Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 9(215)-10(216) /2013/ — Ислам — это распространение мира
30.10.2013

Ислам — это распространение мира

Доклад председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность» 21 августа 2013 г. в г. Бишкек (Кыргызстан).

Бисмилляхи-р‑рахмани-р‑рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Уважаемый муфтий Рахматулла ажы Эгембердиев, уважаемые члены Президиума и участники Международной научно-богословской конференции «Ислам и безопасность», позвольте от имени Совета муфтиев России и от себя лично искренне поприветствовать вас традиционным мусульманским приветствием «Ас-салям алейкум ва рахмату-ллахи ва баракатух» — «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»!

Хотя сегодня ислам искусственно привязывается к воинственности и опасности для окружающих, в действительности эта религия и её последователи изначально, по самой своей сути были неразрывно связаны с понятиями «салям» — «мир» и «амана» — «безопасность». В достоверном хадисе, переданном от нашего Пророка Мухаммада (мир ему), сказано: «Не войдёте в Рай, пока не уверуете — а не уверуете, пока не возлюбите друг друга. И первое, на что укажу вам, — это то, при совершении чего возлюбите друг друга: распространяйте мир между собой!».

Вдумываясь в смысл этого хадиса, мы видим, что Рай, вера и взаимная любовь органично связаны друг с другом. Вхождение в Рай обусловлено верою, а вера обусловлена взаимной любовью; ключом же к этому является распространение мира между людьми. Отсюда делаем вывод, что распространение мира — первично. Только затем следует вхождение во врата любви, а от неё — переход к вере.

Всё в исламе — от начала и до конца — это мир и его распространение ради укрепления связи людей в обществе, преодоления ими невзгод, порождаемых смутами, и вступления в Обитель мира — Дар-ас-салям — Райские сады. Благословенный Коран чётко и ясно обозначает, что ни в духовной, ни в мирской жизни насилие неприемлемо. «Нет принуждения в религии!», гласит известный аят в нашем Священном Писании в суре «аль-Бакара», и этот аят следует сразу за самым сакральным местом в Коране — аятом «аль-Курсий».

Некоторые политические, общественные и даже религиозные деятели в угоду своим фобиям предпочитают изыскивать в Коране отдельные фразы и вырывать их из контекста, показывая тем самым «злобную» — в кавычках — сущность ислама. Воинственное прочтение искажает Коран, ведь Божьи заповеди религиозной толерантности сформулированы как универсальные принципы, а таковые не могут быть «отменены».

Даже после известного аята о джихаде в суре «аль-Мумтахана», где значится призыв противостоять враждующим — подчеркну, воинствующим и конфликтующим — язычникам, Коран говорит: «Но Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ, — воистину, Аллах любит справедливых!» (60:8). Комментируя этот аят, крупнейший средневековый толкователь Корана ат-Табари говорит: предписанное здесь дружелюбие распространяется на представителей всех верований и религий, кто не воюет с мусульманами по причине веры, и это предписание не может быть отменено каким-либо другим аятом.

Более того — через Коран мусульманам внушается идея о том, что Всевышний Самолично сохраняет безопасность основных молитвенных комплексов разных конфессий. «И если бы не защита Аллаха одних людей от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминается имя Божье. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему, — воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный!» (сура «аль-Хадж», 40). Таким образом, диалог религий, добрососедские отношения между представителями различный традиций — повеление Всевышнего.

Хочу процитировать перед вами следующий отрывок/ «Сегодня многие легкомысленные газетчики, не найдя каких-либо серьезных осмысленных тем, забыв, что сами являются наследниками, учениками мусульман в области наук и философии, пишут нечто подобное этому: „Мусульманская религия повелевает только вешать и резать, воевать и проливать кровь. Запрещает знание, просвещение и образование, препятствует стремлению к совершенству, не заботится о правах человека, враждебно относится к другим благородным человеческим качествам“. Тем самым, они распространяют среди простого народа различную необоснованную клевету, и многие неразумные люди продолжают им верить. Хорошо, что до сих пор руководители государства, будучи людьми умными и мудрыми, не прислушиваются к таким пустословиям и не перестают относиться к нам милостиво». Звучит очень современно, не правда ли? Между тем, данные строки написаны в 1862–1863 гг. татарским ученым и просветителем Хусаином Фаизхановым.

