Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 6–7(212–213) /2013/ — Мозаика
10.07.2013

Диалог цивилизаций

По страницам «Губернских ведомостей»

«Губернские ведомости» — название официальных правительственных газет, издаваемых в российских губерниях. Указ Сената об издании ведомостей вышел в октябре 1830 г., но не был реализован. С 1838 г. газета стала выходить в 42 губерниях, среди них — Оренбургская, Рязанская. Позднее она в разное время появилась в большинстве губерний и областей и выходила до 1917 г. Интересна и содержательна была неофициальная часть газеты, представляющая и сегодня огромный интерес у исследователей, краеведов. Страницы ведомостей освещали и жизнь российских мусульман. Так, в декабре 1860 г. редактор газеты «Рязанские губернские ведомости» протоиерей Николай Глебов опубликовал свою статью о значении поста в жизни мусульман «Месяц Рамазан у касимовских татар». В 1871 г. «Оренбургские губернские ведомости» напечатали интересную заметку о праздновании поста в Уфимской соборной мечети, свидетелем торжеств был главный редактор П. Н. Чеглоков.

Месяц Рамазан у касимовских татар

...Лучшие мусульмане, в силу свойственных каждому человеку благочестивых порывов духа, стараются придать механизму поста внутренний смысл, освятить его нравственною святостью своего сердца. Так лица, преимущественно из стариков, проводят время поста в благоговейном чтении Алкорана, в духовных размышлениях о святых предметах и в молитве, более набожные даже заключаются дня на два или на неделю в мечеть для богомыслия; откуда не выходят даже ночью для еды: такое состояние называется у мусульман игтикяф <...>

Ученые утверждают, что кто строго постился в продолжении Рамазана, от могилы того несется благовонный запах, по которому можно узнать постника; а в светлых чертогах рая ангелы будут ходить пред постниками с различными напитками и яствами, говоря: «Правоверные постники, ешьте и пейте, что захотите: Господь дает нам все это за то, что вы в мире, когда другие объедались и упивались, — голодали и жаждали». Если в рамазановские ночи правоверный будет в опасности проспать молитву — ангел явится к нему с неба будить его, увещевая встать для хвалений Всевышнего. Правоверный послушается кроткого голоса ангела, будет одеваться, а ангел в это время обращается с мольбой к Богу о мусульманине: «Господи, дай ему за гробом райские одежды»; правоверный будет надевать сапоги, а ангел говорит: «Господи, укрепи ноги во время пути его по мосту — сират», чрез который всякий должен будет идти на том свете в рай; правоверный будет умываться, а ангел за него просить Нелицеприятного и Всеблагого: «Господи, убели лице его и душу на страшном суде» <...>

Ночь аль-кадра бывает в двадцать седьмые сутки месяца Рамазана. С именем — лейлятун-аль-кадр связано для мусульманина столько святого и столько благодеяний в отношении к миру и роду человеческому, что этого ни словом нельзя высказать, ни пером изобразить: чувство человеческое шире человеческого слова, но и оно может обнять только нечто из того, что благодетельного принадлежит ночи аль-кадра.

В эту ночь Господь прощает грехи особенно важные, которые в другое время неудоборазрешимы; это суть: пьянство, неуважение к родителям, ссора с родственниками. Кто из правоверных в эту ночь воссылает к Богу прошения и моление, того молитва равна будет тысячемесячной молитве. Никто из чтителей ислама не может во весь год наслаждаться душевным, семейным и общественным счастием и телесным здоровьем, если ночь аль-кадр проведет без должного благоговения и без исполнения священных обрядов, требуемых верою для блага самого человека. В великую ночь Рамазана божественная благодать миллионами струй течет с неба на исповедников мухаммеданизма и страны ими населяемые. Неудивительно после этого, что при слове: лейлятун-аль-кадр, глаза набожного мусульманина всегда загораются каким-то электрическим блеском духовного блаженства и слезы неизъяснимого сердечного восторга готовы бывают ручьем брызнуть из них.

Но вот уже последняя четверть Рамазана приходит к концу; луна своими маленькими рожками уже обращена к западу, а не к востоку. С благоговейным взором во вне и священным трепетом внутри правоверный мусульманин следует за постоянным умиранием священного месяца: он уже привык к дневной жажде и дневному голоду, и ему будто жаль расстаться с дорогим сердцу временем поста и покаяния; а время все бежит и бежит; на вечер должен наступить торжественный праздник Байрам.

