Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 12(230) /2014/ — Русский север и ислам
23.12.2014

Русский север и ислам

14 ноября, находясь с официальным визитом в Архангельской области, муфтий шейх Равиль Гайнутдин посетил Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), где прочитал для студентов лекцию на тему «Мусульманское сообщество России: тысячелетний путь и перспективы развития». «Ислам минбаре» публикует текст лекции муфтия.

Я рад приветствовать вас на землях северо-запада России, Поморья, региона, который на протяжении веков связан морскими путями со многими странами мира. Отсюда по морям, рекам и волокам Великий Новгород, а затем российское государство распространялось «встречь солнцу» и дошло до Берингова пролива. Предки татар — булгары также уделяли большое внимание рекам и морям, богатствам нынешнего северо-запада. О тех временах напоминает название Карское море (по-татарски Снежное) и полуостров Ямал (от арабского слова «красивый»).

Нельзя забывать о том, что ислам пришел на земли современной России уже больше тысячи лет назад. Если мы будем говорить о Дагестане, то ислам пришел на эти земли еще во времена сахабов в седьмом веке. Самый значительный по площади территориальный массив в Волго-Уральском регионе в основном сформировался в IX–X веках. Русский историк Сергей Соловьев писал, что ислам пришел на Волгу раньше, чем христианство на Днепр. До сегодняшнего времени татарский язык является родным примерно для седьмой части населения в Волго-Уральском регионе. Уже в X веке мечети, мектебы, хадж, торговля со странами мусульманского мира стали доминантами жизни для правоверных на землях от Кавказского хребта до верховьев Камы. Булгарское городище Афикул в Пермском крае, известное также как Рождественский археологический комплекс, показывает следы распространения ислама минимум с XI века.

Конечно, далеко не все было гладко в отношениях тюрок-мусульман и православных-славян на протяжении тысячи лет их взаимодействий и совместного проживания на Восточно-Европейской равнине. Однако торговые контакты между регионами Старой Ладоги и Булгара на средней Волге начались уже как минимум с середины VIII века. Тысячу лет назад начало расцвета Киева и Великого Новгорода шло синхронно с расцветом Биляра и Булгара. В этом году мы отмечали 700-летие мечети и медресе хана Узбека в Крыму, а ведь именно по ярлыку Узбек-хана Москва стала административным центром для земель великого княжества Владимирского, то есть северо-восточной и северо-западной Руси.

Войны, нашествия, политика нетерпимости наносили ущерб этим связям христиан и мусульман, но они вновь восстанавливались при благоприятных условиях. Золотоордынские ханы-монголы, православные правители в Москве и Петербурге и даже коммунистические вожди пользовались контактами российских мусульман с Индией Великих Моголов, Центральной Азией, Аравийским полуостровом, Египтом. Ведь от Ивана Грозного в XVI веке до советского наркома иностранных дел Г. Чичерина в 1920-х годах российские правители могли вспоминать своих предков из числа мусульманской элиты.

Огромный пласт произведений русской литературы, где видны отсылки к тексту Корана, в качестве героев фигурируют мусульмане, связан с теми мириадами контактов между православными россиянами и мусульманами. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Бахчисарайский фонтан», «Пророк» и «Подражание Корану» Пушкина, «Валерик» и «Герой Нового времени» Лермонтова, «Хаджи-Мурат» и «После бала» Льва Толстого, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана... Без них невозможно представить русскую литературу.

Всего через несколько десятилетий после присоединения Поволжья к Московскому государству, в дни Смуты российские мусульмане и их потомки боролись за сохранение нашего общего Отечества.

5 ноября 2014 года в Музее современной истории России состоялась встреча Владимира Путина с молодыми учеными и преподавателями истории. Он, в частности, сказал: «Праздник народного единства посвящен освобождению Москвы ополченцами, а во главе ополчения-то стоял этнический татарин. Это было так удивительно: как же так? Но это потрясающе. Он собрал деньги, все свое имущество отдал для того, чтобы собрать ополчение, князя призвал, во главе ополчения поставил фактически. Собрал деньги, понимаете, для спасения России. И это о многом говорит. Это говорит о внутреннем единстве многонационального российского народа, который кожей чувствует опасность от раскола, от раздела страны, от раздробленности».