И сегодня пропагандисты различного толка пытаются навязать нам мысль о том, что религиозный человек — это непредсказуемый, неадекватный человек, склонный к спонтанным поступкам и крайним взглядам. Истина заключается в том, что религиозное мировоззрение — это фактор безопасности и дисциплины. Истинно покорный Всевышнему человек отличается самодисциплиной, соблюдением всех законов, уважением к законно избранным политическим руководителям. Религиозное воспитание учит человека с уважением относится к представителям различных культур и традиций, отказаться от пагубных привычек, приносить пользу обществу, думать и давать моральную оценку каждому своему действию, каждому шагу. То беззаконие и бесчеловечность, которые пытаются навязать умме экстремисты, не имеет ничего общего с религией, которую оставил нам наш досточтимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).

Религиозные деятели должны заботиться о духовном воспитании и просвещении своей паствы, о гармоничном развитии общества, сплочении, единении людей. Слово имама, слово муфтия может открывать сердца или, наоборот, разобщать людей. Поэтому религиозные деятели несут большую ответственность как перед Создателем, так и перед людьми и каждый из нас должен помнить это.

Мы — религиозные деятели, духовенство ратуем за нравственность наших народов, за справедливость, мир, межнационального и межрелигиозное согласие и взаимопонимание. В лице духовенства государственные деятели всегда могут найти союзников и помощников в таких сферах как укрепление единства общества, развитие межкультурного диалога, гармонизация межнациональных отношений. Имамы и муфтии всегда открыты к сотрудничеству с государственной властью, если решения и действия власть предержащих не противоречат исламу и интересам народов страны, не ущемляют права и свободы граждан. И сегодня религиозные лидеры готовы оказать помощь политикам в преодолении сложных социальных проблем на благо народа и во имя высших ценностей.

Важность и потенциал государственно-религиозного сотрудничества прекрасно понимают и в Республике Кыргызстан. На мой взгляд, об этом свидетельствует даже само название сегодняшней конференции — «Религия и безопасность». Меня искренне радует, что наши связи с коллегами из дружественного, братского Кыргызстана крепнут с каждым днем. Наше постоянное общение, взаимодействие, обмен опытом, выработка общности подходов основываются на объективных исторических и географических факторах, но также и на многовековой дружбе наших народов.

Многие киргизские молодые люди учились в медресе Урала и Поволжья, татары же составляли немалую часть городских мусульманских общин Пишпека (Бишкека), Оша, Джелалабада. Не случайно, что впервые произведения киргизской художественной литературы вышли в свет именно в татарских типографиях. Татаро-башкирские депутаты в стенах Государственной Думы России защищали права киргизов на их земли, после того как мусульман Туркестана в 1907 г. лишили права участвовать в выборах в Думу. В период Туркестанского восстания мусульмане Волго-Уральского региона делали всё возможное для того, чтобы спасти киргизов от террора. В годы революции и гражданской войны, коллективизации и сталинского террора значительная татар и башкир бежала в Киргизию — в этом им помогало знание языков и обычаев, культурная и цивилизационная близость. Другой формацией были советские специалисты — выходцы из среды квалифицированных рабочих, интеллигенции. Недаром до сих пор многие семьи киргизской интеллектуальной, политической и бизнес-элиты находятся в родстве с татарами.

Сегодня проблемы безопасности занимают ключевое место для наших сообществ, для всех стран СНГ. Если в наших странах царит внутренний мир, то не опасна и внешняя угроза. В наших особенностях и различиях заключена наша сила, а не наша слабость. Столетиями мусульмане-татары в лице муфтиев и имамов, купцов и издателей, политиков и поэтов стремились установить те мосты, которые объединяют Евразийское пространство. Нам важно, чтобы эти великие традиции не остались лишь воспоминаниями о прошлом, а дали нам ориентиры для построения безопасного, свободного и справедливого будущего на Евразийском пространстве.

Публикуется с сокращениями



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.