Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 6-7(224-225) /2014/ — Последний съезд мусульман Российской империи
15.07.2014

Последний съезд мусульман Российской империи

К 100-летию IV Всероссийского мусульманского съезда


Участники IV Всероссийского мусульманского съезда 1914 года. Фото: etoretro.ru

В Российской империи права и обязанности подданных определялись, прежде всего, по религиозному признаку. Поэтому именно исламская идентичность стала основой не только для религиозного, но и общественного политического движения мусульман России. Лидеры джадидов, воспользовавшись свободой революционных эпох в 1905–07 гг. и 1917 г., выдвинули свои требования об автономии и равноправии в ходе Всероссийских мусульманских съездов. Они проводились с 1905 по 1917 гг. по вопросам решения национальных, социально-политических и религиозных проблем российских мусульман, реализации идей автономии и федерации, обеспечения интересов мусульман на всероссийской арене. Съезды созывались по инициативе мусульманских общественно-политических деятелей и в них участвовали представители всех народов России, исповедующих ислам.

Целостная программа уммы была впервые обнародована на II Всероссийском мусульманском съезде (нелегальном), который проходил 13–23 января 1906 г. в Санкт-Петербурге. Здесь происходит окончательное формирование партии «Иттифак» и предвыборной программы мусульманских либералов для предстоящей избирательной кампании в I Государственную Думу. Программа предусматривала создание правового конституционного государства при равноправии всех религий и наций. Законодательные функции переходили к парламенту, избранному всенародным голосованием. Вопросы никаха, талака и мираса оставались в сфере ведения шариатских судов. Экстерриториальная автономия рассматривалась как единая религиозная автономия российских мусульман. Мусульмане получали право на создание религиозного центра, избрание духовенства, создание мусульманских обществ. В их руки переходили мектебы, медресе, мечети, благотворительные организации и вакфы.

Однако власти так и не провели реформы Духовных управлений ни в годы революции 1905–07 гг., ни в годы столыпинской реакции. Вопрос о реформе религиозных учреждений был поднят мусульманской фракцией IV Госдумы. 7 декабря 1912 г. Ибниамин Ахтямов выступил с развернутым заявлением фракции. Он критиковал национальную и переселенческую политику правительства. Одновременно Ахтямов подтвердил политическую лояльность российских мусульман: «Будущее Родины нам не менее дорого, чем русским, ибо у русских мусульман нет политических судеб, раздельных от судеб Российской Империи (Рукоплескания в центре, и голоса: браво)». В дальнейших тезисах выступления Ахтямов фактически повторил основные программные решения III Всероссийского мусульманского съезда, потребовав религиозную автономию и «самостоятельность в области культурно-просветительской деятельности», отмену цензовой системы в местном самоуправлении.

В феврале 1914 г. при мусульманской фракции состоялось совещание, на которое прибыли И. Гаспринский (Бахчисарай), А. — М. Топчибашев (Баку), Ф. Карими (Оренбург) и др. Со времени революции 1905–07 гг. это было первое общероссийское совещание мусульманских либеральных лидеров. Лидеры «Иттифака» решили сконцентрировать деятельность на реформе Духовных собраний (правлений). Правительство намечало его ревизию, и лидеры мусульман надеялись на то, что муфтият будет превращен в достаточно автономный орган, обладающий, в частности, правом выдачи дипломов учителям. В статье, опубликованной в газете «Миллет», утверждалось, что Всероссийский мусульманский народный союз (т. е. «Иттифак») будет руководствоваться в своей деятельности программой мусульманской фракции Государственной Думы и программой Нижегородского (III Всероссийского) Мусульманского съезда. Требования мусульман включали три группы: общеполитические, т. е. «осуществление начал правового строя, возвещенного Манифестом 17 октября»; «политическая свобода национального самоопределения во всех областях общественной жизни»; «социальные, при включении которых в программу мусульманская фракция исходила из интересов широких народных масс, поэтому и требования эти имеют демократический характер».

В статьях в газете «Миллет» утверждалось о необходимости создания реального общероссийского политического центра и завершении периода фактического бессилия мусульманской фракции. На роль такого центра намечалась восстановленная партия российской элиты периода революции 1905–07 гг. — «Иттифак аль-муслимин».