Большие жертвы понесли российские мусульмане в и годы Первой мировой войны, когда было мобилизовано около полумиллиона мусульман Европейской России и Сибири, то есть преимущественно татары. Мусульмане Северного Кавказа, не подлежавшие мобилизации, проявляли свой героизм в составе Дикой дивизии. Огромны были жертвы российских мусульман и на полях Великой Отечественной войны. По далеко неполным данным, в рядах армии погибло более 187 тысяч татар, а сама Татарская АССР потерла восьмую часть своего населения.

В последнее время исламский фактор стал оказывать все большее значение на судьбы современного мира. Ложными оказались представления о прогрессирующей отсталости мира ислама и его неспособности к изменениям. XXI век стал свидетелем самых разнообразных процессов трансформации среди мусульман в сферах политики, экономики, образования. По всему миру приверженность миллионов мужчин и женщин исламской религии способствовала краху тоталитарных идеологий, отрицающих божественную справедливость и разум. Россия является здесь одним из наиболее показательных примеров. Результаты Всероссийской переписи населения 2010 г. показали нам рост численности мусульман, особенно в северокавказских республиках. А Татарстан стал одним из семи регионов России, где возросла численность и русского населения.

В годы советского режима наряду с массовым уничтожением самих верующих, пожалуй, самым страшным преступлением стало уничтожение системы мусульманского образования. В начале прошлого века в медресе Казани, Уфы, Оренбурга готовились не только квалифицированные мударрисы и богословы, но и будущие писатели, журналисты, педагоги, общественные деятели. Именно они обеспечили наиболее высокие достижения общественной жизни, культуры, гуманитарных наук у татар, башкир, казахов, народов Северного Кавказа. К концу 1920-х годов система медресе, мектебов и даже краткосрочных образовательных курсов на территории РСФСР была ликвидирована.

С конца 1980-х годов началось восстановление системы профессионального мусульманского образования. Сегодня его центры, исламские вузы расположены в Москве, Казани, Уфе, Махачкале, Нальчике, Грозном. В рамках президентской программы в 2000-е годы выпускники профессиональных мусульманских учебных заведений поступили в такие престижные вузы страны, как Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете, Санкт-Петербургский государственный университет, вузы Пятигорска, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, причем обучение производилось за счет государственного бюджета.

В росте численности мечетей наиболее явно отразился процесс исламского возрождения в России. Если к середине 1980-х годов на территории РСФСР действовало менее 100 мечетей, то теперь их численность превысила 7000. Конечно, эта цифра более чем в два раза меньше, чем число мечетей в середине 1920-х годов, но сама динамика носит небывалый характер. Возрождение мечетей, многие из которых имеют при себе мектебы, стало первым шагом к воссозданию стабильной мусульманской инфраструктуры в России.

Проблемой остается явно недостаточное количество мечетей в ряде городских центров, в том числе в западных регионах России и на территории Южного федерального округа. Еще 20 лет назад общины в больших городах Центральной России, включая Москву и Санкт-Петербург, были преимущественно татарскими. Под «мусульманским языком» просто понимался татарский. Однако после распада СССР в больших городах Европейской России и Сибири вовне национальных республик перемешиваются традиции десятков мусульманских народов. Здесь в разы увеличивается число выходцев с российского Кавказа, из Азербайджана и Центральной Азии. Поэтому власти и население в регионах, особенно Центрального и Северо-Западного федерального округов, относятся достаточно настороженно к росту числа мечетей. Здесь необходим кропотливый диалог всех заинтересованных сторон.

Я надеюсь и верю, что современная Россия, оставаясь в большинстве своем русской и православной страной, продолжит традиции сотрудничества христиан и мусульман во имя своего развития и процветания.

14 октября 2014 года, Архангельск



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.