Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №190 — Хранительница истории
29.08.2011


К 100-­летию Раузы Ахмедовны Кастровой

13 сентября отмечает столетие Рауза Ахмедовна Кастрова, давно ставшая живым символом мусульманской общины Москвы, уникальным хранителем истории и традиции Ислама в России.

К Раузе Ахмедовне Кастровой, принадлежащей через своих касимовских предков Шакуловых к числу сеидов — потомков Пророка Мухаммада ( да благословит его Аллах и приветствует ), вероятно, как мало кому подходит эпитет «легендарная». В мусульманской общине Москвы ее лично знают или о ней слышали, читали очень многие. Рауза Ахмедовна может поделиться яркими впечатлениями о великом татарском мыслителе Мусе Бигиеве, а для нее — учителе в мектебе мечети на Большой Татарской; о политическом деятеле Мирсаиде Султан-Галиеве, чьи оригинальные концепции изучают во всем мире, — для Раузы Кастровой он муж двоюродной сестры Фатимы Ерзиной. Люди, обозначившие вехи в татарской истории XX века, — ее хорошие знакомые, друзья, собеседники.

Рауза Ахмедовна Кастрова родилась в 1911 году в городе Касимове Рязанской губернии в семье промышленника и мецената Ахмеда Хайрулловича Кастрова. По самому факту своего рождения она принадлежала к элите татарского общества — к богатейшим касимовским мурзам. Меховщики Кастровы выделяли средства на благотворительность: на содержание Ханской мечети, были членами Касимовского мусульманского благотворительного общества. Они являлись попечителями Кастровского медресе в Касимове.

Среди ее родственников по линии сеидов Шакуловых — и касимовская ханша Фатима-Султан, скончавшаяся в 1681 году, с чьей смертью связано окончание истории Касимовского ханства. Бабушку Раузы Ахмедовны звали Айнель-Хаят Валеевна Шакулова. Дед — знаменитый Салих Юсупович Ерзин, уроженец известного среди татар села Азеево. Главное дело своей жизни, то, чем Салих Ерзин обессмертил свое имя, он совершил в 1904 году. Как известно, на средства Салиха Ерзина была построена Московская Соборная мечеть.

Первые воспоминания Раузы Ахмедовны связаны с родным домом Кастровых на Ханской площади Касимова. По существу, Рауза Ахмедовна — единственная ныне живущая свидетельница быта и жизни татарской буржуазии.

После национализации имущества, дома, земельных владений Рауза с родителями, сестрами и братьями оставалась в Касимове. Жили у разных родственников, а после смерти отца покинули родной город. В 1921 году Рауза Кастрова переехала в Москву, в Малый Татарский переулок, в дом, ранее принадлежавший ее дяде Хасану Салиховичу Ерзину. Здесь, в Замоскворечье, в бывшей Татарской слободе, Рауза Кастрова проживет до 1967 года, эти места станут для нее второй родиной.

В 1920‑е гг., когда отношение к Исламу еще не перешло к тотальной ликвидации, Рауза посещала мектеб при мечети на Большой Татарской улице, где среди учителей выделялся знаменитый Муса Бигиев, высланный из Петрограда в Москву! Рассказывал Муса Бигиев о хадже. Рауза Ахмедовна помнит, что в доме Асадуллаева Муса Бигиев участвовал в диспуте с татарским активистом-антирелигиозником ( на манер диспута А. Луначарского с обновленческим митрополитом Александром Введенским ) и, разумеется, обладая полемическим даром, победил. Основным преподавателем в мектебе был близкий к Ерзиным и Кастровым уроженец Касимова имам-хатыб мечети Абдулла Шамсутдинов, учивший чтению Священного Корана и хадисам.

