Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 4(222) /2014/ — Чрезмерность в исламе
19.05.2014

Чрезмерность в исламе

Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему) наставляли верующих такими словами: «Если станете обращаться к людям с речью, которая будет недоступна их разуму, то часть из них обязательно поддастся искушениям» (Муслим).

Недопустимость чрезмерности по отношению к окружающим

Очевидно, что современные мусульмане, если они хотят быть похожими на поколение праведных предков, обязаны следовать их мудрой тактике, не обременяя и не проявляя по отношению к окружающим даже простую назойливость. «Облегчайте», — завещал нам всем Пророк, — «а не затрудняйте, приносите радостные вести, а не отвращайте, вызывая ненависть» (аль-Бухари).

Однако у части верующих возникает вопрос: «Каким же тогда образом можно влиять на ситуацию в мире, ведь ислам учит нас, что «необходимо призывать к одобряемому и останавливать предосудительное»? На самом деле между этим призывом и избеганием чрезмерности нет никаких противоречий. Исламское мировоззрение не учит тому, что существующие недостатки обязательно менять сразу и везде. В шариате существует «правило приоритетов», согласно которому предпочтение отдается более приоритетному над менее важным. «Правило приоритетов» осуществляется посредством трех аспектов: «малого количества обязанностей» на начальном уровне; а также «постепенности» и «облегчения». Сюда же можно добавить и учитывание реальной ситуации, сложившейся в той или иной местности.

Конечно, следовать этим правилам не просто, и от верующих требуется немало умения и способностей, чтобы суметь воплотить их в жизнь. Да, религия наша легка, но это отнюдь не означает, что изменить мир к лучшему можно посредством «мановения волшебной палочки» или двумя-тремя лекциями. Праведный халиф Али говорил: «Терпение для веры то же, что голова для тела, а тело без головы бесполезно».

В результате отсутствия терпения и усердия некоторые радикальные проповедники выносят окружающим свой жестокий приговор, объявляя их отступниками, неверующими, лицемерами или даже многобожниками. Такие «горе-проповедники» забывают о том, что Посланник Аллаха в течение целых 13-ти лет проповедовал среди своих соплеменников только одно убеждение — «Нет бога, кроме одного Единого Бога». И лишь после прямой угрозы его жизни он был вынужден переселиться в другой город. Сейчас же некоторые «горе-призывающие» не выдерживают и нескольких недель, сразу начиная бросаться направо и налево своими страшными обвинениями. Но разве Пророк не сказал: «Поистине, мягкость украшает собой все то, с чем она соприкасается, а все то, что лишено мягкости, обречено на бесславие» (Ахмад). И разве «не лишены милосердия только злосчастные» (ат-Тирмизи). Да упасет нас Всевышний Аллах от таких злосчастных, которые не только не приносят исламу никакой пользы, но еще и вредят религии Аллаха, внося смуту и отталкивая людей от истины. Пророк сказал: «О, люди! Поистине, есть среди вас такие, кто внушает другим отвращение к религии» (аль-Бухари). Посланник Аллаха сказал это в отношении тех, кто всего лишь долго проводил коллективные молитвы, а что бы он сказал в отношении сегодняшних «проповедников», которые обзывают, проклинают, обвиняют своих читателей и слушателей в самых страшных грехах?!

Пророк Мухаммад сказал: «Не уподобляйтесь неразумным, утверждающим, что они будут хорошо относиться к тем, кто хорошо относится к ним, и ответят злом тем, кто причинит им зло. Напротив, отвечайте добром на добро, сдерживайте себя и не причиняйте никому зла даже в ответ на зло» (ат-Тирмизи). Что означают приведенные слова? Ответ очевиден — необходимо проявлять усердие и терпение; нельзя отворачиваться от людей только из-за того, что кто-то из них скажет нечто обидное или не будет слушать тебя. «Оттолкни зло тем, что лучше», — велит Всевышний Аллах в суре «Фуссылят», — «и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет даровано это никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей». Вот объявленный Всевышним Аллахом идеал проповедника, и именно к нему должны стремиться верующие! И суметь хотя бы немного приблизиться к этому идеалу, поистине, дорогого стоит.