Последовало рождение луны месяца Шагбана. Рамазан кончился. Открывается Байрам — праздник, в который мусульмане слагают с себя бремя поста и три дня ликуют на всей свободе. Ночью все мечети освещаются самым ярким образом, огнями всех сортов и родов; физиономии мусульман принимают какое-то светло-торжественное выражение. С вершины иллюминованного минарета раздается сильный и звучный голос муэдзина: «Бог велик, Бог велик, Бог велик; нет бога, кроме Бога, и Мухаммед пророк Его; идите на молитву, идите ко спасению; молитва лучше сна», правоверные спешат в осветленные мечети для намаза; все одеты в лучшие одежды, и лучшие чалмы на их головах.

Вечер Рамазана в Уфимской соборной мечети

У магометан время поста весьма уважается, и нехождение в мечеть наказывается презрением; даже дети с семилетнего возраста подготавливаются к буквальному исполнению поста ураза. Конечно, в семье не без урода: есть и между магометанами свои отступники и нигилисты, но они составляют редкое исключение, и свое посещение мечети скрывают весьма тщательно. Несоблюдение поста разрешается только в болезнях, или случаях исключительных.

В настоящий пост ураза я имел случай, по приглашению Высокостепенного Оренбургского Муфтия, быть в Уфимской соборной мечети во время вечернего моления (ясых); это моление в течение поста ураза отличается от обыкновенного ясых, совершаемого ежедневно целый год, — прибавлением чтения Корана с промежуточными коленопреклонениями, это прибавочное богослужение называется таравих.

Кроме особенности богослужения, которое — должно отдать справедливость, совершается у магометан с полным благоговением и сосредоточенностью, — обратило на себя мое внимание довольно редкое явление мнемоники: Коран читал наизусть слепец, который выучил его по слуху от доски до доски и читает его так бойко и толково, как иной зрячий и по книге не прочитает. Чтец этот слепой с младенчества (вследствие оспы), по имени Абдулкабир, приезжал по приглашению муфтия из Стерлитамакского уезда, из деревни Стерлибаша, рассадника магометанских мулл Оренбургского края. Абдулкабир, будучи с младенчества слепым, усидчивостью, трудом, а главное терпением и памятью, выучил наизусть арабский Алкоран, состоящий из 400 листов большого формата убористой печати. В мое посещение читались главы (пара) из Алкорана 15 и 16, 17, 18 и 19, а прочтение всего Алкорана исполнено было Абдулкабиром в течение девяти вечерних молений (таравих).

Не зная ни арабского языка, ни Корана, я не могу судить о том: не сделал ли Абдулкабир ошибок в своем чтении, но по крайней мере слышал от магометан — знатоков Корана, что Абдулкабиром чтение исполнено безошибочно. Хвала и честь такому труженику, который хотя и обижен природой, однако ж достиг того, что своим знанием Алкорана служит правоверному люду, не оставляющему в свою очередь Абдулкабира без посильной помощи.

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

В каждом человеке есть искра добра, которую не тушит пепел заблуждения, как бы он ни был густ. В каждом человеке остается частица любви и истины, как бы он ни погряз в злодеяниях, насколько бы ни ушел с прямой дороги.

Амин ибн Фарис Рейхани (1876-1940) — ливанский писатель

Даты и события

Июнь

95 лет со времени создания Мусульманской военной коллегии (Пермь, 1918).

16 — 125 лет со дня выхода высочайшего повеления императора Александра III «О введении образовательного ценза для духовных лиц магометанского исповедания по округу Оренбургского духовного собрания» (1888).

Июль

4 — 20 лет со дня выхода газеты «Татарские новости» (1993).

6 — 135 лет со дня рождения Садри Максуди (1878-1941), татарского общественного и государственного деятеля.

9 — начало поста Рамазан.

10 — 90 лет со дня проведения съезда мусульманского духовенства (Уфа, 1923).

90 лет со дня рождения Хамита Гадельшина (1923-1999), Героя Советского Союза.

19 — 195 лет со дня рождения Ильи Березина (1818-1896), русского востоковеда.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.