Рауза Ахмедовна, выросшая в семье с прочными джадидскими традициями, оставаясь глубоко религиозным человеком, активно восприняла формирующуюся на ее глазах татарскую советскую культуру. Дом Асадуллаева, являвшийся центром культурной жизни и находившийся в двух шагах от особняка Хасана Ерзина, стал ей родным. Вероятно, конец 1920‑х — начало 1930‑х гг. — самое светлое время жизни Раузы Кастровой. Именно тогда она подружилась с молодыми, талантливыми композиторами Сарой Садыковой и Назибом Жигановым, поэтом Ахмедом Ерикеем, с одной из первых татарских оперных певиц Зюгрой Байрашевой. Особая, грустная и одновременно светлая страница воспоминаний Раузы Ахмедовны связана с Мусой Джалилем — тогда журналистом, позднее сотрудником Татарской оперной студии при консерватории.

Кастровы, как и другие их родственники, по конституции 1924 года являлись «лишенцами» ( то есть лишенными избирательных прав как потомки имущих в прошлом семей ); ее братья не могли получить высшее образование, их выгоняли из институтов. Гонениям подвергалась семья ее двоюродной сестры Фатимы Ахмедовны Ерзиной, вышедшей замуж за Мирсаида Султан-Галиева. Однако время трагических испытаний только разворачивалось. В 1936 году статус «лишенцев» отменили, но Рауза Ахмедовна вместе с матерью и несколькими родственниками была выслана из Москвы в маленький степной городок Акбулак Чкаловской ( ныне Оренбургской ) области. До этого Рауза Ахмедовна смогла получить профессию бухгалтера и все годы ссылки работала в машинно-тракторной станции, а потом на почте. Возможно, ссылка в Акбулак спасла Раузу Ахмедовну от еще более тяжелых событий. Дело в том, что в 1937 году была арестована и позднее расстреляна Эмина Акчурина ( 1897–1937 ) — родственница Раузы, работавшая переводчиком в посольстве Турции в СССР и жившая с Кастровыми в одной коммунальной квартире.

Рауза Ахмедовна вернулась в Москву в 1940 году, всю войну проработала в городе. В 1945 году скончалась и была похоронена, несмотря на сложное время, с соблюдением всех мусульманских обрядов на Даниловском кладбище ее мама — Хадича Салиховна Кастрова ( 1870–1945 ) — дочь великого Салиха Ерзина.

К одному из своих братьев — Абдулхамиту, уже освободившемуся из лагеря, Рауза Ахмедовна поехала в город Ухту в Коми АССР, однако живым его не застала: он умер за несколько дней до ее приезда; одна ссыльная татарка, знавшая Кастровых по Замоскворечью, похоронила Абдулхамита согласно мусульманским канонам. Другой брат — Хасан находился в Иркутской области, брату Мустафе не разрешалось проживание в Москве. Тетка Гульсум Салиховна Яушева скончалась в ссылке в Коми АССР. Это упоминание судеб лишь нескольких ее близких родственников.

Долгие десятилетия Рауза Кастрова хранила память о своих родственниках. Все это было лишь ее частной историей. И только с конца 1980‑х гг. началось возрождение, казалось бы, навсегда утраченного. Вновь стала действовать Историческая мечеть, возродился Дом Асадуллаева. Потом пришел черед вновь громко зазвучать именам ее великих предков. В 1999 году на фасаде Московской Соборной мечети была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная основателю — Салиху Юсуповичу Ерзину. Уникальная память, яркие оценочные суждения, интеллектуальность вскоре сделали Раузу Ахмедовну Кастрову главным хранителем истории московской мусульманской общины. Ей посвящена статья в авторитетном энциклопедическом словаре «Ислам в центральноевропейской части России». Пришедшая известность и востребованность не изменили Раузу Ахмедовну: аристократическая благородность, порядочность, открытость остаются чертами ее характера.

Мира, милости Всевышнего Аллаха и Его благословения.

С юбилеем Вас, дорогая Рауза Ахмедовна!

Марат Сафаров,
исследователь истории мусульман Москвы



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.