Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №190 — Мусульманская община Пензенской области
29.08.2011

Соборная мечеть Пензы

Мусульманская община Пензенской области в этническом плане крайне однородна. Более чем на 90% она состоит из татар, составляющих коренное население области. В отличие от многих других регионов Поволжья городское татарское население состоит из выходцев из сел Пензенской же области. Другие этносы представляют собой незначительные меньшинства, не играющие в жизни мусульманской общины практически никакой роли.

Мусульманское население Пензенской области распределено неравномерно по всей территории региона. Всего здесь существует более полусотни татарских сел, в которых сохраняется культура народа. Наибольшая концентрация — в юго-восточных районах: Городищенском, Кузнецком, Неверкинском, Лопатинском, Сосновоборском, составляя здесь крупный массив сельского населения. В Неверкинском районе татарское население достигает 50% от всех жителей. Часть населения этих районов исторически, со времен Саратовской губернии в Российской империи, тяготеет больше к Саратову, чем к самой Пензе. Зачастую в Саратов направлен основной вектор их урбанизации, и в городах Саратовской области самые крупные общины выходцев из этих районов. Поэтому во многом естественна ориентация части пензенских мусульман на Саратов.

В противоположность им в Пензу переезжают главным образом выходцы из Шемышейского, Каменского, Пачелмского, Иссинского районов. Татарское население последних районов составляет несколько анклавов. Самый значимый из них — отдельный ареал, известный в татарской среде под названием «Алты авыл» ( Каменский, Пачелмский, Белинский районы ). В малых городах региона также существуют мусульманские общины — в Кузнецке, Каменке, Городище, пгт Засечное. При этом городские общины области представляют, скорее, «филиал» сельских.

Мусульманская община региона растет как абсолютно, так и относительно, причем рост численности татарского населения происходит на фоне уменьшения и без того малой кавказской составляющей. Данная ситуация уникальна на фоне других регионов преимущественно с русским населением. Общая численность татар в регионе составляла в 2002 году 86,8 тысячи человек с тенденцией к дальнейшему росту.

В целом для татарских сел Пензенской области характерен высокий уровень жизни. Из сел с населением свыше 1000 человек миграция невелика, из некоторых молодежь вообще не выезжает. Депрессивны главным образом малые села. В целом для населения характерен достаточно высокий уровень религиозности, хотя данное утверждение касается не всех населенных пунктов. Как правило, наилучшая демографическая и экономическая ситуация напрямую связана с высокой религиозностью, что четко прослеживается по сельскому населению Пензенской области. Наиболее красноречивым примером является самое богатое село Средняя Елюзань Городищенского района, которое является также и самым большим татарским селом Европы и одним из наиболее религиозных. Когда въезжаешь в этот аул, то складывается впечатление, что попал в подмосковный коттеджный поселок, по которому, правда, стадами разгуливают гуси. Основа зажиточности жителей лежит в их трудолюбии. Важным показателем религиозности служит то, что более 200 жителей села обучались в различных зарубежных высших учебных заведениях, при этом в нем отсутствуют конфликты на религиозной почве. В Средней Елюзани проживает семь хафизов Корана ( знатоков Корана наизусть ) — шесть мужчин и одна женщина. В селе девять мечетей, и среди них нет ни одной пустующей, в том числе во время утреннего намаза. В настоящее время строится десятая мечеть, но пустой она тоже не будет. Часть жителей Средней Елюзани даже предпочитает производить название села от «аль-азан», хотя филологи усматривают в названии реки Елюзань топоним доордынской эпохи ( при правоте специалистов интересен взгляд самих жителей как феномен массового сознания ).

В селе выходит газета «Аль-Азан», которая содержит преимущественно материалы компилятивного характера, а также сугубо местные елюзанские новости. Ведется работа по запуску сайта www.al-azan.info. Сами жители при вопросе о причине религиозности указывают сохранение мусульманских традиций в советское время. При полевых исследованиях этот факт подтверждается многочисленными свидетельствами, указывающими на наличие непрерывных цепочек, по которым происходило обучение исламским наукам в Средней Елюзани. Этот же факт обусловил выход из села большого количества студентов единственного в позднесоветский период медресе «Мир-и‑Араб» в Бухаре. Авторитет исламских знаний обеспечил также большое число елюзаньцев, учившихся в различных высших исламских учебных заведениях в 1990–2000 годы. По причине того, что в России таких университетов в 1990‑е годы не было, учились они за рубежом, в самых разных странах.

При этом несколько странным обстоятельством представляется тот факт, что в самом большом татарском селе при столь высоком уровне религиозности населения отсутствуют исламские образовательные учреждения, хотя религиозная грамотность его жителей позволяет организовать не только медресе, но и более высокие формы учебного заведения. Подобное учебное заведение могло бы стать образцом мирного бесконфликтного Ислама для других, своеобразной визитной карточкой региона Среднего Поволжья. Село это является своеобразным сакральным центром мусульман региона, обладает повышенной религиозностью, в то же время абсолютно бесконфликтно. В этом состоит значительное отличие от ряда других регионов, где мы нередко видим конфликты как внутри самой конфессиональной среды, так и за ее пределами. Кадровый потенциал Средней Елюзани колоссальный, но при этом он не используется.

В конце 1990‑х годов в регионе были образованы два Духовных управления мусульман: одно — в подчинении Совета муфтиев России ( Единое ДУМ Пензенской области, сокращенно ЕДУМ ), другое — в составе Центрального Духовного управления ( Независимое ДУМ, позже переименованное в Региональное ДУМ, сокращенно РДУМ ). Оба находились в селе Средняя Елюзань. Первое возглавил Аббас Бибарсов ( ввиду почтенного возраста последнего фактически руководил Р. Забиров ), второе — Адельша Юнкин. Впоследствии РДУМ фактически переместилось в город Кузнецк и перешло в подчинение Абубакру Юнкину ( сыну Адельши-хазрата ). В результате произошедших 5 июля 2011 года выборов руководство ЕДУМ было заменено и новым председателем был избран уроженец Средней Елюзани Ислам Дашкин.

Новый муфтий в целом настроен на конструктивную и плодотворную работу. В течение неполного месяца со дня своего избрания он совершил поездки по четырем районам области с целью установления и поддержания контактов с местными мусульманскими приходами. Несмотря на свою молодость, он ищет и успешно находит пути взаимопонимания с лицами пожилого возраста. О его богословской грамотности говорит диплом магистра исламских наук, полученный И. Дашкиным в университете города Триполи ( Ливан ), а также его статус как Коран-хафиза, что подтверждено иджазой ( особая форма свидетельства ), выданной в Королевстве Саудовская Аравия. И. Дашкин пользуется поддержкой Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России во главе с шейхом Равилем Гайнутдином. Плюсом Ислама-хазрата является также конструктивная позиция в отношении региональных властей. Основной мотивацией своего избрания на пост председателя ЕДУМ он называет стремление улучшить положение этой организации, которая в силу обстоятельств оказалась заложником конфликта с губернатором области и пребывала в идейном и кадровом тупике. На посту муфтия И. Дашкин намерен выстраивать работу на высоком организационном уровне с учетом интересов как властей региона, так и всего населения Пензенской области — и мусульман, и представителей других традиционных конфессий нашей страны.

Ахмад Макаров,
руководитель Отдела по работе
с общественными организациями
и мигрантами ДУМЕР



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.