Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №186 — Вторая мировая война глазами исламского законодательства
11.05.2011

9 мая все жители нашей страны отмечают праздник Победы над тиранией. И среди тех, кто внес свой вклад в эту общую победу, было немало и мусульман разных национальностей. Однако все чаще в последнее время слышатся сомнения в правильности участия мусульман в Великой Отечественной войне. Попытаемся рассмотреть сугубо религиозный аспект этой войны, обратившись к основным источникам исламского права.

Всевышний говорит в Священном Коране: «Дозволено сражаться тем, против кого сражаются, поскольку с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах для помощи им — могущественен. Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: “Наш Господь — Бог Единый”. Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха» (сура «Аль-Хадж», аяты 39–40).

Несмотря на то что в те годы религия в нашей стране была гонима, многие из простых жителей являлись верующими и не отказывались от своих религиозных воззрений. А согласно Исламу, до тех пор, пока кто-либо не заявляет об отказе от религии, его следует считать последователем той религии, в которой родился он и его родители. Причем даже в случае озвученного вслух заявления остается вероятность, что это произошло из-за боязни за свою жизнь или жизнь своих близких. В частности, известно, что подобные факты имели место в истории Ислама и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) прощал такие слова и поступки. Что же касается сути исповедуемой большинством верующих жителей СССР религии, то, согласно исламскому вероубеждению, исповедующие Православие и Иудаизм являются «людьми Писания» (ахль аль-Китаб). Соответственно в мусульманских странах православные (как и остальные христиане и представители других конфессий, обладающих Писанием), во-первых, имеют право исповедовать свою религию, не подчиняясь при этом законам шариата; а во-вторых, в случае возникновения угрозы их правам мусульмане обязаны вставать на их защиту (естественно, если сами они невиновны).

Таким образом, защита против агрессоров является, согласно Исламу, не только правом, но и долгом. И естественно, что в случае нападения на свою родину мусульманам предписывается выступать против врагов. Для мусульман середины ХХ века родиной был СССР, и потому, несмотря на неоднозначное положение мусульман в Советском Союзе, долгом последователей Ислама являлось выступить единым фронтом против нападавших.

В Исламе существует и такой принцип, как истихсан — предпочтение наилучшего. Данный источник исламского права фактически был введен в обиход имамом Абу Ханифой как метод исправления тех решений, которые были приняты на основе кыяса (аналогии), но оказались по разным причинам нецелесообразными. Несмотря на то что истихсан как источник исламского права стоит лишь на пятом месте после Корана, Сунны, иджмы (согласованного мнения богословов) и кыяса, он применяется довольно часто, особенно в последнее время. Это связано с тем, что многие современные проблемы не имеют непосредственного решения из других источников мусульманского права. И истихсан служит в качестве указателя на правильное использование тех или иных ответов.

Часть мусульман критически относится к истихсану, однако и в других религиозно-правовых школах существует практически такая же методология извлечения наилучшего решения. Так, одновременно с Абу Ханифой к такому же методу пришел и имам Малик — основатель маликитского мазхаба. И хотя название метода было другим — истислях, суть оставалась прежней. Еще один великий ученый имам аш-Шафии также использовал похожий метод, назвав его истисхабом. Хотя все эти методы в чем-то и отличаются друг от друга, их объединяет одно — не буквальная трактовка различных предписаний или запретов, а использование разума, так как существует масса ситуаций, в которых при вынесении каких-либо решений следует прибегать к рациональным общепринятым выводам.

Истихсан является своего рода неотъемлемой частью человеческого разума. Например, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) использовал его, когда заключал с многобожниками мирный договор, несмотря на то что мусульман условия этого договора вовсе не устраивали. Однако на тот период такое решение было наиболее предпочтительным. Поэтому, хотя и принято считать, что понятие истихсана было введено имамом Абу Ханифой, на самом деле истихсан существовал и до этого. Заслугой имама было то, что он сумел разработать этот источник мусульманского права детально.