Общие выводы

Исходя из всего сказанного, можно подвести небольшой итог данного исследования в отношении чрезмерности и щепетильности и сделать несколько выводов:

— во‑первых, «Аллах не возлагает на душу ничего, кроме того, что для нее по силам» (сура «аль-Бакара», аят 286);

— во‑вторых, легкость и доступность являются одними из отличительных черт ислама, как сказал об этом Посланник Аллаха: «Поистине, религия Аллаха — в легкости», повторив эти слова трижды (Ахмад);

— в‑третьих, согласно словам Пророка, «проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость  погибнут» (Муслим).

Очевидно, что все сказанное не означает, что нужно быть нерадивыми и оставлять дополнительные молитвы и иные виды добровольного поклонения, ведь если они будут приняты Всевышним Аллахом, то по милости Своей Он вознаградит за них многократно. Однако, исходя из приведенных ранее аятов и хадисов, нельзя не сделать вывод и о том, что быть чрезмерными даже в некоторых аспектах поклонения порой может приносить вред. Таким образом, необходимо научиться соблюдать баланс между тем, чтобы с одной стороны стремиться к духовным высотам, но с другой стороны — избегать крайностей и чрезмерности. Каковы же критерии такого баланса? В первую очередь, верующим как можно чаще следует смотреть на себя со стороны и стараться оценивать свои намерения и деяния. И возможно, что большую пользу принесет оценка по следующим критериям:

— искренность: чисты ли намерения и соответствуют ли они деяниям;

— отсутствие вредных последствий: не приведут ли те или иные деяния в затруднительное положение;

— довольство Всевышнего Аллаха и отсутствие скуки у верующего: Господь «не утомится, пока вы сами не утомитесь», т. е. «Ему не надоест наше поклонение, пока оно не надоест нам самим» (аль-Бухари).

Если верующие сумеют научиться соблюдать баланс между нерадивостью и чрезмерностью, то они, с дозволения Всевышнего, смогут достичь величайших успехов. Ибо «поистине, религия эта легка, но если кто препирается с ней, она неизменно побеждает его», т. е. попытки делать нечто непосильное всегда приводят к отрицательным последствиям. Рано или поздно можно лишиться сил и оказаться не в состоянии делать даже то, что свободно делают другие. Поэтому Посланник Аллаха и велит: «Поступайте же здраво, благоразумно», т. е. будьте умеренными, не проявляйте чрезмерности; «идите ближайшим, кратчайшим путем», т. е. старайтесь найти нечто оптимальное, то, что можно совершать постоянно; «будьте вестниками благого и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые ночные часы». И далее Посланник Аллаха разъясняет: «Так потихоньку вы достигнете цели» (аль-Бухари). Известный ученый ан-Навави, анализируя эти слова, отмечает: «Все это означает, что следует просить о помощи в проявлении повиновения Всевышнему Аллаху, которое выразится в деяниях, и вы при этом будете бодрыми, а сердца ваши — свободными. Это — для того, чтобы можно было по-настоящему насладиться поклонением, и оно не наскучило бы, и чтобы можно было достичь цели, поступая как опытный путешественник, который передвигается в одни периоды времени, и отдыхает в другие, достигая цели, не утомляясь».

Если такой баланс необходимо соблюдать по отношению к себе, то еще больше его нужно соблюдать по отношению к другим. Ибо быть чрезмерными по отношению к окружающим, возлагая на них то, что им не под силу, гораздо хуже, чем по отношению к себе: в этом случае может быть нанесен вред не только себе и окружающим, но общему отношению к исламу в целом. Тот, кто желает распространения религии Аллаха, пусть вспомнит и о таких словах Пророка: «Бойтесь чрезмерности в вопросах религии. Поистине, те, кто был до вас, погибли из-за этого» (Ибн Маджа). Сподвижники Посланника Аллаха стремились следовать такому примеру, поэтому они и говорили: «Сердцам свойственно желать и воспринимать, но также и быть вялыми и отторгать. Так обращайтесь к ним, когда они желают и воспринимают, и не трогайте их, когда они становятся вялыми и отторгают» (Ибн Масуд).

Из книги шейха Равиля Гайнутдина
«Введение в шариат»

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.