15–25 июня 1914 г. в столице состоялся IV Всероссийский мусульманский съезд с участием порядка 40 человек, включая 6 членов Госдумы IV созыва и 9 — предыдущих созывов. Делегаты-татары представляли все основные городские центры: Абусугут Ахтямов, Хасан-Гата Габяши, ахун Джигангир Абзгильдин (все — Уфа), ахун Джамалетдин Хурамшин (Белебей), Шакирджан Тукаев (Стерлибаш), Садри Максуди, Кашшаф Тарджемани, Сафиулла Абдуллин (все — Казань), Риза Фахретдин, Загидулла Кашаев (оба — Оренбург), Хайрулла Усманов (Каргала), Ибрагим Акчурин (Симбирск), Салим-Гирей Джантюрин, Захид Шамиль, Муса Биги (все — Петербург), Ибниамин Ахтямов, Габдуллатыф Байтеряков, Гайса Еникеев, Кутлуг-Мухаммед Тевкелев (члены Госдумы). Среди улемов, которые представляли только татар, нужно отметить присутствие Р. Фахретдина, З. Кашаева, Х. — Г. Габяши, Дж. Абзгильдина, Дж. Курамшина, Ш. Тукаева, К. Тарджемани, С. Абдуллина, Х. Усманова. На съезде присутствовали лидеры казахов (Алихан Букейханов), крымских татар (Мустафа Давидович) и азербайджанцев (Али-Мардан Топчибашев).

Основными докладчиками стали светские деятели, преимущественно из числа действующих и предыдущих депутатов Думы. И. Ахтямов (секретарь мусульманской фракции, депутат от Уфимской губернии) сделал доклад об Оренбургском магометанском духовном собрании, управлении сибирскими мусульманами и дал обзор существующих проектов реформы, М. Ю. Джафаров (депутат от Закавказья) — о Закавказских правлениях мусульман (суннитском и шиитском), И. Леманов (редактор газеты «Миллет») — о Таврическом духовном правлении, С. — Б. Каратаев (депутат II Думы от Уральской области) — о положении казахов.

Главным докладчиком был Садри Максуди — основной оратор, ранее секретарь мусульманской фракции, депутат II и III Государственной Думы от Казанской губернии. Он сконцентрировался на основных положениях реформы управления духовными делами мусульман России. В итоге было принято постановление о выборности духовенства, передаче контроля над всеми школами, их программой и составом преподавателей в руки Духовных собраний. Сама намечаемая структура Собраний была близка по содержанию к «Положению» 1872 г. о Закавказских правлениях шиитов и суннитов. Проект 1914 г. предусматривал «четыре уровня» в рангах структуры организации мусульманских духовных лиц: 1) «приходское духовенство»; 2) уездные казыи; 3) губернские меджлисы; 4) Духовные правления. Подобные рекомендации были выдвинуты в проекте Р. Фахретдина (тогда казыя ОМДС), предложенном на Совете улемов при ОМДС в апреле 1905 г. По обращению представителей казахов было принято решение о присоединении их к ОМДС. К пяти Духовным управлениям, предложенным на III Всероссийском мусульманском съезде, было решено добавить шестое — на Северном Кавказе. Было отклонено предложение С. Максуди о создании всероссийского духовного учреждения и избрании единого лидера российских мусульман в лице Раис аль-улама, в соответствии с решениями III съезда 1906 г. На съезде было решено поручить мусульманской фракции Думы вновь изложить правительству требования мусульман России и добиться их принятия в парламенте.

Решения IV съезда так и остались нереализованными. Попытки С. Максуди добиться принятия на съезде какой-либо политической программы не имела результата. Съезд отказался принять решение о восстановлении партийных структур «Иттифака», показав неспособность мусульманской элиты России перейти от культурно-просветительского к политическому движению. Вне сферы просвещения произошло достижение консенсуса только по вопросу частичной реформы духовных учреждений на местном уровне. Это бессилие привело к ориентации молодого поколения у азербайджанцев и крымских татар на Турцию, а у татар — на концентрацию внутри своего этноса. IV съезд завершил свою работу 25 июня 1914 г., а 28 июня в Сараево был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд. Началась новая эпоха, где вопрос реформы Духовных управлений перешел на задний план...

Айдар Хабутдинов



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.