Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №1(207) /2013/ — МОЗАИКА
21.01.2013


 

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

 

Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.

Кей Кавус (1021–1098),
персидский писатель

Даты и события
Января

8 — 95 лет со дня проведения Второго Всероссийского мусульманского военного съезда (Казань, 1918).

10 — 105 лет со дня выхода первого номера общественно-просветительского и литературно-художественного журнала «Шура» (1908).

100 лет со дня рождения Гаяза Баймурзина (1913–1948), Героя Советского Союза.

13 — 100 лет со дня рождения Газинура Гафиятуллина (1913–1944), Героя Советского Союза.

100 лет со дня рождения Гайфутдина Гильмутдинова (1913–1944).

15 — 95 лет со дня рождения Гамаля Абдель-Насера (1918–1970), первого президента Египта.

16 — 195 лет со дня рождения Шихаб-ад-дина Марджани (1818–1889), татарского религиозного деятеля, просветителя, философа, историка.

17 — 95 лет со дня опубликования декрета Совета народных комиссаров о создании Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Народном комиссариате национальностей (1918).

21 — 105 лет со дня выхода первого номера журнала «Маглюмат махкама-и шариа Оребургия» (1908–1910).

23–24  — Мавлид ан-набий.

26 — 100 лет со дня рождения Амины Бикчентаевой (1913–1986).

31 — 75 лет со дня проведения Всепольского мусульманского конгресса (Вильно, 1938).

День в календаре

В январские дни исламский мир отмечает Мавлид ан-набий — день рождения Пророка Мухаммада (мир ему). Образ Пророка нашел отражение в мировой художественной литературе. К нему обращались средневековые арабские поэты, приведем знаменитый панегирик Джарира (ок. 633–733, по другим данным - ок. 650–730).

Затем Мухаммада послал на землю к нам Аллах,

Чтоб был тот мудр и справедлив во всех земных делах.

Ты, десятину отменив, мой доблестный халиф,

На благо вере, как пророк, был мудр и справедлив.

По всей земле идет молва о мудрости твоей,

И люди добрые в беде к тебе спешат скорей.

Не обойди же и меня дождем своих щедрот,

Ведь вынужден влачить поэт ярмо земных забот.

А в мудрой книге завещал пророк нам на века:

«Будь милосерден к бедняку и к детям бедняка».

Диалог цивилизаций

Внешность и характер Пророка ( мир ему )

Г. Губайдуллин (1887-1938)

До нас дошло несколько свидетельств о внешности Мухаммада, и так как они в значительной степени совпадают, то, возможно, они близки к истине, хотя в некоторых прослеживается тенденция нарисовать портрет идеального человека. В соответствии с этими свидетельствами, Мухаммад был среднего роста или чуть выше среднего. Его грудь и плечи были широкими, и в целом его отличало крепкое телосложение. Его руки были длинными, кисти и ступни грубыми. Пророк имел широкий и выдающийся лоб, нос с горбинкой и большие черные глаза с карим оттенком, впалые щеки, большой рот, светлый цвет лица и приятную улыбку. Волосы на голове были длинные и густые, прямые или слегка вьющиеся. Его борода также была густой, а на шее и груди у него росла узкая полоска тонких волос. Он всегда передвигался так, словно мчался, спускаясь с горы, и другим с трудом удавалось за ним поспевать. Когда он поворачивался в любом направлении, то делал это всем корпусом.

Пророк был склонен к печали, у него случались долгие периоды молчания, когда он был глубоко погружен в свои мысли; хотя он никогда не отдыхал, а всегда был чем-то занят. Он никогда не говорил без необходимости, а всегда по делу, выражаясь так, чтобы его мысль была понятна, но при этом избегая многословия. Он говорил быстро от начала и до конца. Свои чувства Мухаммад держал под строгим контролем. Когда он был раздражен, он мог отвернуться, когда ему было приятно, он опускал глаза. Его время было четко распределено в соответствии с его различными обязанностями. В общении с людьми он был, прежде всего, тактичным. Иногда он проявлял суровость, но в основном был не груб, а мягок. Он редко смеялся, чаще улыбался.

