Казанская и Уфимская Татарская Учительская школы. Татарские учительские школы (Уфа—Оренбург —
Среди современников личность С. Тевкелева вызывала неоднозначную оценку. Оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановскому назвал его «религиозным фанатиком». Православный миссионер Н. И. Ильминский отмечал, что личное богатство, авторитет и влиятельность С. Тевкелева позволили уберечь от ликвидации и укрепить Духовное собрание, повысить его роль среди мусульман. По словам Н. Ильминского (1888 г.), мусульманские землевладельцы «соединили русскую светскую выправку и видимую либеральность со скрытой магометанской ревностью, с татарской национальной твердостью... умелостью, а в настоящее время татарская... внешне—обруселая интеллигенция начинает, кажется, воспитывать в себе национальные мотивы... Они внутренне солидарны с муллами и народом и составляют магометанскую массу».
С. Тевкелев являлся директором и членом ряда губернских попечительских комитетов, занимался благотворительностью, завещал значительные суммы на постройку мечетей и мектебов. При этом 2 тыс. дес. земли передавались как вакуф, открытому в 1878 г. в Уфе мусульманскому приюту.
За усердное выполнение поручений в должности муфтия С. Тевкелева наградили орденами Станислава I степени, Анны I степени, Владимира I степени.
Муфтий скончался 2 января 1885 г. По разрешению министра внутренних дел похоронен в ограде