Применим данный источник исламского законодательства, чтобы ответить на вопрос: каково было наилучшее решение для мусульман в период военных действий враждующих сторон — СССР и Германии? Ответ очевиден! Прежде всего это связано с тем, что для всех мусульман северной части Евразии СССР являлся тем государством, где они и их предки жили с самого рождения. Несмотря на то что разные регионы вошли в состав Советского Союза по-разному, по факту СССР был родиной для мусульманских народов. Да, религия в те годы в нашей стране подвергалась гонениям, репрессиям подвергались целые нации — но необходимо понять, что неучастие или (что еще хуже) участие в военных действиях на стороне фашистской Германии означало бы содействие агрессору.

Нельзя не отметить, что нацистская пропаганда всячески старалась привлечь на свою сторону мусульманское население, и подчас это удавалось. Однако мусульман, участвовавших в военных действиях на стороне Германии, было в разы меньше, нежели представителей других национальностей Советского Союза (жителей Прибалтики, Западной Украины или самих русских).

Более того, известно, что среди представителей мусульманских народов было множество получивших звание Героя Советского Союза. Именно по­этому депортация целых народов никоим образом не может быть оправдана участием небольшой их части в военных действиях на стороне врага.

Очевидно, что, несмотря на громкие посулы и обещания со стороны германского руководства, понятие справедливости, как она понимается в авраамических религиях, в нацистской идеологической программе отсутствовало. Это исходит прежде всего из того, что, согласно исламскому вероучению, цель не может достигаться любыми средствами. Тем более цель не благая и тем более такими средствами, которые были взяты на вооружение фашистскими властями. Явной и нескрываемой целью нацизма являлось насильственное подчинение той или иной территории и тотальные этнические чистки тех народов, которые объявлялись «второсортными и второстепенными». Могли ли мусульмане содействовать таким целям или просто оставаться в стороне от происходящего?

Всевышний велит в Коране: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (сура «Аль-Маида», аят 8). Известный мусульманский мыслитель, автор тафсира Абдулла Юсуф Али пишет: «Вполне достойно и похвально поступать справедливо и совершать праведные поступки в благоприятной или нейтральной обстановке, однако настоящим испытанием является та ситуация, когда вы должны быть справедливы и беспристрастны к человеку, который вас ненавидит или к кому вы испытываете отвращение и антипатию».

Сунна Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) свидетельствует, что мусульмане должны относиться к своим соседям так, как к своим родственникам. Посланник Аллаха сказал: «Лучшим другом перед Аллахом является лучший из них для своего друга, и лучшим соседом перед Аллахом является лучший из них для своего соседа» (ат-Тирмизи). Как видим, здесь не сказано, что речь идет о соседях-мусульманах — значит, это предписание распространяется на всех, вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности. Из Сунны известно, что Посланник Аллаха относился с добротой даже к тому соседу-немусульманину, который постоянно кидал у него на дороге мусор, а когда тот заболел, Пророк пришел навестить его. Это еще раз показывает и доказывает необходимость равного и справедливого отношения ко всем вне зависимости от религиозных воззрений.

Исходя из всего сказанного, можно сделать очевидный вывод. В тот момент, когда произошло нападение врага, религиозным долгом мусульман стало отражение агрессии и уничтожение притеснения. Невозможно отрицать, что такое притеснение имело место в действительности — фашисты расстреливали тех, кто отказывался идти на сотрудничество; в массовом порядке принудительно угоняли жителей на работу; пытали гражданских и военнопленных; помещали их в концлагеря и т. д. В результате военных действий страдали прежде всего мирные и ни в чем не повинные жители. Все эти общеизвестные факты лишний раз подчеркивают полную справедливость участия мусульман в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. против фашизма.

Да помилует Всевышний Аллах души всех, кто отдал свою жизнь ради нашего будущего. «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун» — «Поистине, все мы от Аллаха, и поистине все мы к Нему возвратимся». Аминь.

Марат Хайретдинов,
публицист

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.