Существует много историй, иллюстрирующих его мягкость и нежность. Даже если некоторые из них вымышлены, все же велика вероятность того, что в общих чертах такое описание соответствует истине. Например, по-видимому, нет причин сомневаться в правдивости истории о том, как он принес весть о смерти Джафара бин Абу Талиба его вдове Асме бинт Умайс. Сообщается, что эту историю рассказала сама Асма своей внучке. Однажды утром она занималась домашними делами, в том числе собиралась выдубить сорок кусков кожи и замесить тесто, когда пришел Мухаммад. Она собрала детей — у нее было трое сыновей от Джафара, умыла им лица и смазала их кожу маслом. Когда Мухаммад вошел, он попросил позвать сыновей Джафара. Она привела детей, Мухаммад обнял их и вдохнул их запах (как мать сделала бы по отношению к младенцу). Затем его глаза наполнились слезами, и он разрыдался. «Ты слышал что-нибудь о Джафаре?» — спросила она, и Мухаммад сказал, что тот убит. Позже он дал указание кому-то из своих людей приготовить пищу для семьи Джафара, «так как они слишком заняты сегодня, чтобы подумать о себе». Примерно в это же время маленькая дочь Зейда бин Харисы (убитого вместе с Джафаром) пришла к нему в слезах, чтобы он утешил ее, и он плакал вместе с ней; позже, когда его спрашивали об этом, он отвечал, что это было из-за великой любви между ним и Зейдом. Память о его первой жене Хадидже также могла смягчить его сердце. После Бадра муж его дочери Зейнаб оказался среди пленников, захваченных мусульманами, и Зейнаб отправила ожерелье Хадиджи Мухаммаду в качестве выкупа, но он так растрогался при виде ожерелья, что отпустил пленника на свободу без всякой платы.

Мухаммад, очевидно, испытывал особую нежность по отношению к детям и хорошо ладил с ними. Возможно, так выражалась тоска человека, видевшего, как все его сыновья умерли во младенчестве. Большую часть отеческой любви он отдал своему приемному сыну Зейду, о котором мы только что говорили. Мухаммад был также привязан к своему племяннику Али бин Абу Талибу, который некоторое время жил в его семье, но он, несомненно, понимал, что Али не имел задатков крупного государственного деятеля. Среди историй о его привязанности к детям есть несколько о его внучке Умаме бинт Али-ль-Ас (дочери Зейнаб). Иногда во время молитвы он держал ее на плече, спуская на землю, когда кланялся или простирался ниц, и затем вновь ее поднимал. Однажды он дразнил своих жен, показывая им ожерелье и говоря, что он отдаст его той, которая наиболее дорога ему; когда же он решил, что они достаточно заинтригованы, он подарил украшение не одной из них, а Умаме. Он также любил сына Зейда Усаму и немного прокатил его на своем верблюде, когда возвратился домой после битвы при Бадре.

Пророк умел разделять детские игры, и у него было много друзей среди детей. Когда он женился на Аише, она была еще ребенком и продолжала играть в свои игрушки. Как-то он спросил ее, что это за игрушки. «Лошади Соломона», — ответила она, и Мухаммад улыбнулся. Сообщается даже, что однажды он играл с ребенком в игру «кто дальше плюнет». Он забавлялся с детьми, которые прибыли из Эфиопии, и говорил по-эфиопски. Нам известно, что в Медине был дом, где жил маленький мальчик, с которым Мухаммад обычно шутил, но однажды, как сообщает источник, он увидел, что мальчик очень грустен; когда Мухаммад спросил, сто случилось, мальчик ответил, что его домашний соловей умер, и Пророк сделал все возможное, чтобы утешить ребенка. В свете такой доброты и привязанности к детям следующая история вполне может быть подлинной, даже несмотря на то, что она имеет правовое значение. Однажды Мухаммаду принесли младенца; он взял его на руки, и младенец через какое-то время обмочил его. Когда мать его отшлепала, Мухаммад упрекнул ее, сказав: «Ты сделала больно моему сыну», и — вот правовой аспект — отказался переодеться, чтобы ему могли постирать одежду, так как это было не обязательно в случае с младенцем мужского пола. Его доброта распространялась даже на животных, что весьма необычно для его времени и той части света. Когда его люди направлялись к Мекке прямо перед ее завоеванием, они прошли мимо суки со щенками, и Мухаммад не просто приказал не беспокоить их, а поставил человека, чтобы тот следил за выполнением приказа.

Все это — интересные детали, проливающие свет на личность Мухаммада, и, чтобы закончить его портрет, мы добавим несколько штрихов из его общественной деятельности. Он завоевывал уважение и доверие людей религиозной основой своей деятельности и такими качествами, как мужество, решительность, беспристрастность, твердость, тяготеющая к суровости, но смягченная великодушием. Однако вдобавок к этим качествам он обладал обаянием, которое завоевывало привязанность людей и обеспечивало их преданность.

Из книги Монтгоммери Уотта
«Мухаммад в Медине»



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.