Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №184 — По указанию премьер-­министра
15.04.2011

Всероссийское мусульманское совещание 100 лет назад

Существует достаточно распространенная точка зрения, что проекты единства российских мусульман связаны с некими силами, враждебными России, — и силами преимущественно зарубежными. Отсюда растут все химеры обвинений в «пантюркизме» и «панисламизме». В действительности все обстояло с точностью до наоборот. Так, 22 сентября 1788 года Екатерина II создала единый орган, объединявший всех мусульман России («исключая Таврическую область»), — Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). Татарское название ОМДС уточняло его функции — «Махкама-и шаргыя Оренбурджия», то есть Оренбургский шариатский суд. На протяжении XIX века власти империи ставили вопрос и о выборности муфтия. Так, в эпоху Александра I параграф 132-й закона о Министерстве духовных дел и народного просвещения гласил, что «муфтии избираются по-прежнему магометанами».

С началом революции 1905 года власти выступили инициаторами консультаций с российской уммой по насущным вопросам взаимодействия с государством. 10–15 апреля 1905 года в Уфе при ОМДС под председательством муфтия Мухаммедьяра Султанова прошло заседание «Улама жэмгыяте» («Общества улемов»). Совещание было созвано по указанию председателя кабинета министров Сергея Витте для составления официального доклада, касающегося дел мусульманской общины. Участие в нем имамов рассматривалось как служебная обязанность. Среди вызванных на совещание были такие будущие лидеры общественного движения, как члены ЦК «Союза мусульман» («Иттифак аль-муслимин») Г. Баруди, Г. Апанай, Г. Буби; депутаты I Госдумы ахун Белебея Д. Хурамшин и ахун аула Кульбаш Казанского уезда С. Максютов; депутаты II Госдумы ахун Каргалы Х. Усманов и уфимский имам и мударрис М.-С. Хасани; депутат II и III Госдум преподаватель медресе Стерлибаш М.-Ш. Тукаев. На совещании присутствовали ахуны основных центров ОМДС: Петербурга — Г. Баязитов, Москвы — Х. Агеев, Уфы — Х. Усманов. Улемы представляли огромное пространство империи от столицы на западе до Восточной Сибири и от Каспия на юге до Северного Урала.

Первым докладчиком был муфтий ОМДС М. Султанов. В качестве возможного образца для реформы ОМДС он предложил рассмотреть высочайше утвержденное Положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства 5 апреля 1872 года, вошедшее в состав Свода законов Российской империи. Основным докладчиком был казый (религиозный судья) Ризаэтдин Фахретдин. Он предложил создать пост Шейха аль-Ислам как единого лидера российских мусульман, избираемого ими самими, в ранге имперского министра. Единый религиозный орган российской уммы — Собрание (Управление) во главе с Шейхом аль-Ислам располагается в столице, оно должно состоять из казыев-улемов. Представители всех мазхабов должны быть консультантами Департамента духовных дел иностранных исповеданий при МВД.

На местном уровне предлагалось действие губернских правлений по образцу Закавказья. Именно здесь по Положению 1872 года сложилась достаточно стройная трехуровневая система управления:

1) низшая — в лице приходских имамов;
2) средняя — губернские меджлисы в лице казыя (кади) как председателя и двух членов;
3) высшая — Духовное правление в лице муфтия и трех членов.

Ризаэтдин-хазрат в присущей ему компромиссной манере рекомендовал обсудить этот вариант. В этой схеме Р. Фахретдина не устраивала только возможная концентрация власти на уровне губернских меджлисов (в ОМДС возглавляемых ахунами), как оно было в Закавказье: Ризаэтдин-хазрат был сторонником централизации власти в руках непосредственно Духовного собрания в лице муфтия и казыев. При этом муфтия он видел посредником между миллетом (читай: уммой, то есть мусульманской общины, подчиненной ОМДС) и правителем государства.

Ризаэтдин-хазрат говорит о необходимости достижения мусульманами стандартов цивилизованной нации. Для этого муфтий должен обладать как религиозными, так и светскими познаниями, а казыи обязательно должны знать русский язык. Р. Фахретдин выступает за создание стабильной системы экзаменов для кандидатов на должности имамов и мударрисов — этим должна заняться «научная коллегия».

Не менее интересным и целостным был проект Юсуфа Акчуры. По нему, «духовные лица (руханилэр) делятся на две группы: а) высшее — муфтий, ахун, мухтасиб, мударрис; б) приходское (махалли) — имам-хатыб, имам-мударрис, муэдзин». В отличие от указных имамов эти лица не должны были получать утверждение от органов администрации на местах. Докладчик предлагал двухуровневые общенародные выборы муфтия. При этом на втором этапе выборщики избирались бы примерно от 50 приходов, и уже съезд выбрал бы три кандидатуры. Окончательное же решение вопроса оставалось на усмотрение императора.

Ю. Акчура предлагал разделить духовные лица по их роду деятельности на три категории: ахуны, мухтасибы и мударрисы. Все они «обладают правами и обязанностями по закону. Ахуны управляют и контролируют вопросы правосудия (юридические) в рамках приходов, мухтасибы — финансовые и организационные вопросы, мударрисы — вопросы образования. Каждый из них является руководителем местного духовенства в означенных вопросах». Само Духовное управление (ДУ) состоит из муфтия и шестерых казыев и подразделяется на три отдела:

1) юридический, состоящий из ахунов;
2) отдел управления — из мухтасибов;
3) отдел образования — из мударрисов.

Фактически мы видим здесь принципы, положенные в основу создания Милли идарэ (Национального управления) в 1917 году. Тогда в рамках ОМДС возникли основы трех ведомств (назаратов): духовного (диния), финансового (малия) и образовательного (магариф).

Вернемся к Совещанию 1905 года. По проекту Ю. Акчуры, в Духовное управление входят 6 казыев — два ахуна, два мухтасиба, два мударриса. Казыи выбираются высшим духовенством из своего числа, затем министр внутренних дел отбирает шестерых из двенадцати кандидатов. Один из шестерых по решению муфтия считается старшим казыем — заместителем муфтия.

Именно Ю. Акчура преложил создание Совета улемов, реализованное лишь в 1923 году: «Совет улемов собирается минимум один раз в год по инициативе муфтия. Члены Совета определяются решением ДУ, в зависимости от задач, стоящих перед Советом. Количество членов Совета должно по меньшей мере четырехкратно превышать количество членов ДУ. Если ДУ сочтет необходимым, на Совет можно пригласить представителей интеллигенции, людей, компетентных в вопросах, которые предполагается обсуждать... Обязанности Совета улемов: решение важных религиозных, общественных проблем, которые порождаются временем, местом, жизнью». При этом Совет улемов получает законодательные функции: «Все решения Совета улемов доводятся до сведения всех мусульман, общественное мнение отслеживается и принимается во внимание. Если с годичными перерывами на трех советах решение будет повторяться и будет утверждено, то оно станет обязательным для ДУ... Решения ДУ должны считаться обязательными, подобно государственным, правительственным. Если кажется, что фетва или решение по какой-то определенной проблеме противоречит государственным законам, то сначала это решение основательно рассматривается Советом улемов и только после этого представляется в ДУ... ДУ при помощи Совета улемов должно сделать так, чтобы уровень наших школ и медресе соответствовал уровню русских школ и семинарий; реформировать их в соответствии с нашей религиозной и светской жизнью». Таким образом, целью Ю. Акчуры было достижение российскими мусульманами не только равноправия с православными, но и соответствующий рост их  образовательных стандартов.

Записку Ю. Акчуры подписали А. Ахтямов, М.-З. Рамиев (Дардменд), С.-Г. Алкин (будущие участники I Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде и будущие депутаты I Думы). После закрытия совещания была создана комиссия по доработке петиции. 12 мая 1905 года документ с сопроводительным письмом муфтия был направлен в МВД.

В окончательном проекте ОМДС, внесенном муфтием М. Султановым, предусматривалась трехуровневая система управления:

1. «Приходское» духовное управление во главе со старшим в приходе имамом. Управления приходских имамов должны обеспечивать монопольный контроль над общественной жизнью махалли. Имамы избираются всем населением прихода.
2. Вилаят меджлисе — окружное управление ахунов, в которое входят около 100 приходов. Оно состоит из трех членов: председатель — казый и два человека из числа хатыбов и мударрисов.
3. Собственно Духовное собрание — Центральное правление (Мэркез идарэ), состоящее из муфтия и шести казыев.

На съезде ОМДС избирались бы три кандидата, из которых императором утверждался бы один муфтий.

Таким образом, проекты единства российских мусульман создавались по инициативе из имперских верхов. Однако если Екатерина II довела дело до конца, который был приемлем в ее эпоху, то С. Витте и сменившие его премьеры императора Николая II — нет. В итоге абсолютно лояльные к властям в начале ХХ века российские мусульмане оказались в февральские дни 1917 года на стороне революционеров. Можем ли мы извлекать уроки из истории? Будущее покажет.

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук,
профессор



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.